СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спящая царевна.В.А.Жуковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.Сказки отражают сокровенные мысли и желания народа,воспитывают в детских душах веру в справедливость,в чудо.

Просмотр содержимого документа
«Спящая царевна.В.А.Жуковский»

Урок литературы. 5 класс.


Внеклассное чтение.

Тема: «В.А. Жуковский.Сказка «Спящая царевна»


Цели урока:


  • Обучающие: познакомить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»

  • Развивающие: развивать навыки критического мышления учащихся, а так де умение выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, составлять рассказ;

  • Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие.

Планируемые образовательные результаты:

  • Познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации,осознанное и произвольное построение речевого высказывания,чтение восприятие текста.

  • Личностные УУД:самоопределение,нравственно-этическая ориентация,способность к самооценке своих поступков.

  • Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,соблюдение правил речевого поведения,умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Регулятивные УУД:целеполагание,планирование,выделение и осознание обучающимися усвоенного материала.



Оборудование:портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Мертвая царевна», мультимедийный проектор.


Ход урока:

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!А.С.Пушкин.

Вступительное слово учителя:

Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает. Сегодня мы познакомимся со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».


- Прослушаем рассказ об истории создания сказки.

Ученик (сообщение): Летом 1831 года В.А. Жуковский и А.С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутли­вое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жу­ковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немец­кой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу кра­савица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихот­ворной форме сказки.


Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.

Ученики зачитывают определение и записывают его в тетрадь:

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских.

Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» – сказка? (Проблемный вопрос)

Обратимся к сю­жету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, кратко перескажем сюжет и обратим внимание на то, как он развивается (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).


А теперь поговорим о сказочных героях. Ответьте на вопросы:

– Кто герои сказки? Наделены ли они именами: Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ответы учеников.Групповая работа.

А теперь прочитаем по ролям отрывок из сказки.

Ответьте на вопросы:

– Что пророчили десять чародеек царевне?

– А двенадцатая? Почему?

– Что пожелала одиннадцатая чародейка?

– Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?

-Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике. Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.

Физ.минутка.

  • Упражнение для мобилизации внимания.

  • И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.


Чтение отрывка.

Ответьте на вопросы:

– Кого мы видим на картине?

– Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.

– А царевна? (Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства).

– Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.

– Почему молча?

– Кем была пряха-старушонка?

- Обратимся к тексту сказки. Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений:

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

– Почему мертвым сном?

– Опишите спящую царевну. Что разрушает силу сна.

- Какой литературный приём художественной выразительности использовал автор?(Эпитет).Записать в тетрадь.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным.

– Каков финал сказки?

Ребята, давайте попробуем словесно описать понравившийся вам эпизод сказки Жуковского. Какие иллюстрации вы нарисовали бы по финалу сказки?

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?


Подведение итогов урока.


Домашнее задание: Выучить отрывок наизусть из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» (на выбор учащегося.)

Индивидуальные задания:

1 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку Ш. Перро «Спящая красавица».


Рефлексия: А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?


Выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!