СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития для ребенка инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), составлена для ребенка инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для ребенка инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития.»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(для детей с ТМНР)

Морозова Ольга Андреевна

8 год обучения, класс 8

2017-2018 учебный год

  1. Общие сведения о ребёнке.

    ФИО

    Морозова Ольга Андреевна

    Дата рождения


    Адрес проживания

    Г. Москва Кутузовский проезд, д. 4 кв. 83

    Члены семьи/ответственные за воспитанника

    Отец: Морозов Андрей Александрович

    Мать: Татьяна Александровна

    Наличие/отсутствие инвалидности

    Инвалид

    Заключение ПМПК

    Системное недоразвитие речи 1 уровня, нарушение познавательной деятельности F 72,08

    Потребность в уходе и присмотре (нужное оставить)

    Полная, постоянная



    Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка

    Ортопедическое кресло с фиксацией, кресло-коляска, «ходунки», кресло-туалет.

    Форма обучения надомное обучение, комбинированное занятие)

    Надомное обучение

  2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Самостоятельное передвижение ребенка резко ограничено. Оля передвигается только ползком или с помощью взрослого и «ходунков» на колесах, в основном сидит в кресле-коляске с полной фиксацией. Отмечается деформация верхних и нижних конечностей по типу тетраплегии, относительно рабочей можно считать только левую руку. Действия с предметами в основном на уровне неспецифических манипуляций. Девочка захватывает предметы всей рукой. Трудность представляет захват и удержание мелких предметов.

Визуальных нарушений артикуляционного аппарата нет. Слюноглотание нарушено.

На прикосновения человека, соприкосновения с разными по фактуре и температуре поверхностями, материалами реагирует спокойно.

У девочки косоглазие и частичная атрофия зрительного нерва. Взгляд на предмете не фиксирует.

Негативно реагирует (пугается) на шум, громкие звуки. Слух в пределах нормы. Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не всегда реагирует на своё имя.

Наблюдается реакция на изменение интонации голоса взрослого, говорящего с ней (улыбается, иногда вокализирует, но на говорящего не смотрит). Характерно полное отсутствие отраженного звукопроизношения.

Эмоциональное состояние ребенка достаточно устойчивое. Во время занятий девочка ведет себя спокойно, легко идет на контакт. Выполняет несложные манипуляции с предметами. Эмоционально реагирует на похвалу. Иногда обращает на себя внимание взрослых пронзительным кратковременным криком.

Основные трудности во время занятий вызывает быстро наступающая истощаемость психических процессов. Девочке требуется частая смена деятельности и продолжительный отдых.

Контроль выделений частично отсутствует, ребенок пользуется памперсом, хотя может проситься в туалет с помощью характерных звуков. Ест протертую пищу.

Нуждается в полном уходе и контроле со стороны взрослого.



  1. Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю).



Индивидуальный учебный план 3-11 класс

вариант 2 для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Образовательные области

Предметы

(компоненты обучения)



8

1. Язык и речевая практика

1.1Развитие речи


1.2Чтение

2

1.3Письмо

2

2.Математика

2.1 Математические представления

2

2.2Математика


3.Естествознание

3.1 Ознакомление с окружающим миром


3.2 Окружающий мир


3.3 Мир животных


3.4 Мир растений


3.5 Мой край


4.Человек

4.1 Социально-бытовая и пространственная ориентировка

1

4.2 Человек

1

4.3 Основы социальной жизни


4.4Основы религиозных культур и светской этики


5.Искусство

5.1Музыка и движение

1

5.2 Изобразительная деятельность

1

5.3 Ручное творчество


6.Физическая культура

6.1 Адаптивная физкультура


7.Технологии

7.1 Гигиена, самообслуживание.


7.2 Ручной труд


7.3 Домашний труд


7.4 Обслуживающий труд


Итого: максимальная нагрузка учащихся

10

8.Коррекционные технологии

8.1. Двигательное развитие


8.2.Логопедия


8.3.Ритмика


8.4.Развитие психомоторики и сенсорных процессов


Итого: к финансированию:

10


  1. Организация и содержание образования.


Для организации работы с детьми с ТМНР предполагается симбиотическое использование элементов образовательных областей в работе с ребёнком для решения следующих задач:

  • Элементарное развитие с целью расширения возможностей общения с окружающими людьми, воспитания умения сигнализировать о личных потребностях, выражать адекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители. Умение пользоваться доступными средствами альтернативной коммуникации для решения соответствующих возрасту и положению проблем.

  • Стимулирование эмоционального отклика на вхождение в жизнь ребёнка новых предметов, субъектов и явлений. Формирование внутренней мотивации к познанию нового.

  • Формирование, насколько это возможно, комфортного жизневосприятия ребёнком окружающей действительности.

Работа с ребенком проводится в форме надомного обучения.

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

В ходе занятий в рамках предмета «Чтение» предполагается:

  1. Ознакомление с отдельными бытовыми предметами и предметами обихода с использованием предметного и наглядного материала.

  2. Ознакомление с некоторыми буквами и звуками русского алфавита с привязкой к простым словам (мама, баба, папа) и звукам животного мира (му, ме, мяу).

  3. Ознакомление с некоторыми элементами городской инфраструктуры (транспорт, светофор, магазин, дом, двор и т.д.) с опорой на наглядный материал.

  4. Слушание аудиосказок и разыгрывание сказок с помощью кукол и пальчикового театра.

  5. Узнавание героев сказок в виде кукол.

В качестве приёмов обучения предполагается использование упражнений для стимуляции зрительного нерва, использование тактильного контакта, упражнения на узнавание, зрительный поиск по слову, наблюдение за предметом (картинкой), предметной деятельностью педагога, стимуляция элементарной самостоятельной предметно-практической деятельности и деятельности по инструкции учителя.

По прохождении занятий планируется результат:

  • Накопление сенсорного опыта, расширение пассивного словарного запаса и кругозора;

  • Формирование навыка длительного слежения за предметом и деятельностью;

  • Устойчивая фиксация зрения на предмете;

  • Узнавание по слову предмета, манипуляции с предметами по инструкции учителя.

  • Элементарная самостоятельная предметно-практическая деятельность.



В ходе занятий в рамках предмета «Письмо» предполагается:

  1. Графическое изображение элементов картинок и букв по пунктирным линиям (прием «рука в руке»);

  2. Построение простейших графических орнаментов (прием «рука в руке»);

Приёмы обучения аналогичны тем, что используются по предмету «Чтение». В качестве средств обучения используются тетради на печатной основе и графические прописи.

Результат аналогичны тем, что ожидаются по предмету «Чтение», а также укрепление ручной моторики.

В ходе занятий в рамках предмета «Математические представления» предполагается:

  1. Восприятие цвета (Дифференциация и обобщение).

  2. Восприятие формы (Дифференциация и обобщение).

  3. Восприятие размера (Дифференциация и обобщение).

  4. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг.

  5. Знакомство с количеством. Один - много.

  6. Предметный счет в пределах трех.

Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются по предмету «Чтение».

В ходе занятий в рамках предмета «Человек» предполагается:

  1. Ознакомление с частями тела.

  2. Ознакомление с частями лица.

  3. Элементарные представления о личной гигиене.

Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются по предмету «Чтение».

В ходе занятий в рамках предмета «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» предполагается:

  1. Ознакомление с элементарными предметами личной гигиены с использованием доступной практической деятельности;

  2. Ознакомление с предметами одежды и обуви;

  3. Ознакомление с предметами мебели, кухонными принадлежностями, элементами сервировки стола;

  4. Ознакомление с продуктами питания.

Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются в области «Чтение». Для предметно-практической деятельности по предмету используются развивающие игрушки: продукты питания, детская мебель, столовые приборы, бытовая техника, а также кукла с набором одежды для разных сезонов.

В ходе занятий в рамках предмета «Музыка и движение» предполагается:

  1. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов;

  2. Знакомство с русской сказкой под музыку;

  3. Знакомство с детскими музыкальными произведениями;

  4. Доступные движения под музыку и игра на музыкальных инструментах (ложки, бубен, металлофон) с помощью учителя.

В качестве приёмов обучения предполагается использование упражнений со звучащими предметами и инструментами, слушание музыкальной сказки, слушание мелодии в исполнении музыкальных инструментов, упражнения на вызывание двигательной активности и эмоционального отклика.

По прохождении занятий планируется результат:

  • Накопление сенсорного (слухового) опыта;

  • Воспитание умения продолжительного слушания звучания;

  • Развитие слуховых восприятий;

  • Воспитание мотивации к слушанию музыки и звучания;

  • Воспитание восприятия музыки как успокаивающего или комфортного фактора существования.

В ходе занятий в рамках предмета «Изобразительная деятельность» предполагается:

  1. Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования;

  2. Оставление графического следа;

  3. Рисование контура предмета по сплошной контурной линии (прием «рука в руке»);

  4. Закрашивание внутри контура (прием «рука в руке»);

  5. Работа с пластичными материалами (прием «рука в руке»);

  6. Сминание, разрывание бумаги.

Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются в области «Письмо».



Базовые учебные действия.

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации в процессе занятий и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (педагог, родственник, специалист и др.):

  • принятие контакта, инициированного взрослым (со взрослым)

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда на говорящего взрослого

  • направленность взгляда на задание

  • подражание простым движениям и действиям с предметами

  • выполнение простых одно-двух ступенчатых речевых инструкций

  • принятие помощи взрослого

  • выполнение простых действий с одним или рядом предметов (по подражанию и самостоятельно)

Коррекция поведенческих проблем.


Проблемы поведения

Способы и методы коррекции


Агрессия и аффективные вспышки агрессии:

  • агрессия, направленная на вещи – кидает игрушки, предметы.


Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого с помощью альтернативной коммуникации.

 



5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Организацию реализации потребности в уходе за ребенком обеспечивают в необходимой и достаточной степени законные представители ребенка Морозов А.А., Т.А.. Педагог во время занятий с ребенком использует здоровьесберегающие технологии.

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

От ГБПОУ КГТиТ № 41 с ребёнком работают учитель-дефектолог Щербакова Ирэн Леонидовна.


7. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

  • Ортопедическое кресло, кресло-коляска.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, кегли, шариковый бассейн, утяжелители.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.

  • Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, крупные и мелкие шарики, пробки).

  • Тетради на печатной основе, графические прописи, наборы геометрического материала, тематические развивающие игры и игрушки.


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Наблюдение, анализ реакций ребенка во время занятий, опрос родственников. Фиксирование происходящих изменений в поведенческой и когнитивной сфере осуществляется в итоговой характеристике на ребенка за учебный год.





Учитель: _______________________________






Родители (законные представители) ______________________________

обучающегося:

________________________________






01.09.2017




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!