СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спиной мозг. Конспект

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует новым стандартам.

Просмотр содержимого документа
«Спиной мозг. Конспект»

Тема Урока: Спиной Мозг. 8 класс

Цели:

  • образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, его роли осуществлении безусловных рефлексов, проводящей функции;

  • развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи; создать условия для развития информационной компетентности/ извлечение первичной инф-и/1 уровень;

  • воспитательная: формировать навыки здорового образа жизни

 Планируемые результаты –

Личностные умения

-формирование познавательных интересов;

-   формирование личностного отношения к своему здоровью ;

-  понимание практической значимости ЗОЖ;

- осознание ценности своего здоровья.

 Метапредметные умения

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты

 Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих группах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении  совместной работы.

Предметные умения Ученик должен знать:

 общую характеристику нервной системы, важнейшие анатомические признаки и функции спиного мозга, отличия отделов спинного мозга, роль в жизни человека.

 Ученик должен уметь: оперировать понятиями, формулировать проблемные вопросы.

Оборудование: мультимедийная система, перышко, спички.

План урока.

  • Актуализация знаний.

  • Изучение нового материала:

    • Месторасположение и строение спинного мозга.

    • рефлекторная и проводящая функция спинного мозга;

    • лабораторная работа

  • Закрепление. Тестирование на компьютере (самопроверка)

  • Итоги. Рефлексия. Домашнее задание.

ХОД УРОКА слайды 1-3

1. Актуализация. Найди ошибки, всего 9 ошибок, оценка 9 «5», 8-6 «4», 5-4 «3»; взаимопроверка (в тетрадях):

Основой нервной системы является нервы. Особенности строения нейронов позволяет им выполнять функции: воспринимать – отроски, передавать нервные импульсы – тела, хранить информацию – рецепторы. Место контакта нейронов – симсоны. Нейроны бывают 3х типов: чувствительные – переводят раздражение в нервный импульс, вставочные – анализируют информацию и принимают решение, двигательные - проводят импульсы команды от Ц.Н.С. к рабочим органам. По расположению нервную систему делят на Ц.Н.С. (головной и задний мозг) и периферическую (возбудимые окончания, нервы, узлы жизни). По функциям нервную систему делят на соматическую и вегетативную, которые соответственно первая регулирует работу скелетных мышц, кожу, связь с внешней средой и вторая регулирует работу внутренних органов и обмен веществ. В основе деятельности гуморальной системы лежат рефлексы по принципу прямой и обратной связи.

2. Изучение нового материала. Слайд 4-5

  1. местонахождение и строение спинного мозга.

Все радикулиты, боли в пояснице у родителей, бабушек и дедушек связаны с нарушениями в работе спинного мозга. Они очень болезненны.

Задание. Следуя плану, изучите по мультимедийной анатомике спиной мозг.

  1. местонахождение спинного мозга.

  2. особенности строения поперечного разреза мозга.

  3. особенности внешнего строения

модельный ответ.

  1. расположен внутри позвоночного столба

  2. имеет вид бабочки, в центре центральный канал в котором спинномозговая жидкость, за ним серое вещество и белое вещество.

  3. имеет вид белого шнура сзади отходят задние корешки, с переду передние корешки спинномозговых нервов.

3. Рефлекторная и проводящая функция спинного мозга. Слайд 6-7

Многие, наверно, наблюдали, как курица с отрубленной головой взлетает в данном случае спиной мозг без участия головного мозга регулирует движения тела. У человека спиной мозг лишен такой функции, даже самые простые безусловные рефлексы происходят при участии головного мозга.

Модельный ответ.

1.синой мозг осуществил безусловный рефлекс – подпрыгнул, то есть осуществил чувствительно-двигательную (рефлекторная) функцию.

2. спиной мозг выступает еще и проводниковую функцию, по белому веществу сигналы передаются в головной мозг.

Вывод. Спиной мозг выполняет две функции- это основная проводящая функция и второстепенная рефлекторная.

  1. Слайд 8-9 Лабораторная работа№2 «определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»– Задание выполняйте в паре, меняясь ролями: исследователь и исследуемый.

Действия испытуемого

Действия исследователя

Что наблюдали

Какой отдел ЦНС действовал

1

Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь

Стукните несильно, но резко ребром ладони по колену.

Нога подпрыгнет

Спиной иозг

2

Посмотрите на источник света

Удалите, затем приблизьте источник света

Зрачок расширяется

Головной мозг

3

Коснитесь внутреннего угла глаза

Наблюдайте за реакцией глаза

Мигание

Головной мозг

4

Закройте глаза и дотроньтесь рукой до концика носа

Наблюдайте за точностью движения

Координация движений

Головной мозг

Закрепление (самопроверка). Слайды10-12

1. выскажите мнение. В Англии живет писатель и физик Степан Хоукинг. Он один из глубоких и оригинальных умов нашего времени, но он парализован, у него работает всего три пальца на руке, говорит он синтезированным голосом и обращается с окружающим миром с помощью компьютера. Предположим, если бы Хоукинг согласился на пересадку ему тела другого человнека, возможна ли такая операция технически?

2.Компьютерное тестирование составлено в Sun Rav Test Office Pro.

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.

2. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Нервные узлы находятся:

а) на передних корешках спинномозговых нервов;
б) на задних корешках спинномозговых нервов;
в) на обоих корешках спинномозговых нервов.

5. Каковы функции спинного мозга?

а) двигательная;
б) защитная и опорная;
в) рефлекторная и проводниковая.

6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?

а) из длинных отростков нейронов;
б) из соединительной ткани;
в) из тел нейронов.

7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга?

а) от рецепторов к ЦНС;
б) в обоих направлениях;
в) от ЦНС к мышцам.

Итог урока с оценкой проделанной работы. Рефлексия.

Слайд 15

Домашнее задание: подготовить 5 вопросов по пройденной теме и ответы на них


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!