СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальные методы и приёмы коррекционной работы. Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях инклюзивного образования многие учителя растеряны, т.к. им не приходилось работать с детьми с ОВЗ. Данная презентация немного облегчит поиск специальных приёмов и методов для работы с такими детьми. Принципы, цели, требования, некоторые приёмы и методы, и, конечно, творчесткий подход!

Просмотр содержимого документа
«Специальные методы и приёмы коррекционной работы. Презентация»

«Специальные методы и приёмы коррекционной работы» Подготовила: учитель начальных классов Фокинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида Юркова Надежда Игоревна 2016 г.

«Специальные методы и приёмы коррекционной работы»

Подготовила:

учитель начальных классов Фокинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида

Юркова Надежда Игоревна

2016 г.

Обучение детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Большую роль в коррекционном обучении играют отработка, закрепление и повторение учебных действий. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организации процесса обучения.

Обучение детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.

Большую роль в коррекционном обучении играют отработка, закрепление и повторение учебных действий.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организации процесса обучения.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;  - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;  - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Цели коррекционного обучения: Образовательная – определяет, чему педагог учит на данном уроке; Коррекционная – помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся; Воспитательная – позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Цели коррекционного обучения:

  • Образовательная – определяет, чему педагог учит на данном уроке;
  • Коррекционная – помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся;
  • Воспитательная – позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
Общие принципы и правила коррекционной работы:   1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: Принцип развития динамичности Принцип продуктивной обработки информации Принцип развития и коррекции высших психических функций Принцип мотивации к учению

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Принцип развития динамичности
  • Принцип продуктивной обработки информации
  • Принцип развития и коррекции высших психических функций
  • Принцип мотивации к учению
При проведении коррекционной работы следует соблюдать следующие требования: По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д. Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ; Дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником; Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, ситуации успеха.

При проведении коррекционной работы следует соблюдать следующие требования:

  • По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.
  • Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
  • Дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
  • Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, ситуации успеха.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия: Формирование УУД на всех этапах учебного процесса; Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д. Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; Разделение деятельности на отдельные составные элементы, части, операции, позволяющие осмыслить их; Использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:

  • Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  • Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.
  • Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • Разделение деятельности на отдельные составные элементы, части, операции, позволяющие осмыслить их;
  • Использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Эффективные приемы коррекционного воздействия  - игровые ситуации;  - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;  - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;  - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Эффективные приемы коррекционного воздействия

- игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Наиболее приемлемые методы  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Наиболее приемлемые методы

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично поисковый,
  • коммуникативный,
  • информационно-коммуникационный;
  • методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с   ОВЗ      Фитотерапия      Ароматерапия     Музыкотерапия   Хромотерапия или Цветотерапия     Рефлексотерапия и точечный массаж       Куклотерапия      Сказкотерапия       Песочная терапия

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с  ОВЗ

   Фитотерапия 

   Ароматерапия

   Музыкотерапия

 

Хромотерапия или Цветотерапия

   Рефлексотерапия и точечный массаж

 

    Куклотерапия

 

   Сказкотерапия

 

    Песочная терапия

Рекомендации педагогу по  проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ   1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми. 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендации педагогу по  проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:   Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

Приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  • Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
  • («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
  • («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Список литературы   Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.

Список литературы

  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
  • Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!