СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса по математике "Занимательная математика" позволит расширить рамки школьной образовательной программы, создать предпосылки для формирования нестандартного мышления и показать практическую значимость математических знаний.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по математике»

МБОУ «СОШ № 55»

Дополнительное образование











Учебно-методическое планирование

СПЕЦКУРСА

«Занимательная математика»







Учитель:

Дьякова Е.А.









Нижний Новгород

2014-2015 уч.год


Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», а также рабочей тетради Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» (1, 2 класс).

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и предлагается для работы во 2 классах начальной школы. Она составлена для организации занятий в течение одного учебного года. При реализации программы в неделю проходит 1 развивающее занятие (34 занятия за год).

Занятия по программе рассчитаны на работу в группе до 15 человек. Для выполнения некоторых заданий ученики распределяются в творческие мини-группы.

Логическая взаимосвязь отдельных занятий по данной программе достигается за счёт систематического усложнения материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала занимает небольшую часть учебного времени и носит прикладной, эпизодический характер.

Настоящая программа курса дополнительного образования по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Она направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает возможность раскрыть задатки творческого мышления и призвана помочь учащимся в развитии интереса к интеллектуальной деятельности.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, классифицировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой к саморазвитию и самосовершенствованию, для расширения и углубления знаний по математике.


Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора

  • развивать мотивацию к познанию и творчеству

  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся

  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

  • формировать умение учиться как базисную способность саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;

  • выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда, создавать условия для реализации их творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития.


Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся.


После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу, составлять алгоритм ее решения;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • сознательно управлять своей памятью и вниманием, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты

  • Развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

  • Осознание личностного смысла учения и развитие интереса к изучению математики.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способности к рефлексивной самооценке своих действий и волевой саморегуляции.

  • Формирование спокойного отношения к ошибке как к рабочей ситуации, веры в свои силы и возможности.

Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.

  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

  • Способность к использованию знаково- символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.

  • Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты.


Предметные результаты

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решению текстовых арифметических задач.

  • Использование приобретённых математических знаний для решения учебно-практических задач.

  • Овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.

  • Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.

  • Овладение математической речью, знание терминологии, используемой при рассуждении в процессе решения задачи.

Краткое содержание программы


Разделы

Ожидаемые результаты

1

Путешествие в прошлое. (4 ч.)

- проявлять интерес к математике как науке;

- развивать желание узнавать больше о числах и об их свойствах;

-знакомство с буквами латинского алфавита, со способами чтения и письма римских цифр.

2

Особые методы решения задач.

(8 ч.)

- уметь применять при решении задач такие методы, как перебор вариантов, построение «схемы-дерева», графическое представление исходных данных и т.п

-уметь исследовать текст задачи.

- уметь моделировать текст задачи.

-уметь использовать цвета при работе с текстом задачи

3

Решение комбинаторных задач. (10 ч.)


- уметь работать над решением нестандартных задач различных математических конкурсов.

- ознакомить с решением задач другим методом, способом или в другой форме.

- уметь работать с заданиями различных типов, относящимся к «задачам на смекалку» и регулярно предлагаемых учащимся на математических конкурсах и олимпиадах различного уровня.


Путешествие по стране Геометрии (4 ч.)

- ознакомить учеников с некоторыми основными геометрическими понятиями;

- уметь ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.

4

Таинственные преобразования. (4 ч.)

- расширять математический кругозор учащихся и поддержать у них интереса к математике.

5

Развиваем память и внимание. (4 ч.)

-развивать умение выстраивать логическую цепь рассуждений

-развивать познавательный интерес к науке - математика

-развивать мышление, воображение

- развивать память

-способствовать формированию адекватной самооценки


Примерное тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата провед.


Путешествие в прошлое – 4 часа



1

Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр.

1


2

История и римские цифры.

1


3

Арабские цифры. Буквы латинского алфавита.

1


4

Решение старинных задач.

1



Особые методы решения задач – 8 часов



5

Составление и решение задач по краткой записи, по схеме, по вопросам.

1


6

Конструирование задач на основе готовых моделей.

1


7

Весёлые задачи на сложение и вычитание в пределах 100.

1


8

Задачи в ролевой игре: «Грамотные пассажиры и пешеходы»

1


9

Числа в спорте.

1


10

Математика в профессиях: в раскрое одежды, в торговле.

1


11

Математика в профессиях: в строительстве, в кулинарии.

1


12

Задачи с геометрическим содержанием.

1



Решение комбинаторных задач – 10 часов



13

Задачи -«ловушки».

1


14

Задачи без ответа.

1


15

Задачи с лишними данными.

1


16

Задачи с недостающими данными.

1


17

Работа с текстом нерешённых задач.

1


18

Конструирование текста задачи.

1


19

Изменение событий в задаче, вопроса, числовых данных.

1


20

Логические задачи.

1


21

Решение олимпиадных задач.

1


22

Решение геометрических задач

1



Путешествие по стране Геометрии – 4 часа



23

Как строят дома.

1


24

Как лучи соединяются в углы.

1


25

В городе треугольников.

1


26

Геометрические задачи.

1



Таинственные преобразования – 4 часа



27

Секреты геометрических фигур

1


28

Числовые головоломки.

1


29

Задачи на нахождение площади и периметра фигур.

1


30

Проект «Ремонт»

1



Развиваем память и воображение – 4 часа



31

Учимся запоминать. Игры для развития памяти.

1


32

Учимся быть внимательными. «В стране дорожных знаков».

1


33

В мире электроники. Электронные игры.

1


34

Итоговое занятие. Презентация задачника «Математическая фантазия»

1



Список использованной литературы:

  1. Волина В. В. «Праздник числа» Москва, АСТ-ПРЕСС, 1996 г.

  2. Дробышев Ю. А.. «Олимпиады по математике (1-4 классы)». Москва, «ЭКЗАМЕН», 2011г.

  3. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н.. «Путешествие по стране Геометрии». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  4. Занимательная математика. «Смекай, отгадывай, считай», (составитель Н. И. Удодова). Волгоград, «Учитель»,2008 г.

  5. Истомина Н.Б. «Наглядная геометрия» (рабочая тетрадь для 1, 2 классов). «Линка-пресс», 2013.

  6. Никольская И. Л., Тигранова Л. И.. «Гимнастика для ума – книга для учащихся начальных классов». Москва, «ЭКЗАМЕН», 2012 г.

  7. Холодова О. А. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей ( 7-8 лет,). Части 1,2» (рабочие тетради + методическое пособие). Москва, РОСТкнига, 2011 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!