Российская Федерация
Иркутская область
ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
( МКОУШР «СОШ № 2»)
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Методист МКОУШР «СОШ №2» _____ /______________/ ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МКОУШР «СОШ № 2» _____ /______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Косолаповой Ирины Михайловны,
учителя истории, обществознания, высшей категории
Ф.И.О., должность, квалификационная категория или разряд);
по курсу внеурочной деятельности «Исторический поиск. Моя родословная»
(5 класс)
курс, класс и т.п.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к спецкурсу «Исторический поиск. Моя родословная» составлена для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР «Открытый класс») Национального фонда подготовки кадров.
Актуальность:
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.
Новизна программы заключается в использовании ЦОР «Живая Родословная», вопросы и задания к примерам родословных. ЦОР «Живая Родословная» позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное дерево семьи.
ссылка на ЦОР «Живая родословная» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623
Цель:
создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
воспитание гражданина и патриота,
формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).
Развивающие задачи:
развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
развитие аналитического мышления.
Программа спецкурса «Исторический поиск. Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.
Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:
генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.
Формы проведения занятий:
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Виды деятельности:
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате работы учащиеся должны знать:
понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
историю возникновения имён и фамилий;
степени родства в семье;
профессии предков;
семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
составлять «ленту времени» своей жизни;
составлять родословное древо;
вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия
у обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Результаты образовательного процесса
устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
способность творчески мыслить и рассуждать;
способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва, 2011
Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г. http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859
ЦОР «Живая родословная» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623
Для учащихся:
Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/
Виртуальный музей ГУЛАГА
http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01
Правозащитное общество «Мемориал» http://www.memo.ru/
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Коли- чество часов | Дата изучения |
По плану | Факт |
Я и моё имя | | 7 ч. | | |
1. | Вводное занятие. Понятие о родословной. | | 1 | | |
2. | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. | | 1 | | |
3. | Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена. | | 1 | | |
4. | Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. | | 1 | | |
5. | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. «Говорящие» фамилии. | | 1 | | |
6. | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. | | 1 | | |
7. | Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён. | | 1 | | |
История моей семьи | | 9 ч. | | |
8. | Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | | 1 | | |
9. | Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье. | | 1 | | |
10. | Мои братья и сёстры, бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка. Связь поколений. | | 1 | | |
11. | Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода. | | 1 | | |
12. | Профессии моих родителей. | | 1 | | |
13. | Профессии предков. Профессии моих предков. | | 1 | | |
14. | Музей моей семьи: семейные реликвии | | 1 | | |
15. | Семейные предания, легенды, фольклор | | 1 | | |
16. | Христианские заповеди о семье | | 1 | | |
Семейные обязанности и традиции | | 6 ч. | | |
17. | Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиции». | | 1 | | |
18. | Семейные традиции. Какие традиции в моей семье. | | 1 | | |
19. | Мир семейных увлечений. | | 1 | | |
20. | Семейные обязанности. Быт моей семьи. | | 1 | | |
21. | Фамильный герб и фамильный девиз. Правила составления гербов. | | 1 | | |
22. | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. | | 1 | | |
Моя родословная | | 5 ч. | | |
23. | Родословное древо. | | 1 | | |
24. | Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти | | 1 | | |
25. | Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. | | 1 | | |
26. | Сибирские семейные традиции. | | 1 | | |
27. | Посещение школьного музея. | | 1 | | |
Мой дом, моя улица, мой город, посёлок. | | 5 ч. | | |
28. | «Где я живу?» Географические названия – свидетели прошлого. | | 1 | | |
29. | История моей улицы, моего города, посёлка. | | 1 | | |
30. | Посещение городского музея имени Г. И. Шелехова. | | 1 | | |
31. | Посещение городского музея имени Г. И. Шелехова. | | 1 | | |
32. | Экскурсия по достопримечательностям города, посёлка. | | 1 | | |
33. | Экскурсия по достопримечательностям города, посёлка. | | 1 | | |
34. | Итоговое занятие | | 1 ч. | | |