СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается специализированная программа факультативного курса "Экологический алфавит". Эта программа является более расширенным дополнением к экологическим основам курса "Окружающий мир" в начальной школе. Особенность программы в том, что она реализует начальное экологическое образование в третьих классах с учащимися, имеющими особые потребности в образовании. Объём программы рассчитан на год, проводится 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут. Минимальная наполняемость класса - 10 человек. Программа не является обязательной для посещения и позиционирует себя в качетстве факультатиного курса по выбору учащихся и с одобрением их родителей. Таким образом, уважаемые коллеги, уважаемые родители и учащиеся, документ я выставляю на Ваше обозрение (в последствии, выложу к нему презентации и другие доп.материалы. Скачивать, комментировать и голосовать разрешаю )
Департамент Образования Города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Специализированная программа
элективного курса экологии в начальной школе
«Экологический алфавит»
для учащихся с особыми потребностями в образовании в третьем классе
Разработчик: Скачинская О. О.
магистрант, 2 курс, 2 ППОМ-НО-о-в
Москва, 2017
Содержание
Общие положения…………………………………………………………3
Целевой раздел…………………………………………………………….5
Пояснительная записка…………………………………………………..8
Планируемые результаты………………………………………………15
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений……...20
Программа формирования универсальных учебных действий…...21
Направления (пути формирования УУД) учащихся третьих классов с особыми образовательными потребностями…………………………………...21
Этапы формирования УУД учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями……………………………………………...22
Коррекционные и образовательные механизмы формирования УУД учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями……22
Условия реализации элективного курса «Экологический алфавит»…...24
Учебно-тематическое содержание процесса экологического образования учащихся третьего класса с особыми потребностями в образовании………..26
Пример коррекционного занятия по программе «Экологический алфавит»………………………………………………………………………….28
Система диагностики и контроля элективного курса «Экологический алфавит»…………………………………………………....42
Предполагаемые диагностические мероприятия по завершению элективного курса «Экологический алфавит»…………………………….44
Заключение к специализированной образовательной программе элективного курса «Экологический алфавит»…………………………….46
Список литературы………………………………………………...48
Общие положения
Разработанная программа «Экологический алфавит» представляет собой специализированный элективный курс, который предназначен для формирования у учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями базовых представлений об экологии.
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой. Часто встречается перевод термина «экология» как учения о доме, о жилище. Это не точно. Древние греки понимали, что этот термин значительно шире. Экосом они называли любое место пребывания человека: и хороший пляж, где люди собирались для купания, и горное пастбище, где пастухи пасли овец. [14, c.6]
В середине XX века экологию стали понимать, как науку об экосистемах и биосферах. Начало такому пониманию положили работы В. И. Вернадского, В.В. Докучаева, Ю.П. Одума, А. Дж. Тенсли, Н. В. Тимофеева-Ресовского и других известных учёных.
Современная экология – это фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и объединяющая знание основ нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и т. д.
Основные положения экологии:
-всё связано со всем;
-природа планеты Земля представляет собой комплекс живой и неживой природы, неживые составляющие природы – атмосфера, гидросфера (водная среда планеты) и литосфера (твёрдая оболочка Земли); живые составляющие природы – растения, животные, микроорганизмы;
-область обитания живых организмов называется биосферой;
-человек – часть биосферы;
-человек, будучи представителем одного из биологических видов, не может существовать без совокупности ныне живущих на Земле биологических видов, которые и составляют среду обитания. [14, c.6]
Экологические системы, как и живые системы других уровней организации, являются весьма сложными, характеризуются нелинейной динамикой и их поведение в математических моделях описывают такие современные науки, как динамическая теория систем и синергетика. В моделировании экосистем определённую роль сыграли также представления кибернетики (науки об управлении) о теории регулирования, об устойчивости и неустойчивости, об обратных связях.
В наше время термином «экология» всё чаще обозначают совокупность взаимоотношения природы и общества.
Таким образом, в структуре современной экологии выделились три взаимосвязанные ветви.
Первая ветвь. Общая экология, или биоэкология, – это изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.
Вторая ветвь. Геоэкология – это изучение геосфер, их динамики и взаимодействия, геофизических условий жизни, факторов (т.е. ресурсов и условий) неживой окружающей среды, действующей на организмы.
Третья ветвь. Прикладная экология – это аспекты инженерной, социальной, экономической среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и общества, экологических принципов охраны природы. [14, c.7]
Целевой раздел
Для обеспечения условий наиболее полного развития ребенка с психофизическими нарушениями и коррекции его недостатков целесообразно строить педагогический процесс на основе индивидуальных образовательных программ, разработка и реализация которых является одним из основных целевых ориентиров государственной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих внедрение личностно-ориентированных технологий.
Коррекционно-развивающая цель элективного курса экологии в начальной школе «Экологический алфавит» для учащихся третьего класса с особыми потребностями в образовании (далее – элективный курс «Экологический алфавит») заключается в проведении психолого-педагогической коррекции психологических недостатков учащегося, формировании здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определенную гражданскую позицию.
В основной общеобразовательной программе по предмету «Окружающий мир» нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому в процессе реализации начального экологического образования в классе, где учатся младшие школьники с особыми потребностями в образовании, элективный курс «Экологический алфавит» кроме общеобразовательных задач, преследует и осуществление важных коррекционных задач:
-проведении коррекционной работы по преодолению психологических недостатков, учащихся в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости);
-комплексном совершенствование всех психических процессов;
- создании необходимых условий для формирования лидерских качеств учащегося, повышении уровня самостоятельности, совершенствованию мотивационной стороны деятельности учащегося, раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей учащегося.
Образовательная программа элективного курса «Экологический алфавит» позволяет строить образовательный процесс не от учебного курса, дисциплины, а исходя из особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его особых образовательных потребностей.
Следовательно, содержание и целевое назначение элективного курса экологии в начальной школе «Экологический алфавит» для учащихся с особыми потребностями в образовании с особыми образовательными потребностями направлено на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» ставит акцент на понимании ребенка с ограниченными возможностями здоровья как нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
[4, с.82]
Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития состоят в следующем:
1. Время начала образования – потребность в совпадении начала целенаправленного специального обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. Крайне опасной является ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направлены только на попытку лечения ребенка, его реабилитацию средствами медицины.
2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Например, занятия по развитию слух зрительного и зрительного восприятия речи у детей с нарушением слуха, разделы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения и умственно отсталых детей, разделы по формированию сознательной регуляции поведения и взаимодействия с окружающими людьми, физической и социальной мобильности. Помимо этого, для преодоления недостатков развития детей вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей знания и представления окружающей действительности. Для отдельных детей, например, для детей с нарушением интеллекта, предусматривается оригинальное содержание общеобразовательных предметов.
3. Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, пошаговом обучении, чем это обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка (использование жестовой речи, рельефно-точечного шрифта, переориентировка со словесных методов обучения на практически-действенные).
4. В особой организации обучения – потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды.
5. В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. Особенно данное положение качается детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в общеобразовательных учреждениях массового назначения.
6. В продолжительности образования – потребность в продлении срока процесса обучения.
7. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей), во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и особая подготовка силами специалистов.
Нормативно-правовая база курса «Экологический алфавит»
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.
4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ).
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
7. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.
8. Новая национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
9. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Таким образом, назначение элективного курса экологии в начальной школе «Экологический алфавит» для учащихся с особыми потребностями в образовании состоит в определении содержания начального экологического образования, которое может освоить ребенок за определенный временной период, характеристике методов и средств обучения, коррекции и компенсации отклонений в развитии, а также в определении сроков и темпа освоения основной общеобразовательной программы по предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка
Основой элективного курса «Экологический алфавит» стали следующие программы:
образовательного назначения, реализуемые в:
СОШ
-Черпакова О.В. Программа внеурочной деятельности «Экология и душа (1-4 класс) - «Экология и душа» является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков. Цель: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности. [25, с. 15]
-Махмутов А. Ф. программа экологического воспитания школьников «Окружающая среда» - цели: -формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; -Формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде. [11, c.3]
ДОУ
-Комиссарова Г. Л. Рабочая программа кружка «Природа и мы» - Программа кружка «Природа и мы» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Данная образовательная программа имеет эколого-биологическую направленность. Курс направлен на развитие и совершенствование непрерывного и всестороннего экологического просвещения учащихся. Основные направления. 1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. 2.Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.). 3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов. Основной целью программы является: - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; - формирование представлений о само ценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; - закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде. Задачи: Программа реализует следующие задачи: 1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе; 2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам; 3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. [9, с. 12]
коррекционно-развивающего назначения, реализуемые в:
СОШ
-Войтова Г.В. «Эколидер» (адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, предназначенная для учащихся 1-2 классов) – предусматривает выявление и развитие способностей обучающихся через систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики; участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии социальной среды; проектирование образовательного процесса на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода; создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.
[2, c.6]
ДОУ
-Корнеева Н. Н. «Хочу всё знать!» - предполагает раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении. [7, c. 25]
Коррекционных и специализированных образовательных учреждений
-Вишневская О. «Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ в различных видах деятельности в условиях детского дома» - направлена на развитие интереса детей к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, явлениям природы, пробуждать у них желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире; расширение и углубление представлений детей о местах обитания, образе жизни и способах питания животных и растений; о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь, сезонных и суточных изменениях (лето – зима, весна – осень, день – ночь, утро – вечер). Учить связывать их с изменениями в жизни людей, животных; растений; формирование у детей экологических представлений (люди, растения и животные: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой – обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе; отношение человека к растениям и животным. [2, c.34]
Обобщённые черты программ, ставших основой курса «Экологический алфавит», сводятся к раскрытию творческого потенциала младших школьников с особыми образовательными потребностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении.
Однако, описанных условий оказалось недостаточно для реализации экологического образования в классах, где учатся дети с особыми образовательными потребностями.
В результате обнаружилось противоречие, с одной стороны, между наличием значительного перечня программ, которые позволяют реализовать экологическое образование в начальных классах, имеющих учеников с особыми образовательными потребностями; и, с другой стороны, низким уровнем мотивации третьеклассников с особыми образовательными потребностями в углублённом изучении экологического компонента дисциплины «Окружающий мир».
Из возникшего противоречия последовал проблемный вопрос: «Нужно ли создавать другие дополнительные условия для повышения уровня мотивации в изучении экологического компонента курса «Окружающий мир» у учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании? Если да, то какие?», стал мотивом для создания специализированного элективного курса «Экологический алфавит»
Обоснование актуальности курса «Экологический алфавит».
Программа элективного курса «Экологический алфавит» раскрывает на доступном для учащихся в третьем классе с особыми образовательными потребностями сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Третьеклассники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим элективный курс «Экологический алфавит» способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся третьего класса с особыми образовательными потребностями приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. При этом важнейшей функцией образовательной деятельности является формирования интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе, отношению человека к природе.
Обоснование новизны специализированного элективного курса «Экологический алфавит».
Новизна элективного курса «Экологический алфавит» заключается в том, что настоящий курс, будучи специализированным, при реализации азов экологического образования в третьих классах начальной школе учитывает психологические особенности учащихся с определёнными образовательными потребностями:
-наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;
-нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;
-нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдают скорость восприятия и ориентировка в пространстве;
-особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный;
-задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны;
-у детей с особыми образовательными потребностями наблюдается нарушение процесса мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование);
-учащиеся с особыми образовательными потребностями характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Образовательная цель элективной программы для младших школьников с особыми образовательными потребностями «Экологический алфавит» заключается в целенаправленном развитии у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.
Задачи элективного курса «Экологический алфавит»:
Предметные
-совершенствовать имеющиеся у третьеклассников с особыми потребностями в образовании представления о живой и неживой природе;
-сформировать у третьеклассников с особыми потребностями в образовании новые знания об основных элементах природы на основе наблюдений и простейших опытных действий, расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности животного мира;
-расширить у третьеклассников с особыми потребностями в образовании представление о человеке как о части живой природы;
-выработать у третьеклассников с особыми потребностями в образовании умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
-сформировать знания третьеклассников с особыми потребностями в образовании о природе своего края/города.
Образовательные
-сформировать у третьеклассников с особыми потребностями в образовании представление о системе природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе и общественных организаций, всех людей;
-сформировать у третьеклассников с особыми потребностями в образовании бережное отношение к природе;
-раскрыть эстетическую сущность природы, её неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к живому.
Коррекционно-развивающие
-проведении коррекционной работы по преодолению психологических недостатков третьеклассников с особыми потребностями в образовании в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости);
-комплексном совершенствование всех психических процессов третьеклассников с особыми потребностями в образовании;
- создании необходимых условий для формирования лидерских качеств третьеклассника с особыми потребностями в образовании, повышении уровня самостоятельности, совершенствованию мотивационной стороны деятельности третьеклассника с особыми потребностями в образовании, раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей учащегося.
Разработанный на основе требований федерального государственного стандарта начального общего образования элективный курс «Экологический алфавит» реализует известные дидактические принципы организации современного обучения:
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.
Принцип обеспечения связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой – отрицает абстрактно-просветительскую деятельность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике и всей общественной жизни страны и за её пределами.
Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу – участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценностных личностно-деловых качеств.
Принцип научности – предполагает ориентированность на формировании в единстве знаний и умений, сознания и поведения, при построении научно обоснованного педагогического процесса.
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе – предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых, и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности – направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Принцип наглядности – наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
Принцип эстетизации – формирование у учащихся эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокохудожественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
Отличительными особенностями элективного курса «Экологический алфавит» является реализация следующих идей и принципов развивающего обучения, которое предполагает гармоничное развитие всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности:
-идеи единства и взаимопроникновения линий развития психической деятельности;
-принципов индивидуализации и дифференциации обучения;
-принципов системности и целостности;
-проблемности в обучении;
-гармоничного развития различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического);
-процесса формирования алгоритмических и эвристических приёмов умственной деятельности;
-мнемической деятельности. [13, с. 31]
Педагогическая целесообразность. Основная идея программы – развитие мотивации к изучению экологического компонента курса «Окружающий мир» у учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями. Обучение по образовательной программе «Экологический алфавит» позволит приобщить третьеклассников с особыми образовательными потребностями к миру природы, ее охране, сформировать интерес к новым видам деятельности (экологическая акция, исследование); что позволит изменить личностные качества данной категории учащихся третьего класса.
Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования, предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремления к поиску постоянных открытий.
Вид программы
По содержанию – эколого-биологическая.
По уровню усвоения – общекультурная.
По целевой установке – авторская.
Целевая аудитория программы
Предполагается, что разработанная специализированная программа будет реализовываться в третьих классах общеобразовательной школы (где учатся дети с особыми потребностями в образовании) на занятиях внеурочной деятельности в качестве курса по выбору.
Требования к реализации специализированного элективного курса «Экологический алфавит»
Программа элективного курса «Экологический алфавит» рассчитана на один год обучения. Общий объем реализации программы 110 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом 5-10 минут каждый час. Количество обучающихся в группе – 10 человек.
Предлагаемая специализированная программа «Экологический алфавит» не является обязательной. Программа «Экологический алфавит» представляет собой курс по выбору. Это означает, что реализация настоящей программы «Экологический алфавит» возможна в соответствии с пожеланиями законных представителей учащихся третьих классов, имеющих особые потребности в образовании.
Планируемые результаты освоения курса «Экологический алфавит»
Предполагается, что по итогам курса «Экологический алфавит» у учащихся третьего класса с особыми потребностями в образовании будет сформирован комплекс компетенций, в который входят планируемые результаты: предметные и метапредметные (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Предметные
Обучающиеся будут знать:
-что такое тела, вещества, частицы;
-компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
-компоненты живой природы: человек, растения, животные, рыбы, микроорганизмы;
-группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные признаки; органы растений;
-растениеводство как составную часть сельского хозяйства;
-группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные особенности;
-животноводство как составную часть сельского хозяйства;
-некоторые взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы, правила поведения в природе;
-строение тела человека, его важнейшие органы и их функции, основы личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
-различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных;
-устно описывать объекты природы;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-подготовить рассказ природоведческого содержание на основе дополнительных источников (иллюстраций, опорных схем и т.д.);
-измерять температуру воздуха с помощью термометра;
-проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
-ухаживать за комнатными растениями дома и в классе;
-ухаживать за домашними животными;
-ухаживать за дикими животными (в данной программе – ухаживать за птицами: изготавливать кормушки двух-трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц);
-выполнять другую посильную работу по охране природы (например, уборка территории на пришкольном участке и т.д.);
-выполнять правила поведения на природе, обосновывать их необходимость;
-в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
-выполнять правила личной гигиены; оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи.
Метапредметные
Личностные планируемые результаты
Самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
-чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
-осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
-формирование адекватной позиции осознанной самооценки и самовосприятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
-развития познавательных интересов, учебных мотивов;
-формирования мотивов достижения и социального признания;
-мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация
-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, совершенствование эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
-формирование моральной самооценки;
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
-развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
-формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям, влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья опасности личности и общества в пределах своих возможностей;
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные планируемые результаты
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
-преодоление импульсивности, непроизвольности;
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;
-готовность к преодолению трудностей, формирование установок на поиск разрешения решения трудностей (стратегия совладания);
-формирование основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные планируемые результаты
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов способов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные планируемые результаты
Коммуникация как взаимодействие (интеракция)
Сформированность коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Коммуникация как кооперация
Сформированность умения согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации.
Сформированность таких речевых действий, которые служат посредством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению обсуждаемого содержания. [1, с. 28-30]
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Федеральный компонент |
|
|
|
|
| |
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | |
Литературное чтение | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 | |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Искусство (музыка, изобразительное искусство) 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Технология (труд, информатика и ИКТ) 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Итого | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 | |
Региональный компонент | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Предметы двигательно-активного характера (физическая культура, хореография, ритмика, подвижные, традиционные и национально-спортивные игры) | - | 1 | 1 | 1 | 3 | |
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Основы жизненного самоопределения | - | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Компонент образовательного учреждения | - | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Всего | 20 | 25 | 25 | 25 | 95 | |
Минимальная образовательная аудиторная нагрузка (при 6-дневной рабочей неделе) | 20 | 24 | 24 | 24 | 92 | |
Предельно-допустимая аудиторная нагрузка (при 6-дневной рабочей неделе) 3 | 20 | 25 | 25 | 25 | 95 | |
Предельно-допустимая аудитория (при 5-дневной рабочей неделе) | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Примечание
1 Часы, отведённые в 1-2 классах на преподавание учебных предметов «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю) и «Технология» (по 1 часу в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (по 2 часа в неделю).
2 Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 2-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
3 В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами, нормативами (СанПиН 2.4.2 № 1178 – 02) в 1 классе допускаются только 5-дневная учебная неделя и продолжительность урока 35 минут.
Программа формирования универсальных учебных действий учащихся третьего класса с особыми потребностями в образовании
Направления (пути формирования УУД) учащихся третьего класса с особыми потребностями в образовании
Специализированная образовательная программа элективного курса «Экологический алфавит» для учащихся третьего класса начальной школы с особыми образовательными потребностями включает в себя взаимосвязанные направления, предполагающие формирование универсальных учебных действий учащихся третьего класса начальной школы с особыми образовательными потребностями.
Данные направления отражают её коррекционно-развивающее содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории третьеклассников, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы формирования УУД учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании
Специализированный процесс формирования УУД учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании включает в себя ряд этапов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся в третьем классе для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом, организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Коррекционные и образовательные механизмы формирования УУД учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании в рамках специализированного курса «Экологический алфавит»
Образовательные механизмы формирования УУД
Реализация программы дает обучающимся третьего класса начальной школы с особыми образовательными потребностями представления о целостности природы, об охране природы, а также воспитывает стремление к познанию окружающей среды. Основными образовательными механизмами формирования универсальных учебных действий является учебная, развивающая и воспитательная деятельность.
В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, мини-проект, экскурсия, игра, акция, вводное, итоговое.
Одной из важных форм занятий является экскурсия в природу, которая дает возможность развить интерес обучающихся к изучению природы родного края, к разнообразию растительного и животного мира, получить знания об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях обучающиеся выполняют задания, материалы которых используются на занятиях. Сочетание практических и теоретических знаний дает детям возможность лучшего усвоения учебного материала. Использование наглядных пособий, технических средств обучения способствуют лучшему усвоению материала, позволяют разнообразить формы и методы занятий.
Данная программа носит не только обучающий, но и коррекционно-развивающий характер.
Коррекционно-развивающие механизмы формирования универсальных учебных действий
Одним из основных механизмов формирования универсальных учебных действий учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании в рамках специализированного процесса обучения является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
В качестве ещё одного механизма формирования универсальных учебных действий учащегося третьего класса с особыми образовательными потребностями в рамках специализированного процесса обучения следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
4. Условия реализации элективного курса «Экологический алфавит» в третьем классе начальной школы
При ответе на проблемный вопрос «Нужно ли создавать другие дополнительные условия для повышения уровня мотивации в изучении экологического компонента курса «Окружающий мир» у учащихся третьего класса начальной школы с особыми потребностями в образовании? Если да, то какие?» было выдвинуто предположение.
Согласно выдвинутому предположению, повышения у учащихся третьего класса с особыми образовательными потребностями уровня мотивации в изучении начального курса экологии, необходимо создать и соблюдать ряд условий, которые делятся на основные и дополнительные.
Основные условия реализации специализированного элективного курса «Экологический алфавит»:
-начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Соблюдая перечисленные условия, важно не нарушать общепринятые принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
При этом эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с особыми потребностями в образовании (в ходе реализации программы элективного курса «Экологический алфавит») станут следующие: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Дополнительные условия реализации специализированного элективного курса «Экологический алфавит»:
-проведение фронтальной беседы, устных дискуссий, самостоятельных и практических работ, работ с картой, коллективных способов обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, различных видов проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами);
-внедрение новых педагогических технологий: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение;
-внедрение различных методов обучения, таких, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применение разнообразных средств обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты;
-применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Методы и формы, через которые реализуется программа специализированного элективного курса «Экологический алфавит»:
-обучение на интересе, на успехе, на доверии;
-адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
-одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
-использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
-формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
-взаимообучение, диалогические методики;
-комментированные упражнения;
-оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Учебно-тематическое содержание специализированного элективного курса «Экологический алфавит»
№ | Блоки | Тематика занятий | Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводный блок: «Устройство нашего мира»
|
2.«Природа и её значимость для людей.» 3.«Кто такой человек?» 4«Берегите природу!» 5«Проверочная работа по итогам вводного блока «Устройство нашего мира» | 6 | 2 | 4 | |||
2. | Блок №1 Таинственная природа Земли
| 1.«Тела, вещества, частицы» 2.«Разнообразие веществ» 3.«Что мы знаем о воздухе?» 4.«Вода и её роль в нашей жизни» 5.«Что у нас под ногами?» «Многообразие растительного мира» 6.«Размножение и развитие растений» 7«Охрана растений» 8.«Влияние Солнца на растения, человека и другие живые организмы» 9.«Живой уголок» 10.«Размножение и развитие животных» 11.«Что такое экологическая цепочка или цепь питания?» 12.«Охрана животных» 13.Проект «Разнообразие природы родного города/края» 14.«В мире грибов» 15.«Великий круговорот жизни» 16.«Проверочная работа по итогам блока «Таинственная природа Земли» | 18 | 9 | 9 | |||
3. | Блок №2 «Если хочешь быть здоров…» | 1.«Организм человека» 2.«Органы чувств» 3.«Надёжная защита организма» 4.«Опора тела и движение» 5.«Что мы едим?» 6.Проект «Юные кулинары» 7.«Дыхание и кровообращение» 8.«Как предупредить болезни?» 9.«ЗОЖ – здоровый образ жизни» 10.«Проверочная работа по итогам блока «Если хочешь быть здоров»
| 24 | 12 | 12 | |||
4. | Блок №4 «Как защитить себя?» | 1.«Огонь, вода и газ» 2.«Счастливого пути!» 3.«Дорожные знаки» 4.Проект: «Кто нас защищает?» 5.«Опасные места» 6.«Наша безопасность на природе» 7.«Экологическая безопасность» 8.Проверочная работа по итогам блока «Как защитить себя?» | 30 | 12 | 18 | |||
5. | Блок № 5 «Экология и экономика» | 1.«Экология и экономика» 2.«Растениеводство» 3.«Животноводство | 32 | 16 | 16 | |||
Итого: | 110 | 51 | 59 |
6 Пример коррекционного занятия по программе «Экологический алфавит»
Вводный блок. «Устройство нашего мира».
Тема: «Что изучает экология?»
Класс: 3
Контингент учащихся: дети с особыми потребностями в образовании.
Цели: образовательная – совершенствование знаний учащихся об экологическом состоянии природы, коррекционно-развивающая – комплексное совершенствование всех психических процессов учащихся с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
Образовательные
-расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека;
-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
Коррекционно-развивающие
-провести коррекционную работу по преодолению психологических недостатков третьеклассников с особыми потребностями в образовании в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости);
-комплексно развивать все психические процессы третьеклассников с особыми потребностями в образовании;
- создать необходимые условия для формирования лидерских качеств у третьеклассника с особыми потребностями в образовании, повышении уровня самостоятельности, совершенствовать мотивационную сторону деятельности третьеклассника с особыми потребностями в образовании, раскрыть индивидуальные особенности и творческие способностей учащегося.
Воспитательные
-продолжить обучение работе в сотрудничестве.
Планируемые результаты.
Предметные
Умение обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, знать, чем занимается наука экология, что такое окружающая среда.
Метапредметные. УУД (универсальные учебные действия)
Коммуникативные. формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая и т.д).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать культуру рационального природопользования; культуру поведения в лесу; интерес к предметно-исследовательской деятельности; интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование:
Для учителя: демонстрационная презентация.
Для учащихся: индивидуальные карточки. Предполагается наличие подготовленных учеников с небольшими сообщениями.
Этапы занятия | Время | Ход занятия | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые предметные, метапредметные результаты |
| 2 мин | Учитель приветствует детей, проверяет готовность класса к началу занятия. Организует хоровую речевую разминку. Дети повторяют за учителем стихотворение: Я в своём сердечке Понесу добро – Пусть на свете станет От него тепло | Психологический настрой детей на начало занятия | Участие в речевой разминке | Метапредметные Личностные: сформировать мотивацию на начало занятия, сформировать интерес к познанию окружающего мира |
| 5 мин | 1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан. И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! 2. Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. 3. Дышит, растёт, а ходить не может. 4. Через нос проходит в грудь - И обратный держит путь. Он невидимый, и все же - Без него мы жить не можем. Вопрос учителя: -Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы?
- Что заметили? -Что ещё относится к природе?
| Загадывает учащимся загадки о природе, далее проводить с учениками разъяснительную беседу по загадкам | Отгадывают загадки учителя Ответы: Загадка №1 (вода)
Загадка № 2 (ракета) Загадка № 3 (растение) Загадка № 4 (воздух)
Ответ на вопрос: животные
Ответы учеников: Я заметил, что здесь лишнее слово - ракета, потому что это не природа, а всё остальное-природа. -Я хочу дополнить, что ракета сделана руками человека. - А я могу оставшиеся слова разделить на две группы: живая и неживая природа. А всё вместе - это окружающий нас мир.
Ответ: солнце, камни, небо | Предметные Умение обнаруживать взаимосвязи в природе
Метапредметные Коммуникативные: Формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости Создание условий для формирования лидерских качеств учащихся с особыми образовательными потребностями
Познавательные: Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа живая/неживая и т.д.)
Регулятивные: Принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Сформировать у учащихся с особыми образовательными потребностями интерес к окружающему миру Преодоление психологических недостатков (устранение черт флегматичности), (преодоление негативных качеств: возбудимости, переутомляемости) |
Вид деятельности – чтение вводного стихотворения подготовленным учеником (с особыми потребностями в образовании) | 7 мин | Текст стихотворения: Посмотри, мой милый друг, Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса, Человек и время года, Это всё вокруг... (Учитель хвалит и благодарит выступающего чтеца, и приглашает его вернуться на своё место. Далее следует комментарий учителя к стихотворению.) -Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется? - Что такое экология? -Чем она занимается? - Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. - Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. -У нас над головой общая крыша - голубое небо. - У нас под ногами общий пол – земная поверхность. - У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. - У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем. -Ребята, как вы думаете, о чём будем говорить? -Верно, тема сегодняшнего урока «Чем занимается экология?» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.
| Внимательно слушает ученика, исправляет речевые и интонационные ошибки (если они возникают во время чтения стихотворения) | Подготовленный ученик (с особыми потребностями в образовании) читает стихотворение-загадку о природе.
Отгадка учеников: природа Ответы учеников:
Экология
Наука о защите природы
Изучением природы О природе, об экологии | Предметные Знать, чем занимается наука экология
Метапредметные
Коммуникативные: Умение выступать перед аудиторией. Развитие, совершенствование монологической и диалогической речи.
Познавательные: Умение структурировать собственные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Комплексное развитие всех психических процессов учащихся с особыми потребностями в образовании. Повышение уровня мотивации, Раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с особыми потребностями в образовании |
Вид деятельности – групповая работа | 10 мин | Прослушайте рассказ! «Воскресенье в лесу» За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу. Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали - сам потухнет. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.
Комментарий учителя: -Что будет с природой, если все будут поступать, так как поступили ребята? (Ответы детей). -Теперь в группах обсудите ошибки, которые сделали дети. (Затем группы по - очереди рассказывают об ошибках, показывают знак и рассказывают) - Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. -А что ещё заметили? -Что надо сделать, чтобы окружающая среда не страдала? | Учитель разбивает класс на 3-4 группы, далее даёт классу установку на прослушивание рассказа «Воскресенье в лесу» |
Группы внимательно слушают рассказ. Группы перечисляют ошибки героев рассказа: В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей. - Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей. - Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки. - Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак. - Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой. - Брать птиц не следует – в неволе они погибнут. - Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
Ответ: нет знака - не разбрасывать мусор и громкая музыка
Предполагаемые ответы учащихся | Предметные Умение обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, знать, чем занимается наука экология, что такое окружающая среда.
Метапредметные
Коммуникативные: Коммуникация, как кооперация (сформированность умения согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности)
Познавательные: Умение структурировать собственные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Самостоятельное решение проблемы, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Комплексное развитие всех психических процессов учащихся с особыми потребностями в образовании. Повышение уровня мотивации, Раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с особыми потребностями в образовании |
| 1 мин | Гимнастика для глаз | Учитель организует интерактивную гимнастику для глаз Пособие: анимационная картинка живой природы | Минуту смотрят на экран | Метапредметные Личностные: Преодоление психологических недостатков в области эмоциональной сферы (снятие негативных качеств: возбудимости, переутомляемости) |
Вид деятельности – предисловие учителя | 3 мин | Люди наносят малые и большие раны! Если так будет продолжаться, природа может погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле! -Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах говориться? Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Источники загрязнения - промышленные предприятия, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора: воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода - сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры) Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого много делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается. - Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Малые раны - это наши с вами действия. Чем же вы, дети, можете помочь природе? | Предисловие учителя | Учащиеся морально готовятся выступать с сообщениями | Предметные Знать, чем занимается наука экология
Метапредметные
Коммуникативные: Умение выступать перед аудиторией. Развитие, совершенствование монологической и диалогической речи.
Познавательные: Умение структурировать собственные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Комплексное развитие всех психических процессов учащихся с особыми потребностями в образовании. Повышение уровня мотивации, Раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с особыми потребностями в образовании |
Вид деятельности – сообщения учащихся | 3 мин | Сообщения Сообщение №1 Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города.
Сообщение №2 Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Сообщение №3 Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать – мы помогаем природе выжить. | Учитель следит за ходом выступления учащихся | 3 ученика с особыми образовательными потребностями по очереди выступают с подготовленными текстами | |
Вид деятельности – коллективная работа | 5 мин | Коллективное обсуждение проблемных ситуаций: -Каковы основные причины обострения экологической проблемы в последние десятилетия? -Почему происходят загрязнение окружающей среды? -Почему происходят аварии на электростанциях? -Какие отрасли экономики наносят вред природе?
| Учитель организует коллективное обсуждение проблемных ситуаций: Проблемные ситуации высвечиваются на экране | Предлагают возможные варианты ответов на вопросы | Предметные Знать, чем занимается наука экология
Метапредметные
Коммуникативные: Умение выступать перед аудиторией. Развитие, совершенствование монологической и диалогической речи.
Познавательные: Умение структурировать собственные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Комплексное развитие всех психических процессов учащихся с особыми потребностями в образовании. Повышение уровня мотивации, Раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с особыми потребностями в образовании |
Вид деятельности – Обращение учителя к детям
| 7 мин | -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою, Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе, Мы к ней относиться добрей. | Завершающее слово учителя | Слушают учителя | Предметные Знать, чем занимается наука экология
Метапредметные
Коммуникативные: Умение выступать перед аудиторией. Развитие, совершенствование монологической и диалогической речи.
Познавательные: Умение структурировать собственные знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве
Личностные: Комплексное развитие всех психических процессов учащихся с особыми потребностями в образовании. Повышение уровня мотивации, Раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся с особыми потребностями в образовании |
Рефлексия | 2 мин | Высказывания детей по таблице рефлексии. ( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)
Прощание учителя с детьми. Прощание детей друг с другом. | Организует рефлексию деятельности учащихся на занятии | Оценивают свою деятельность на занятии | Метапредметные
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов способов деятельности.
Личностные: повышение уровня самостоятельности, совершенствование мотивационной стороны деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями |
Система диагностики элективного курса «Экологический алфавит»
Образовательная диагностика осуществляется в виде мониторинга – вводного, текущего, итогового в форме: бесед, контрольного урока, устного опроса, игры, тестирования. По каждому разделу программы педагог может дополнительно отследить результаты усвоения программы в виде викторины, выставки, конкурса, дискуссии, защиты проекта и др. Сравнение результатов ЗУН в течение года показывает динамику усвоения программы. Оценки в баллах и процентах фиксируются в таблицах, графиках.
3 балла – такая оценка ставится в том случае, когда выполнены следующие требования:
- выполняет задание с незначительной помощью педагога;
- ошибки составляют до 20% от всего задания.
2 балла – задание выполнено с помощью педагога;
- ошибки составляют до 40% от всего задания.
1 балл – выполнение работы полностью с педагогом;
-ошибки составляют 70%.
Коррекционно-развивающая диагностика предполагает, что педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Предполагаемые диагностические мероприятия по завершению элективного курса «Экологический алфавит»
По прошествии курса «Экологический алфавит» предполагается провести ряд диагностических мероприятий по направлениям: здоровье, общение, нравственность, экология, семья.
1. «Здоровье»
Вид работы:
• показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
• спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
• беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
• дни здоровья.
2. «Общение»
Вид работы:
• передача учащемуся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Формы внеклассной работы:
• тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
• тренинги общения учащихся и их родителей;
• праздники, конкурсы, дебаты.
3. «Нравственность»
Вид работы:
• помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
• тренинги нравственного самосовершенствования;
• классные часы по теме нравственность.
«Экология»
Вид работы:
• формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
• благоустройство нашей улицы;
• работа на пришкольной территории, на клумбах;
• изготовление скворечников, кормушек.
5. «Семья»
Вид работы:
• максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
• тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
• дни открытых дверей;
• тренинги родительского взаимодействия.
Предполагаемые виды деятельности учащегося:
1. учебная деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. общественно-полезная деятельность;
4. творческая деятельность;
5. спортивно - оздоровительная;
6. экологическая деятельность.
Заключение к специализированной образовательной программе элективного курса «Экологический алфавит»
Предлагаемый элективный курс «Экологический алфавит» представляет собой специализированную программу, разработанную для учащихся третьих классов с особыми потребностями в образовании.
Мотивом для создания настоящего курса стало противоречие, с одной стороны, между наличием значительного перечня программ, которые позволяют реализовать экологическое образование в начальных классах, имеющих учеников с особыми образовательными потребностями; и, с другой стороны, низким уровнем мотивации третьеклассников с особыми образовательными потребностями в углублённом изучении экологического компонента дисциплины «Окружающий мир».
Актуальность элективного курса «Экологический алфавит» обусловлена тем, что настоящая программа раскрывает на доступном для учащихся в третьем классе с особыми образовательными потребностями сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Третьеклассники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим элективный курс «Экологический алфавит» способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся третьего класса с особыми образовательными потребностями приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. При этом важнейшей функцией образовательной деятельности является формирования интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе, отношению человека к природе.
Одной из особенностей данного курса является его коррекционно-развивающий характер.
Данный факт означает, что для повышения качества специализированного образовательного процесса учителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Таким образом, качественная профессиональная подготовка учителя к работе в общеобразовательных классах смешанного типа и умение применять на практике рекомендации по улучшению качества специализированного образовательного процесса, будет способствовать адаптации третьеклассников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.
Список литературы
1. Амослов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А. Г. Амослов и др.// – М: Просвещение, 2011. – 152 c.
2.Вишневская О. Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ в различных видах деятельности в условиях детского дома [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-yekologicheskih-znanii-u-detei-s-ovz-v-razlichnyh-vidah-dejatelnosti-v-uslovijah-detskogo-doma.html - статья в интернете.
3. Войтова Г.В. Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Эколидер» [Электронный ресурс] https://infourok.ru/adaptirovannaya-obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-dlya-detey-s-ovz-1233211.html - статья в интернете.
4. Гончарова, Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии / Е. Л. Гончарова // РБК. -2003. -№ 3. -С. 78-81.
5 Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. – М.: Академия,2006. – 240 с.
6. Жигорева, М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития /М. В. Жигорева // РБК.- 2005. -№ 2(8). – С. 5-21.
7. «Закон Российской Федерации Об Образовании» от 29.12.2016 № 273 –Ф3 // «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016. №11, с.79.
8. КОРНЕЕВА Н.Н. Программа «Хочу все знать!» для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/616788/ - статья в интернете.
9. Комиссарова Г.Л. Рабочая программа кружка «Природа и мы» [Электронный ресурс] https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-kruzhka-priroda-i-my.html - статья в интернете.
10. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
11. Махмутов, А. Ф. Программа экологического воспитания школьников «Окружающая среда» [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fedu.tatar.ru%2Fupload%2Fimages%2Ffiles%2F%25D0%259E%25D0%259A%25D0%25A0%25D0%25A3%25D0%2596%25D0%2590%25D0%25AE%25D0%25A9%25D0%2590%25D0%25AF%2520%25D0%25A1%25D0%25A0%25D0%2595%25D0%2594%25D0%2590.pdf&name=ОКРУЖАЮЩАЯ%20СРЕДА.pdf&lang=ru&c=585d67876961 – статья в интернете.
12. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М: Академия, 2013. – 240 с.
13. Нестерова, О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов/ О.В. Нестерова. – М: Айрис-пресс, 2006 – 112с.
14. Николайкин, Н. И. Экология: учеб. для вузов / Н. И. Николайкин и др. – М: Дрофа, 2006. – 622с.
15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста //Е.И. Николаевой, Ф. Райс – 12-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 812 с.
16. Регуш, Л. А., Педагогическая психология // Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб: Питер, 2011. – 414 с.
17. Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школы: метод. пособие для школьных психологов // В.В. Рубцов, И.М. Улановская. – М: ПИ РАО; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.
18. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
19. Савенков, А.И. Психодидактика // А.И. Савенков. – М: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.
20. Савенков, А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – М: Академия, 2009. – 416 с.
21. Савенков, А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 2. – М: Академия, 2009. – 240 с.
22. Семаго, М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М: Генезис, 2011. – 400 с.
23. Смолова, Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л.В. Смолова. – СПб: ГИПСР, 2010. – 711 с.
24. Тихомирова, Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. – М: Институт психологии РАН, 2010. – 230 с.
25. Чепракова, О.В. Программа внеурочной деятельности «Экология и Душа» 1 – 4 классы [Электронный ресурс] https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-ekologiya-i-dusha-klassi-1090112.html – статья в интернете.
26. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы /В. А. Ясвин. – М.: Сентябрь, 2011. – 176 с.
29