Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.
Задачи:
· Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
· Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
· Обучать действиям при возникновении пожара;
· Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Говорим - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Огонь для людей - друг, но бывает и врагом. А почему так бывает?
Об этом мы сегодня и поговорим.
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.
- А сейчас чем пользуются люди, чтобы получить огонь в квартирах?
Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах. Без него невозможна жизнь на земле.
Но огонь бывает и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернется к нам, зависит от нас.
Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы не редко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.
- И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.(инсценировка)
Ученик 1.Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод, Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Вам огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Ученик 2.Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
Учитель: 200 лет назад пожары обнаруживали с высокой башни – каланчи.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
Учитель: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой ( пожар)
Раз, 2,3,4 – У кого пожар в ( квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ( утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над ( газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички ( зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг ( костёр)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг (траву )?
Кто бросал в огнь при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин,
Этот номер (01).
Дым увидел - не зевай
И пожарных (вызывай)
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнём ( опасно)!
- Из каких произведений взяты следующие строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (Корней Чуковский ПУТАНИЦА)
С треском, щёлканьем и громом.
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. (Самуил Маршак КОШКИН ДОМ )
Пожарные всегда спешат на помощь, но иногда они приезжают слишком поздно. До того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, если будем действовать правильно.
Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это ЧС. А главное в ЧС - не паниковать и правильно, грамотно действовать.
3. Игровые ситуации.
1.У вас загорелся телевизор. Каким должны быть ваши действия?
- - обесточить
- - накрыть плотной тканью
- - позвонить 01
2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни петь.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила пожарной безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
- На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?
- Выключить газ
- Накинуть влажное полотенце.
3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?
- Надо упасть на пол( траву, землю, снег)
- Накрыться влажной тканью.
- Бежать нельзя.
4.Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
- Догнать, накрыть тканью
- Уронить на землю ( пол, траву, снег)
- Огнетушителем тушить нельзя.
5. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
« 01» сумей набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте.
- ИГРА «Это я, это я, это все мои друзья».
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете четко, дружно и правильно, если согласны с моим высказыванием: «Это я, это я, это все мои друзья». И молчите, если не согласны.
1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает
8. Кто задорный и веселый Верность правилам храня, Бережет родную школу От огня?
9. Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
10. Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огне недаром Завершается пожаром?
11. Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол – Еле сам живой ушел?
Кто пожарным помогает Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят: Школьников и дошколят?
- Кроссворд
Вопросы:
1. Светит, но обжигает. 2 и 3. Средства тушения огня. 4. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может произойти пожар. 5. Чем подают воду при пожаре. 6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем. 7. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара. 8. Основное средство для борьбы с огнем.
Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике?( Лестница.) Для чего применяют пожарные лестницу?
- Инсценировка стихотворения.
Участники: Сережа Иванов, ученик 3 класса
Я – Сережа Иванов. Я – мальчишка будь здоров! Я из школы прихожу, Я на месте не сижу. Мамы с папой дома нет, Сам себя кормлю в обед. Прихожу, плиту включаю, Сразу чайник подключаю, Сковородку, суп в кастрюле. Покачаюсь я на стуле. Посмотрю пойду футбол, Может, сам забью я гол…
ГОЛОС ПОЖАРНИКА:
Стой! За плиткой последи. Никуда не уходи! За огнем смотри всегда, Чтобы не пришла беда!
Учитель:
Позабыл Сергей про газ, А огонь по шторам – рраз! Побежал по стульям с треском и ползет по занавескам. Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок.
Звучит пожарная сирена.
Учитель: Ребята, надо Сергею помочь. Что же ему делать?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
ПОЖАРНИК:
Чтобы не было пожаров, надо правила всем знать. Их, конечно, очень много. Выучим хотя бы пять.
Огонь – партнер серьезный, Небрежность не простит! Бывает очень грозный: Ломает, жжет, дымит! Но если аккуратно, повежливее с ним, То он такой приятный, что радостно самим! Но если не научитесь Огнем повелевать, то нам придется снова вам телефон сказать.
ВЫХОДЯТ ВСЕ УЧАСТНИКИ и выносят плакат с номером пожарной службы 01.
При этом хором говорят:
Помни каждый гражданин Пожарный номер 01!
7. Игра « Вызовите пожарную службу».
На столе телефон, с завязанными глазами набрать номер 01 и назвать полный адрес.
- Игра «Подскажи словечко».
- Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой).
- Если младшие сестрички Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ... (отнять).
- Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом …(сгореть дотла).
- Младшим братьям и сестричкам
Все, кто старше, говорят:
«Крепко помните, что спички —
Не игрушка для...( ребят)»!
- Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей.
Может быть беда большая
Для построек …(и людей).
- Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай …(сигнал).
- Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер –
Ноль – один!
- Вы запомните, друзья,
Детям спички брать …(нельзя).
Литература:
1. Дубровская. Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности. Педагогическое общество России. Москва, 2007.
2. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре. Москва Стройиздат, 1992.
3. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности 2-4 класс. Издательство «Аст» Москва, 1998.
4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-2 класс, Издательство «Вако» Москва, 2005.