Урок литературы. 5 класс.
Внеклассное чтение.
Тема: «В.А. Жуковский.Сказка «Спящая царевна»
Цели урока:
Обучающие: познакомить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Развивающие: развивать навыки критического мышления учащихся, а так де умение выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, составлять рассказ;
Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие.
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации,осознанное и произвольное построение речевого высказывания,чтение восприятие текста.
Личностные УУД:самоопределение,нравственно-этическая ориентация,способность к самооценке своих поступков.
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,соблюдение правил речевого поведения,умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:целеполагание,планирование,выделение и осознание обучающимися усвоенного материала.
Оборудование:портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Мертвая царевна», мультимедийный проектор.
Ход урока:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!А.С.Пушкин.
Вступительное слово учителя:
Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает. Сегодня мы познакомимся со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
- Прослушаем рассказ об истории создания сказки.
Ученик (сообщение): Летом 1831 года В.А. Жуковский и А.С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г.
Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.
Ученики зачитывают определение и записывают его в тетрадь:
Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских.
Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» – сказка? (Проблемный вопрос)
Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, кратко перескажем сюжет и обратим внимание на то, как он развивается (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).
А теперь поговорим о сказочных героях. Ответьте на вопросы:
– Кто герои сказки? Наделены ли они именами: Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Ответы учеников.Групповая работа.
А теперь прочитаем по ролям отрывок из сказки.
Ответьте на вопросы:
– Что пророчили десять чародеек царевне?
– А двенадцатая? Почему?
– Что пожелала одиннадцатая чародейка?
– Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?
-Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике. Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.
Физ.минутка.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Чтение отрывка.
Ответьте на вопросы:
– Кого мы видим на картине?
– Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.
– А царевна? (Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства).
– Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.
– Почему молча?
– Кем была пряха-старушонка?
- Обратимся к тексту сказки. Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений:
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
– Почему мертвым сном?
– Опишите спящую царевну. Что разрушает силу сна.
- Какой литературный приём художественной выразительности использовал автор?(Эпитет).Записать в тетрадь.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным.
– Каков финал сказки?
Ребята, давайте попробуем словесно описать понравившийся вам эпизод сказки Жуковского. Какие иллюстрации вы нарисовали бы по финалу сказки?
Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Выучить отрывок наизусть из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» (на выбор учащегося.)
Индивидуальные задания:
1 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
2 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку Ш. Перро «Спящая красавица».
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?
Выставление оценок.