В условиях инклюзивного образования многие учителя растеряны, т.к. им не приходилось работать с детьми с ОВЗ. Данная презентация немного облегчит поиск специальных приёмов и методов для работы с такими детьми. Принципы, цели, требования, некоторые приёмы и методы, и, конечно, творчесткий подход!
Просмотр содержимого документа
«Специальные методы и приёмы коррекционной работы. Презентация»
«Специальные методы и приёмы коррекционной работы»
Подготовила:
учитель начальных классов Фокинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида
Юркова Надежда Игоревна
2016 г.
Обучение детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
Большую роль в коррекционном обучении играют отработка, закрепление и повторение учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организации процесса обучения.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Цели коррекционного обучения:
- Образовательная – определяет, чему педагог учит на данном уроке;
- Коррекционная – помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся;
- Воспитательная – позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип развития динамичности
- Принцип продуктивной обработки информации
- Принцип развития и коррекции высших психических функций
- Принцип мотивации к учению
При проведении коррекционной работы следует соблюдать следующие требования:
- По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.
- Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
- Дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
- Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, ситуации успеха.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:
- Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.
- Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- Разделение деятельности на отдельные составные элементы, части, операции, позволяющие осмыслить их;
- Использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Эффективные приемы коррекционного воздействия
- игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Наиболее приемлемые методы
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
- коммуникативный,
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Фитотерапия
Ароматерапия
Музыкотерапия
Хромотерапия или Цветотерапия
Рефлексотерапия и точечный массаж
Куклотерапия
Сказкотерапия
Песочная терапия
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
- Снятие страха - «Ничего страшного...»
- Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
- Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
- Говорите это искренне и уверенно.
- Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
- («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
- Педагогическое внушение - «Приступай же...
- Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
- («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Список литературы
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
- Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.