СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс "Исторический поиск. Моя родословная", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учащихся 5-х классов, рассчитана на 34 часа. Опора на историю семьи, помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через  историю семей ее граждан, осознать  значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Исторический поиск. Моя родословная", 5 класс»

Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»

( МКОУШР «СОШ № 2»)


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Согласовано»

Методист

МКОУШР «СОШ №2»

_____ /______________/

ФИО

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор МКОУШР «СОШ № 2»

_____ /______________/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Косолаповой Ирины Михайловны,

учителя истории, обществознания, высшей категории

Ф.И.О., должность, квалификационная категория или разряд);




по курсу внеурочной деятельности «Исторический поиск. Моя родословная»

(5 класс)

курс, класс и т.п.













2015 - 2016 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к спецкурсу «Исторический поиск. Моя родословная» составлена  для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе  Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР «Открытый класс») Национального фонда подготовки кадров.

 Актуальность:

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание  нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.

   Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

   В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода.  Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

     В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

    Новизна программы заключается в использовании ЦОР «Живая Родословная», вопросы и задания к примерам родословных. ЦОР «Живая Родословная» позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное дерево семьи.

 ссылка на ЦОР «Живая родословная» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623

Цель:

создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;

  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,

  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;

  • развитие аналитического мышления.

         Программа спецкурса «Исторический поиск. Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.

  Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:

генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.

Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,

  • индивидуальная работа,

  • экскурсии,

  • творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;

  • составление и презентация родословной;

  • составление семейного герба.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  В результате работы учащиеся должны знать:

  • понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».

  • историю возникновения имён и фамилий;

  • степени родства в семье;

  • профессии предков;

  • семейные увлечения и традиции.

Должны уметь:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;

  • составлять родословное древо;

  • вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию, делать выводы. 

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;

  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;

  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;

  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;

  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;

  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестиваляхколлективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011

  4. Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г. http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живая родословная» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/

  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/

  3. Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm

  4. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/

  5. Виртуальный музей ГУЛАГА

http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01

  1. Правозащитное общество «Мемориал»  http://www.memo.ru/



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

занятия

Форма проведения

занятия

Коли-

чество

часов

Дата изучения

По плану

Факт

Я и моё имя


7 ч.



1.

Вводное занятие. Понятие о родословной.


1



2.

Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён.


1



3.

Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена.


1



4.

Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.


1



5.

Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. «Говорящие» фамилии.


1



6.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи.


1



7.

Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён.


1



История моей семьи


9 ч.



8.

Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».


1



9.

Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье.


1



10.

Мои братья и сёстры, бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка. Связь поколений.


1



11.

Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода.


1



12.

Профессии моих родителей.


1



13.

Профессии предков. Профессии моих предков.


1



14.

Музей моей семьи: семейные реликвии


1



15.

Семейные предания, легенды, фольклор


1



16.

Христианские заповеди о семье


1



Семейные обязанности и традиции


6 ч.



17.

Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиции».


1



18.

Семейные традиции. Какие традиции в моей семье.


1



19.

Мир семейных увлечений.


1



20.

Семейные обязанности. Быт моей семьи.


1



21.

Фамильный герб и фамильный девиз. Правила составления гербов.


1



22.

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом.


1



Моя родословная


5 ч.



23.

Родословное древо.


1



24.

Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти


1



25.

Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.


1



26.

Сибирские семейные традиции.


1



27.

Посещение школьного музея.


1



Мой дом, моя улица, мой город, посёлок.


5 ч.



28.

«Где я живу?» Географические названия – свидетели прошлого.


1



29.

История моей улицы, моего города, посёлка.


1



30.

Посещение городского музея имени Г. И. Шелехова.


1



31.

Посещение городского музея имени Г. И. Шелехова.


1



32.

Экскурсия по достопримечательностям города, посёлка.


1



33.

Экскурсия по достопримечательностям города, посёлка.


1



34.

Итоговое занятие


1 ч.