СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спички детям не игрушки

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

·         Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;

·         Учить соблюдать правила пожарной безопасности;

·         Обучать действиям при возникновении пожара;

·         Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Говорим - огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

Отомстит он сразу людям.

 

Огонь для людей - друг, но бывает и врагом. А почему так бывает?

Об этом мы сегодня и поговорим. 

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

- А сейчас чем пользуются люди, чтобы получить огонь в квартирах?

Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах. Без него невозможна жизнь на земле.

Но огонь бывает и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернется к нам, зависит от нас.

 

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы не редко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.

  1. И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.(инсценировка)

Ученик 1.Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами.

Гонит холод, Гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Вам огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Ученик 2.Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров –

И от дома куча дров.

Учитель:  200 лет назад пожары обнаруживали с высокой башни – каланчи.

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад, на восток –

Не виден ли дымок?

 И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Учитель: Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой ( пожар)

Раз, 2,3,4 – У кого пожар в ( квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ( утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над ( газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ( зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг ( костёр)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг (траву )?

Кто бросал в огнь при этом

Незнакомые (предметы)?

Помни каждый гражданин,

Этот номер (01).

Дым увидел - не зевай

И пожарных (вызывай)

Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнём ( опасно)!

  1. Из каких произведений взяты следующие строки?

 

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите! (Корней Чуковский ПУТАНИЦА)

 

С треском, щёлканьем и громом.

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (Самуил Маршак КОШКИН ДОМ )

 

Пожарные всегда спешат на помощь, но иногда они приезжают слишком поздно. До того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, если будем действовать правильно.

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это ЧС. А главное  в ЧС -  не паниковать и правильно, грамотно действовать.

 

3. Игровые ситуации.

1.У вас загорелся телевизор. Каким должны быть ваши действия?

  • - обесточить
  • - накрыть плотной тканью
  • - позвонить 01

2. Кашу Саша решил  на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни петь.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

 Правила пожарной безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

- На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

  • Выключить газ
  • Накинуть влажное полотенце.

3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?

  • Надо упасть на пол( траву, землю, снег)
  • Накрыться влажной тканью.
  • Бежать нельзя.

4.Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

  • Догнать, накрыть тканью
  • Уронить на землю ( пол, траву, снег)
  • Огнетушителем тушить нельзя.

5. Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

« 01» сумей набрать.

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте.

 

  1. ИГРА «Это я, это я, это все мои друзья».

Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете четко, дружно и правильно, если согласны с моим высказыванием: «Это я, это я, это все мои друзья». И молчите, если не согласны.

1.     Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?

2.     Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?

3.     Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?

4.     Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

5.     Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

6.     Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

7.     Кто костров не разжигает и другим не разрешает

8.     Кто задорный и веселый Верность правилам храня,  Бережет родную школу От огня?

9.     Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

10.                        Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огне недаром Завершается пожаром?

11.                        Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол –  Еле сам живой ушел?

Кто пожарным помогает Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят: Школьников и дошколят?  

  1. Кроссворд 

 

Вопросы:

1. Светит, но обжигает. 2 и 3. Средства тушения огня. 4. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может произойти пожар. 5. Чем подают воду при пожаре. 6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем. 7. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара. 8. Основное средство для борьбы с огнем.

 Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике?( Лестница.)  Для чего применяют пожарные лестницу?

 

  1. Инсценировка стихотворения.

 

Участники: Сережа Иванов, ученик 3 класса

Я – Сережа Иванов. Я – мальчишка будь здоров! Я из школы прихожу, Я на месте не сижу. Мамы с папой дома нет, Сам себя кормлю в обед. Прихожу, плиту включаю, Сразу чайник подключаю, Сковородку, суп в кастрюле. Покачаюсь я на стуле. Посмотрю пойду футбол, Может, сам забью я гол…

ГОЛОС ПОЖАРНИКА:

Стой! За плиткой последи. Никуда не уходи! За огнем смотри всегда, Чтобы не пришла беда!

Учитель:

Позабыл Сергей про газ, А огонь по шторам – рраз! Побежал по стульям с треском и ползет по занавескам. Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок.

Звучит пожарная сирена.

Учитель: Ребята, надо Сергею помочь. Что же ему делать?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

ПОЖАРНИК:

Чтобы не было пожаров, надо правила всем знать. Их, конечно, очень много. Выучим хотя бы пять.

Огонь – партнер серьезный, Небрежность не простит! Бывает очень грозный: Ломает, жжет, дымит! Но если аккуратно,  повежливее с ним, То он такой приятный,  что радостно самим! Но если не научитесь Огнем повелевать,  то нам придется снова  вам телефон сказать.

 

ВЫХОДЯТ ВСЕ УЧАСТНИКИ и выносят плакат с номером пожарной службы 01.

 При этом хором говорят:

Помни каждый гражданин Пожарный номер 01!

 

7. Игра « Вызовите пожарную службу».

На столе телефон, с завязанными глазами набрать номер 01 и  назвать полный адрес.

 

  1. Игра «Подскажи словечко».

 

- Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

- Если младшие сестрички Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те ... (отнять).

- Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом …(сгореть дотла).

- Младшим братьям и сестричкам

Все, кто старше, говорят:

«Крепко помните, что спички —

Не игрушка для...( ребят)»!

- Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей.

Может быть беда большая

Для построек …(и людей).

- Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай …(сигнал).

- Пусть помнит каждый гражданин –

Пожарный номер –

Ноль – один!

Вы запомните, друзья,

Детям спички брать …(нельзя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Дубровская. Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности. Педагогическое общество России. Москва, 2007.

2.     Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре. Москва Стройиздат, 1992.

3.     Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности 2-4 класс. Издательство «Аст» Москва, 1998.

4.     Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-2 класс, Издательство «Вако» Москва, 2005.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!