Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями.
Структура программы отражает требования Федеральных Государственных Стандартов к образовательным программам.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на создание системы комплексной помощи младшему школьнику с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи младшему школьнику этой категории в освоении ООП.
Целью программы является преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного года обучения, ступени обучения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
В качестве основной задачи программа выделяет создание условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья путем согласования требований федерального государственного образовательного стандарта, примерных основных общеобразовательных программ и индивидуальных особенностей, и возможностей обучающихся. При этом минимум содержания образования, необходимого для освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, заложен в фундаментальном ядре содержания общего образования.
Программа специализированного процесса индивидуального развития предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут не только степень участия специалистов сопровождения, и организационные формы работы, но и количество учеников (участников) образовательной программы.
Настоящая программа обеспечивает:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, стимулирующих детские рефлексивные умения;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
- стимулирование, самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей, обучение роли личной ответственности за достижение результата.
Содержание программы определяют следующие принципы:
- Личностно-ориентированный принцип.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения обучающимся образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой программы является взаимосвязь следующих подходов:
- личностно-ориентированного, предусматривающего учёт интересов ребёнка;
- системно-деятельностного;
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Специализированная образовательная программа индивидуального развития младших школьников с особыми образовательными потребностями предполагает, что её участники (учитель-ребёнок-его законные представители-психологи-медицинские работники) будут самостоятельно определять и регулировать сроки её проведения.
Структура программы регламентирована требованиями ФГОС и включает в себя: общие положения, целевой раздел, пояснительный раздел, планируемые результаты освоения обучающимся специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями, учебный план ГБОУ «Лицей» № 507, программу формирования универсальных учебных действий, программу медико-психологического изучения младшего школьника, систему диагностики и контроля специализированной медико-психолого-педагогической работы по формированию универсальных учебных действий, заключение, список литературы.
В виду временной ограниченности профессионально-ориентировочной практики настоящая программа не прошла апробацию и выносится на защиту в качестве примерного варианта специализированной программы индивидуального развития младшего школьника.
Коллеги, жду Ваших комментариев :)