СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специализированный курс "Художественная обработка древесины" для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специализированный курс "Художественная обработка древисины"

Просмотр содержимого документа
«спецкурс технология 5 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе по технологии 5 класс (спецкурс).

Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;

  2. Технология для 5-9 классов.

  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

  4. Программы «Живое дерево» .
    Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.








Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»


Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Изучить технологию работы лобзиком;

  • Изучить технологию работы выжигателем;

  • Изучить технологию плетения из лозы;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
    Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
    Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвую
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы 2 года



Форма занятий:

  • Беседы.

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты

    Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
    В результате прохождения данной программы дети
    должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
    технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

    Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их; экономно расходовать материалы и электроэнергию;





Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  3. Практические: практические занятия;

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  3. Итоговая аттестация.















Учебно-тематический план



№п/п


Содержание темы


Количество часов


Всего


Теория


Практические работы


Раздел I. Выпиливание лобзиком (19 часа)


1.1


Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.


1



1




1.2.


Основы материаловедения.


1


1




1.3.


Материалы, инструменты и приспособления.


1


1


-


1.4.


Виды резьбы по дереву.



2



1



1


1.5


Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.


1


1




1.6


Технические приёмы выпиливания орнамента.


2


-


2


1.7


Сборочные и отделочные работы.


2


1


1





1.8





Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.





1








1




1.9


Работа над конструкцией изделия.


2


1


1


1.10


Построение орнамента.


2


-


2


1.11


Отделка изделия.


1


-


1


1.12


Изготовление изделия.


3




3






19


8


11


Раздел II. Художественное выжигание (15 часов)


2.1


Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.


1


1




2.2


Декорирование изделий выжиганием.


1


1


-


2.3


Основы композиции.


1


1


-


2.4


Подготовка заготовок к работе.


1




1


2.5


Технология декорирования художественных изделий выжиганием.


2


-


2


2.6


Основные приёмы выжигания.


2


1


1


2.7


Технология выполнения приёмов выжигания


1


-


1


2.8


Отделка изделия.


1


-


1


2.9


Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.


5


-


5






15


4


11

Раздел III. Мозаика (15 часов)

3.1

Виды мозаики по дереву

1

1


3.2

Материалы

2

1

1

3.3

Оборудование, инструменты и приспособления для выполнения работ

1

1


3.4

Приёмы выполнения мозаики

4

1

3

3.5

Орнамент

1

1


3.6

Сюжетный набор

2

1

1

3.7

Наклеивание мозаичного набора на основу

2

1

1

3.8

Отделка мозаичного набора

2

1

1

Всего

15

8

7































Содержание программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (19часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (1час).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (1 час).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (1 час)
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (2 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия. (1 час)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- цикливание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)

Раздел II. Художественное выжигание (15часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(1 час)
Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания ( 2 часа)
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория ( 1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (1 час)
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно ( 1 час)
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (1 час)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (5часов)

Раздел III. Мозаика
Тема 1.1 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда. (1 час)
Тема 1.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины(1час)
Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.(1 час)
Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики
Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция. ( 1 час)
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. ( 1 час)
Тема 1.5. Орнамент
Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.(1 час)
Тема 1.6. Сюжетный набор
Теория: технология выполнения сюжетного набора( 1 час)
Практическая работа: выполнения сюжетного набора ( 1 час)
Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу(1 час)
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. (1 час)
Тема 1.8. Отделка мозаичного набора
Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:

Календарно-тематический план спецкурса «Художественная обработка древесины» 5 класс (51 час)

№п/п

Тема урока

Количество часов

теория

практика

дом.зад

дата

1

ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий

1




2

Рабочее место и гигиена труда. Древесина: св-ва и пороки

1




3

Материалы, инструменты, приспособления (струбцина, лобзик, пилки…)

1




4

Виды резьбы по дереву. Контурное выпиливание

1




5

Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке


1



6

Особенности работы лобзиком

1




7

Виды орнамента. Фурнитура


1



8

Подготовка материалов. Перевод рисунка на заготовку


1



9

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей

1




10

Зачистка и протрава древесины морилкой


1



11

Назначение и виды орнамента (симметрия, розетки, полосы, сетчатый орнамент)

1




12

Работа над конструкцией изделия

1




13

Сборка готового изделия


1



14

Выполнение орнамента рамки для фотографии


1



15

Изготовление фоторамки со сложным орнаментом


1



16

Отделка изделия: материалы, шпонирование, дефекты


1



17

Составление орнамента настенного пано


1



18

Подготовка деревянной основы настенного пано


1



19

Выполнение настенного пано


1



20

Инструменты и приспособления для работ по выжиганию

1




21

Технология декорирования изделий выжиганием

1




22

Технология создания композиции

1




23

Подготовка заготовок к работе


1



24

Перевод рисунка. Приёмы выжигания


1



25

Способы соединения деталей. Сборка. Устранение дефектов


1



26

Технология приёмов выжигания

1




27

Совершенствование приёмов выжигания


1



28

Выжигание настенного пано


1



29

Прозрачная отделка изделия


1



30

Декорирование изделий выжиганием


1



31

Назначение и виды сложных орнаментов


1



32

Изделия со сложным орнаментом


1



33

Подготовка к творческой выставке


1



34

Творческая выставка


1



35

Виды мозаики по дереву

1




36

Материал, цвет и блеск древесины

1




37

Оборудование, инструменты для мозаичных работ

1




38

Подготовка рисунка для мозаичных работ

1




39

Выполнение мозаики типа паркета


1



40

Технология изготовления орнамента

1




41

Технология выполнения сюжетного набора

1




42

Выполнение сюжетного набора


1



43

Наклеивание мозаичного набора на основу

1




44

Подготовка основы. Прессование. Склеивание


1



45

Технология отделки мозаичного набора

1




46

Отделка мозаичного набора


1



47

Охрана труда при производстве художественных изделий из древесины

1




48

Материалы, инструменты, приспособления для выполнения отделки мозаики

1




49

Подготовка к творческой выставке

1




50

Подготовка к творческой выставке


1



51

Творческая выставка


1



Всего 51 час

23

28










Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.

Список литературы

для чителяу:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
8. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 199



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!