Спецификация
к аттестационному материалу для промежуточной аттестации
учащихся
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству проводится в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебным планом на 2016/2017 учебный год;
Календарным учебным графиком на 2016/2017 учебный год;
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по изобразительному искусству разработаны на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования по изобразительному искусству: 2015.
Авторской программы:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Неменского Б.М. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /[Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских]. – М.: Просвещение, 2011.
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству ставит своей целью:
объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы по изобразительному искусству и достижения результатов освоения образовательной программы;
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
Показа творческой работы по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству.
Время выполнения творческой работы – сентябрь-март. Защита творческой работы проводится в IV четверти (апрель) в урочное время, в соответствии с расписанием, утвержденным директором Школы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится: учителем-предметником и ассистентом.
Критерии оценивания знаний обучающихся по изобразительному искусству
композиционная организация изображения в листе;
построение формы,
передача пропорций;
умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
умение поставить цель;
Умение достичь цели;
Умение представить свою работу;
Совершенствование предыдущих результатов (сравнение творческой работы с работой прошлого года).
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – не умеет выполнять;
1 – не совсем умеет;
2 – умеет выполнять.
Максимальное значение – 2 балла на один критерий, соответственно на все критерии – 16 баллов.
-меньше 7 баллов – ставиться отметка «2»
- от 7 до 10 баллов – ставиться отметка «3»
- от 10 до 12 баллов – ставиться отметка «4»
- от12 до 16 баллов – ставиться отметка «5»
Разработанные критерии помогают учащимся подготовиться к сдаче промежуточной аттестации.
Из всех выше перечисленных баллов складывается общая оценка работы учащегося.
При подведении итогов путём подсчёта количества баллов определяется уровень достижений учащегося, который переводится в отметку по балльной системе.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу, а также правильное представление своей работы на промежуточной аттестации оценку можно повысить на 1 балл. Каждый учащийся, предоставив на просмотр свою работу, обязан ответить на следующие вопросы:
Что ты хотел(а) выразить в своей работе?
Какие цели ты ставил(а) перед собой, чтобы достичь результата?
Какими средствами ты достиг(ла) своей цели?
Достиг(ла) ли ты своей цели?
Учащиеся работают в группах и по вышеописанным критериям оценивают своего одноклассника, защищающего свою творческую работу, в предоставленном учителем оценочном листе. В этом же оценочном листе каждый из учащихся дает оценку собственной работе в пятибалльной системе.
содержание выполнения творческих работ для учащихся 5 класса:
Изготовление изделий по мотивам народного промысла (Городец, Гжель, Жостово).
Изготовление изделий по мотивам народного промысла (дымковская, филимоновская игрушки).
Русская изба.
Народные обряды.
Изготовление витража.
Изготовление панно.
Изготовление вазы.
Выполнение творческой работы предложенной самим учащимся.
Требования к уровню достижений учащихся.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; - различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.)
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 6 класса:
1. Создание композиции на плоскости и в пространстве (линейная и воздушная перспектива)
2. Проект-презентация
3. Творческая работа:
-натюрморт (в цвете, в графике)
-пейзаж (в цвете)
- пейзаж - настроения
-портрет (автопортрет) - (в цвете, в графике)
-животные (в цвете)
-архитектура (в цвете)
4. Декоративно-прикладное искусство(изготовление изделий по мотивам народного промысла, изготовление витража, панно,вазы и.т.д.).
6. Выполнение творческой работы предложенной самим учащимся.
Требования к уровню достижений учащихся.
Выпускник научится:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
Выпускник получит возможность научиться:
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 7 класса:
1. Иллюстрирование книг, сказок.
3. Выполнение творческих работ в графике.
4. Выполнение творческих работ
-натюрморт (в цвете, в графике)
-пейзаж (в цвете)
-портрет(автопортрет)- (в цвете, в графике)
-животные (в цвете)
-архитектура (в цвете)
5. Стиль и направление в изобразительном искусстве (презентации)
6. Музеи изобразительного искусства (презентации)
7. Пейзаж - настроения.
8. Выполнение творческой работы предложенной самим учащимся.
Требования к уровню достижений учащихся.
Выпускник научится:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- рассуждать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
Выпускник получит возможность научиться:
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- понимать роль изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 8 класса:
Архитектуры и дизайна (Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).
Создание промышленного, рекламного, ландшафтного дизайна, дизайн интерьера и др.
Создание полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.
Создание эскизов театрального костюма к спектаклю.
Документальный и анимационный фильмы (по выбору).
6. Выполнение творческих работ
-натюрморт (в цвете, в графике)
-пейзаж (в цвете)
-портрет (автопортрет)- (в цвете, в графике)
-животные (в цвете)
-архитектура (в цвете)
7. Выполнение презентаций на темы: направления и течения в искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма)
8. Выполнение творческой работы предложенной самим учащимся.
Требования к уровню достижений учащихся.
Выпускник научится:
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);