СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса по русскому языку для 2 класса "Грамматика с увлечением" - это программа дополнительного образования, которая позволит второклассникам расширить рамки школьной образовательной программы и создать мотивацию к изучению сложного учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку»

МБОУ «СОШ № 55»

Дополнительное образование











Учебно-тематическое планирование

СПЕЦКУРСА

«Грамматика с увлечением»






Учитель:

Дьякова Е.А.











Нижний Новгород

2014-2015 уч.год


Пояснительная записка.

Успешное обучение, развитие и воспитание обучающихся невозможно без сформированного интереса к учебной деятельности. В этом случае на помощь приходит дополнительное образование, позволяющее за рамками учебного предмета продолжить изучение сложных и интересных тем по лингвистике. Спецкурс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением программы по русскому языку, его дополнением, включает в себя наряду с лингвистическим материалом, задания, направленные на развитие творческого и логического мышления, содержащиеся в рабочих тетрадях А.И.Савенкова «Развитие логического мышления» (7-8 лет) и «Развитие творческого мышления» (7-8 лет). Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками, поэтому каждое занятие строится с обязательным включением сюжетно-ролевых игр. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, сформировать интерес к тайнам русской речи, научить умению самостоятельно добывать необходимые знания.

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать ипересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).




Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие. Цели, задачи курса. В стране Сообразилии, игра.

1 час

2.

Ребусы

1 час

3.

Фонетические головоломки

1 часа

4.

Прямое и переносное значение слов

1 час

5.

Многозначность слов. Народная мудрость

1 час

6.

Пословицы и поговорки. Фразеологизмы

1 час

7.

В гостях у синтаксиса

2 часа

8.

Ударение - коварный знак! Омофоны

2 часа

9.

Занимательная орфография

2 часа

10.

Символика в грамматике

1 час

11.

Синонимы и их роль в речи

3 часа

12.

Омонимы и их роль в речи

2 часа

14.

Антонимы и их роль в речи

3 часа

15.

Форма слова. Грамматические формы

2 часа

16.

Однокоренные слова. Словообразование

2 часа

17.

Как научиться писать грамотно

2 часа

18.

Речь – зеркало человека. Орфоэпия

2 часа

19.

Морфология. Части речи и их признаки

4 часа

20.

Заключительное занятие. Клуб знатоков русского языка.

1 час



Список литературы:

  1. Бетенькова Н. М., Фомин Д. С.. «Конкурс грамотеев». М.: “Просвещение”, 2007 г.

  2. Волина В.. «Веселая грамматика». М.: “Просвещение”, 2005 г.

  3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А.. «Секреты орфографии». М.: “Просвещение”, 2009 г.

  4. «Занимательная грамматика». Составитель Е. Е. Семенова, М.: “Омега”, 2006 г.

  5. Савенков А.И. «Развитие логического мышления» 7-8 лет: ИД «Федоров, 2014г.

  6. Савенков А.И. «Развитие творческого мышления» 7-8 лет: ИД «Федоров, 2014г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!