СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специализированный курс "Художественная обработка древесины" для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специализированный курс "Художественная обработка древисины"

Просмотр содержимого документа
«спецкурс технология 8 класс»

Программа спецкурса

8 класс "Художественная резьба по дереву".

Художественная обработка древесины : Программа трудового обучения в 5-9 классах школы с углубленным изучением русской народной культуры / [сост. Н. П. Калининский]; Департамент образования администрации Вологодской области, Вологодский институт развития образования. – Вологда : Изд-во института развития образования, 2002. – 17,[2]с. – Библиогр.: с.17-18.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Современная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию. На занятиях различными видами декоративно- прикладного искусства школьники учатся создавать красоту своими руками. Эти работы отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству.
      Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомят их с произведениями народного искусства, но и вырабатывают навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, жизни и выбору профессии.
      Поэтому в действующую программу трудового обучения 5 – 9 классов внесены изменения, а программа 10 – 11 классов составлена с целью более детального обучения учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, в частности, изучается курс «Художественная резьба по дереву».
      Корректировка программы 5 – 9 классов предусматривает постепенное изучение и усложнение заданий, развитие творческого отношения к работе.
      Внесены изменения, предусматривающие воспитание трудолюбия, заботливого и бережного отношения к природе, формирование знаний и умений, необходимых в хозяйственной деятельности, эстетическое воспитание.
      Изменения в программе 5 – 9 классов сохраняют необходимое по трудовому обучению количество часов. За счет сокращения некоторых тем внесены новые темы по художественной обработке древесины: резьба по дереву, разновидности резьбы, композиция, которые ставят своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции. Практические занятия совмещаются с теоретическими. В процессе решения творческих задач школьники получают сведения по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, об инструментах для резьбы.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- обучить учащихся навыкам и приемам художественной и домовой резьбы по дереву

- расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, черчения, технологии, изобразительного искусства;

- способствовать развитию понятийного аппарата;

- выявить, учесть и развить творческие способности учащихся;

- приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;

- развивать творческое воображение;

- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

- способствовать формированию умения планировать свою работу;

- в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;

- способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;

- воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность;

- воспитывать любовь к традиционному для России художественному ремеслу – украшению домов.

Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществляется профориентационная работа. А также учащиеся должны знать об истории возникновения домовой резьбы и правила безопасности при обработке художественных изделий и выполнении резьбы по дереву.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

1.Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, пояснение, чертежи, образцы).

2.Репродуктивный (воспроизведение).

3.Проблемно-поисковый.

4.Анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям объединения резьбы по дереву).

5.Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к художественной деятельности; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации).

6.Экскурсия (по селу и предприятиям деревообработки).


После окончания курса обучения, в связи с изменениями в программе, учащиеся должны знать:
– о народных художественных промыслах;
– об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
– о коллекции произведений декоративно-прикладного искусства в местном краеведческом музее;
– о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
– о художниках и мастерах, о профессиях токаря, столяра, резчика по дереву;
– о полном процессе изготовления резных художественных изделий;
– правила безопасности при обработке художественных изделий;
– об организации и оплате труда на предприятиях народных художественных промыслов.

      Учащиеся должны уметь:
– делать зарисовки с образцов изделий;
– разрабатывать самостоятельно несложные композиции для резьбы по дереву;
– владеть инструментом для резьбы по дереву;
– владеть техническими приемами геометрической, контурной, скобчатой, плоскорельефной, объемной резьбы по дереву;
– выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
– выполнить итоговую квалификационную работу на присвоение соответствующего разряда «Резчик по дереву» для учащихся 11 класса.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате прохождения учащимися трехлетнего курса «Художественная и домовая резьба» можно прогнозировать следующее:

- учащиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;

- будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

- повысится статус ребенка в классе и в группе;

- должно быть сформировано умение планировать свою работу;

- развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

- дети смогут ориентироваться в выборе профессии;

- будут заложены основы для самовоспитания личности.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.Доступность.

2.Системность и последовательность. Связь теоретических знаний с практической деятельностью.

3.Перспективность, нацеленность на конечный результат.

4.Наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и т. п.).

5.Развивающего обучения (поддерживать активность, заинтересованность, давать свободу выбора творческой деятельности)


      8 класс
     
      Тема: «Технология обработки древесины, конструирование и резьба по дереву» (51 час.)
     
      I. Технология обработки древесины, конструирование (20 часов)
     
      Теоретические сведения:
      Естественная и искусственная сушка древесины. Определение влажности. Порядок чтения чертежей, составление инструкционных карт, эскизов и плана работы. Заточка инструмента, зависимость угла заточки от породы, свойств древесины и вида обработки. Правила и приемы заточки. Техника безопасности.

      Основные породы древесины, их свойства и применение. Виды, назначение и устройство основных столярных инструментов, правила пользования ими. Основы резания древесины, приемы ручной обработки древесины (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление). Контроль за качеством выполненных работ, устранение дефектов. Разработка конструкции изделия. Составление эскизов.
     
      Практическая работа:
      Заточка деревообрабатывающего инструмента. Наладка инструмента. Исполнение разметки деталей. Экономный расход материала. Выполнение всех изученных приемов и операций при ручной обработке древесины, подготовка деталей к резьбе по дереву.
     
      II. Резьба по дереву (31 час)
Теоретические сведения:
Копирование образцов резьбы по дереву. Выемчатая трехгранная резьба. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы. Технические приемы скобчатой и контурной резьбы. Основы композиции, принципы построения композиции, ее роль в создании изделия. Способы построения композиции на плоскости в виде геометрического орнамента, более сложного, чем в предыдущих классах. Единство содержания и формы. Пропорции. Симметрия и ассиметрия. Составление эскиза композиции изделия с геометрическим узором. Виды резьбы: геометрическая, плоскорельефная, контурная, объемно- рельефная, прорезная. Их особенности. Инструменты и материалы, применяемые в резьбе по дереву. Нож-косяк. Конструкция. Угол и способы заточки, качество заточки. Способы исполнения геометрической, плоскорельефной, скобчатой и контурной резьбы. Безопасность при работе.
     

      Практическая работа:
      Упражнения по заточке и правке инструментов. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Разработка конструкций и форм деталей изделия. Составление композиции рисунка геометрической резьбы. Исполнение резьбы (контурной, плоскорельефной, геометрической) с использованием всех изученных столярных операций. Выполнение резной композиции. Сборка деталей изделия. Декоративная отделка поверхности изделия (морение, выжигание). Отбор и оценка работ.

8 класс

1.

Обработка древесины.

20

2.

Копирование образцов народной резьбы.

6

3.

Выемчатая трехгранная резьба.

10

4.

Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы.

8

5.

Технические приемы скобчатой и контурной резьбы.

7


Итого:

 51 час



Календарно-тематическое планирование

8 класс (спецкурс)

п/п

Тема урока

Практическая работа

Дата проведения

1

Организация рабочего места



2

Естественная и искусственная сушка древесины



3

Определение влажности древесины



4

Порядок чтения чертежей



5

Составление инструкционных карт

Технологическая карта


6

Составление плана работы



7

Заточка инструмента

Заточка инструмента


8

Правила и приёмы заточки

Наладка инструмента


9

Техника безопасности



10

Основные породы древесины

Экономный расход материала


11

Свойства и применение древесины



12

Виды и устройство основных столярных инструментов



13

Основы резания древесины



14

Приёмы ручной обработки древесины (разметка)

Разметка деталей


15

Приёмы ручной обработки древесины (пиление, строгание)

Подготовка деталей к резьбе по дереву


16

Приёмы ручной обработки древесины (долбление, сверление)

Подготовка деталей к резьбе по дереву


17

Приёмы ручной обработки древесины (резание)

Подготовка деталей к резьбе по дереву


18

Контроль качества выполненных работ

Подготовка деталей к резьбе по дереву


19

Разработка конструкции изделия

Подготовка деталей к резьбе по дереву


20

Составление эскизов изделия

Подготовка деталей к резьбе по дереву


21

Копирование образцов резьбы по дереву

Трафареты


22

Выемчатая трёхгранная резьба

Трафареты


23

Знакомство с приёмами резьбы



24

Технические приёмы скобчатой резьбы

Подготовка основы под резьбу


25

Технические приёмы контурной резьбы

Подготовка основы под резьбу


26

Основы композиции



27

Принципы построения композиции

Трафареты


28

Построение композиции в виде геометрического орнамента

Подготовка основы под резьбу


29

Единство содержания и формы

Разработка конструкций и форм деталей изделия


30

Пропорции



31

Симметрия и ассиметрия

Составление композиций


32

Составление композиции



33

Виды резьбы (геометрическая)

Подготовка основы под резьбу


34

Виды резьбы (плоскорельефная)

Подготовка основы под резьбу


35

Виды резьбы (контурная)

Подготовка основы под резьбу


36

Виды резьбы (объёмно-рельефная)

Подготовка основы под резьбу


37

Виды резьбы (прорезная)

Подготовка основы под резьбу


38

Инструменты и материалы применяемые в резьбе по дереву



39

Нож-косяк, конструк5ция

Упражнения по заточке и правки инструмента


40

Угол и способы заточки, качество заточки



41

Способы исполнения геометрической резьбы

Выполнение резьбы


42

Способы исполнения плоскорельефной резьбы

Выполнение резьбы


43

Способы исполнения скобчатой резьбы

Выполнение резьбы


44

Способы исполнения контурной резьбы

Выполнение резьбы


45

Способы исполнения объёмно-рельефной резьбы

Выполнение резьбы


46

Техника безопасности при резьбе



47

Выбор темы творческого проекта

Сборка деталей изделия


48

Обоснование творческого проекта

Декоративная отделка изделия


49

Составление документации

Отбор и оценка изделия


50

Компьютерная презентация проекта



51

Защита проекта



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!