Спецификация
диагностической итоговой контрольной работы
по химии для учащихся 8-х классов
БОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29»
1.Назначение диагностической работы
Диагностическая итоговая контрольная работа по химии проводится с целью определения уровня усвоения обучающимися 8-х классов предметного содержания курса химии по программе основной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2.Документы, определяющие содержание
и структуру диагностической работы
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г.
№ 1089).
– Учебный план БОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29» на 2014-2015 учебный год, разработанный на основе Федерального базисного учебного, утверждённого Министерством образования Российской федерации (Приказ №1312 от 09.03.2004 г.)
- Авторская программа к учебнику «Химия. 8 класс», авторы О.С.Габриелян, Т.Д.Гамбурцева,
- Рабочая программа по химии на 2014-2015 учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке КИМ
Разработка КИМ для проведения итоговой контрольной работы по химии осуществлялась с учётом следующих общих положений:
- КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы, а также на проверку сформированности у обучающихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.
- КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки обучающихся. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии 8 класса осуществляется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по принципу его значимости для общей культуры обучающихся, общеобразовательной подготовки и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни.
Структура КИМ определяется особенностями образовательной среды вечерней школы: социально-педагогическая запущенность, отставание в психологическом и интеллектуальном развитии обучающихся; слабая мотивация к учебной деятельности или её отсутствие. Основной контингент вечерней школы составляют обучающиеся с большим перерывом в учебной деятельности, занятостью на работе, всё это сопровождается, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Задача учителя – создать «зону успешности», дать возможность выбора.
4.Структура итоговой контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы по химии для 8-х классов состоит из 3 частей и влючает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы.
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Часть А | 13 | 13 | С выбором ответа |
2 | Часть В | 4 | 7 | С выбором ответа |
3 | Часть С | 2 | 8 | С развернутым ответом |
Итого | 19 | 28 | |
По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:
1. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома.
2. Химическая связь.
3. Соединения химических элементов.
4. Химические реакции. Электролитическая диссоциация.
5. Способы получения веществ, применение веществ и химических реакций.
Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:
1. Описывать строение атома, свойства элементов и их соединений по положению в периодической системе.
2.Определять вид химической связи, степень окисления химических элементов.
3. Называть вещества, классифицировать их, описывать свойства и способы получения.
4. Составлять уравнения химических реакций разных типов, уравнения ЭД.
5. Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Работа позволит выявить усвоение содержания на базовом уровне (Б), повышенном (П), высоком (В).
В работе представлены задания в закрытой форме с выбором ответа (ВО) и открытой форме (КО - краткий ответ, СО - свободный ответ).
Таблица 2. Распределение заданий по содержанию
№ п/п | Блоки тем | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома | А-1,А-2, В-1 | 3 | 15,8% |
2 | Химическая связь и степень окисления | А-3,А-4 | 2 | 10,5% |
3 | Называть вещества, классифицировать, описывать. Соединения химических элементов | А-5,А-6,А-7, А8, В-2 | 5 | 26,3% |
4 | Химические реакции. Электролитическая диссоциация | А-9,А-10,А-11 В-3, С-1 | 5 | 26,3% |
5 | Способы получения веществ, применение веществ и химических реакций | А-12, А13, В4, С-2 | 4 | 21% |
Таблица 3. Распределение заданий по уровням сложности
№ п/п | Уровни | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1 | Базовый | А-1 - А-13 | 13 | 68,5% |
2 | Повышенный | В-1 – В4 | 4 | 21% |
3 | Высокий | С-1,С-2 | 2 | 10,5% |
| Итого: | | 19 | 100 |
Таблица 4. Предметные умения
№ п/п | Предметные умения | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1 | Описывать строение атома, свойства элементов и их соединений по положению в периодической системе | А-1, А-2, А-4, В-1, В-2 | 5 | 26% |
2 | Определять вид химической связи, степень окисления химических элементов | А-5,А-6,С-1 | 3 | 16% |
3 | Называть вещества, классифицировать их, описывать свойства и способы получения | А-7, А-8, А-11, А-14, В-3 | 5 | 26% |
4 | Составлять уравнения химических реакций разных типов, уравнения ЭД | А-9,А-10,А-11, В-3,С-1 | 5 | 26% |
5 | Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям | А-12,В-4,С-2 | 3 | 16% |
5. Время выполнения работы
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
- для заданий части А – 1-2 минуты,
- для заданий части В – 2-3 минуты,
- для заданий части С – до 5 минут.
Общая продолжительность работы составляет 45 минут.
6. Дополнительные материалы и оборудование
В аудитории во время проведения теста у каждого учащегося должны быть следующие материалы и оборудование:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов.
7. Норма оценивания
Верное выполнение каждого задания части А и первое задание части В (В-1) оценивается
1 баллом.
За правильное выполнение заданий В-2, В-3, В-4 учащиеся заработают 2 балла (1 балл за половину верного задания).
За верное выполнение задания С1, С2 – 8 баллов (за каждое по 4 балла).
Для получения отметки «3» необходимо набрать 10 баллов.
Для получения отметки «4» необходимо набрать 17- 21,5 баллов.
Для получения отметки «5» необходимо выполнить набрать 22-28 баллов.
Баллы | менее 10 | 10 - 16 | 17-21 | 22 - 28 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итоговая контрольная работа по химии
за курс VIII класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 19 заданий (А-13, В-4, С-2). На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
I вариант
Часть А
К каждому заданию части А дано 4 варианта ответа, из которых только один верный. В бланке ответов запишите номер задания и рядом букву, которая означает выбранный Вами правильный ответ.
А1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) бериллия
в) кремния
г) гелия
А2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
А3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
А4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2
а) SO2
б) SO3
в) MgS
г) SF6
А5. Выберите формулу оксида железа (III):
а) FeO
б) FeCl3
в) Fe2O3
г) ОF2
А6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:
а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2
б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4
в) КОН, Fe(OH)3, NaОН
г) Zn(OН)2, НCl, H2O
А7. Оксид кальция СаО реагирует с:
а) HNO3
б) Li2O
в) Cu
г)MgSO4
А8. Смесью веществ, в отличие от чистого вещества, является:
а) водопроводная вода
б) углекислый газ
в) кислород
г) медь
А9. Уравнение реакции замещения:
а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O
г) Fe + S = FeS
А10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для Ba(NO3)2:
а) Ba(NO3)2 = Ba2+ + NO3-
б) Ba(NO3)2 = Ba + 2 NO3
в) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 6 NO-
г) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2 NO3-
А11. Выберите краткое ионное уравнение для реакции
2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О
а) ОН- + Н+= Н2О
б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О
в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О
г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О
А12. Выберите свойства, характеризующие графит:
а) твердый, режет стекло
б) мягкий, оставляет следы на бумаге
в) бесцветный, прозрачный
г) жидкий, проводит электричество
А13. Какой объем при н.у. занимает 2 моль водорода Н2 :
а) 11,2 л
б) 22,4 л
в) 44,8 л
г) 8 9,6 л
Часть В
В задании В1 ответом является цифра или формула.
В заданиях В2 и В3 на установление соответствия запишите в бланк для ответов напротив цифр буквы (одну или несколько) выбранных вами ответов.
В задании В4 – решение + ответ – цифра.
В1. Ядро атома 15N содержит 7 протонов и … нейтронов.
В2. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
оксиды а) HNO2
основания б) P2O5
кислоты в) Fe(OH)3
соли г) Mg(NO3)2
В3. Установите соответствие между реагентами и названием продуктов реакции
Реагенты Продукты реакции
1) BaCl2 + Na2SO4 = а) = хлорид бария + вода
2) BaO + HCl = б) = нитрат бария + вода
3) Ba + H2O = в) = гидроксид бария + водород
4) Ba(OH)2 + HNO3 = г) = сульфат бария + вода
д) = сульфат бария + хлорид натрия
В4. Массовая доля кислорода в серной кислоте H2SO4 равна …%
Часть С
При записи ответов к заданиям части С запишите сначала номер ответа, а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.
С1. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Укажите типы химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества по их формулам.
1. Cu + O2 =
2. CuO + H2O =
3. CuO + H2SO4 =
4. CuSO4 + NaOH =
С2. Вычислите массу оксида меди, вступившей в реакцию с 250 г серной кислоты.
Критерии оценки.
Баллы | менее 10 | 10-16 | 17-21 | 22 - 28 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |