СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Список качеств, важных для педагогического общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимы  и важным для эффективного общения людей.

На первом этапе (5 МИН) вы должны самостоятельно составить список качеств, важных для педагогического общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее вам будет работать на втором этапе.

На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель педагогического общения. При этом любой член группы может высказать свое мнение,  разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда это качество помогало преодолеть то или иное обстоятельство, улучшить отношения с окружающими.

Качество включается в общий список, если за него проголосовало большинство участников (более половины).

На третьем этапе каждый участник переписывает свой листок только что составленный  список качеств, важных для педагогического общения.

Просмотр содержимого документа
«Список качеств, важных для педагогического общения»

Список качеств, важных для педагогического общения

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимы и важным для эффективного общения людей.

На первом этапе (5 МИН) вы должны самостоятельно составить список качеств, важных для педагогического общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее вам будет работать на втором этапе.

На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель педагогического общения. При этом любой член группы может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда это качество помогало преодолеть то или иное обстоятельство, улучшить отношения с окружающими.

Качество включается в общий список, если за него проголосовало большинство участников (более половины).

На третьем этапе каждый участник переписывает свой листок только что составленный список качеств, важных для педагогического общения.

Например, этот список имеет следующий вид:


Список качеств, важных для педагогического общения

Качество

Самооценка

Умение слушать

Тактичность

Умение убеждать

Интуиция

Наблюдательность

Душевность

Энергичность

Открытость




Подпись_____________________


В графе “Самооценка” каждый в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество, должен поставить оценку по 10 - бальной шкале. Естественно, чем выше степень проявления того или иного качества, тем выше балл, который вы себе выставляете.


ЗАНЯТИЕ 1.

Цели:

1. Знакомство участников с ведущим и друг с другом, ведущего с группой.

2. Освоить игровой стиль общения.

3. Принять правила игры группы.

4. Запуск процесса самораскрытия.

Упражнение 1. “Знакомство”

Этап 1. Каждый участник группы называет свое имя, рассказывает о себе, своих проблемах. Обычно первым начинает сам ведущий. Время, отведенное каждому участнику, может быть ограничено, скажем, 1 - 5 минут.

Этап 2. Участникам группы дается задание - разделить лист бумаги на две части. В левой части написать фразу “В моей работе мне нравится ...” и продолжить ее. В правой части: “В моей работе мне особенно неприятно и трудно...” и также продолжить ее.

Эти листы все члены группы либо зачитывают всей группе, либо прикрепляют на грудь. Затем в течение 10 минут участники группы ходят и читают то, что написано у других, находят тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными своим.

Этап 3. На листе бумаги каждый участник пишет свое имя, затем 10 раз отвечает на вопрос: “Кто Я?” Прикрепляет лист на грудь и в течение 10 минут участники группы ходят и читают записи друг у друга.

Завершается упражнение “Знакомство” ответом на вопросы ведущего.

Упражнение 2. “Паровозик”

Цель упражнения: Обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение, “разогреть” группу для дальнейшей работы.

Инструкция: Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один участник с открытыми глазами в течение 3 - 5 минут водит всех остальных по помещению.

Упражнение выполняется молча. Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения.

Упражнение 3. “Ориентация в педагогическом общении”

Цель. Продолжить знакомство друг с другом, создать дополнительные условия для само диагноза; находить общее и особенное в сфере педагогического общения у каждого участника и группы в целом.

Инструкция: Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса: “Какие ваши качества способствуют педагогическому общению, дают возможность создать атмосферу взаимопонимания, взаимодействия?” и “Какие ваши качества затрудняют педагогическое общение?”.

Упражнение 4. “Моя цель”

Цель: Определить цели, потребности, интересы, ожидания участников занятия.

Инструкция: На отдельных листах (свое имя указывать необязательно) участники пишут фразу “Эти занятия будут иметь смысл, если ...” и продолжить ее самостоятельно.

Ведущий собирает заполненные листки, а затем составляет обобщенный перечень целей участия учителей в этих занятиях. В последствии эта запись понадобится при проведении последнего занятия.

Упражнение 5. “Правила работы в группе”

Цель: Выработать группой неформальные правила совместной работы.

Инструкция: Ведущий, делит группу на две или три части.

Каждой подгруппе дается задание - выработать правила работы, которые будут способствовать наилучшему самораскрытию участника.

Затем зачитываются правила работы, предлагаемые каждой подгруппой, подчеркиваются общие положения и составляется общий список - своеобразный кодекс, который с этого момента обязаны соблюдать все участники группы.

Обсуждение итогов первого занятия. Заполнение анкетных данных


ЗАНЯТИЕ 2

Цели:

1. Овладеть умением представляться (само презентация) группе.

2. Овладеть умением настаивать на своем.

Упражнение1. “Цепочка”

Цель: “Разморозить” группу. Воссоздать ту благоприятную атмосферу, которая начала складываться на первом занятии.

Инструкция: Всем участникам занятия встать в круг, плотно прижавшись плечом к плечу, закрыть глаза. По команде ведущего вытянуть вперед левую руку и попытаться взять кого-нибудь за руку. Затем, не открывая глаза, вытянуть вперед правую руку и тоже попытаться взять чью-либо руку. Открыть глаза, попытаться “распутаться” так, чтобы выстроиться в цепочку.

Упражнение 2. “Умение представляться”

Цель : Овладеть, умением представиться классу в оптимистической, неординарной форме, вызывающей интерес к личности учителя.

Инструкция:

1, Группа представляет собой класс. Участники группы – ученики. Желающие выходят перед этим классом в роли учителя, и представляется в интересной форме.

2. Участники группы играют роль родителей, пришедших на первое родительское собрание. Желающий, представляется в роли учителя .

3. Участники группы играют роль педагогического коллектива.

Необходимо представиться в роли нового сотрудника.

После того, как все желающие представились, группа обсуждает, анализирует, советует и говорит о тех чувствах, которые возникли по отношению к каждому представившемуся .

'Упражнение 3. “Умение настаивать на своем”

цель: Овладеть умением настаивать на своем в особой форме, содержащей в формулировке минимум конфликтности, максимум уверенности и оптимизма в достижении цели.

Инструкция: Ведущий, предлагает группе несколько ситуаций. Она выбирает одну или две и разыгрывает ситуацию по ролям.

Ситуация 1. Учитель - ученик. Ученик не дает вести урок, разговаривая с рядом сидящим.

Ситуация 2 . Учитель - ученик. Все ученики убирают класс после ремонта. А один ученик не желает убирать, говоря, что у них в семье мужчины такую работу не выполняют.

Ситуация 3. Директор школы - учитель. Подходит, время идти учителю в отпуск. Вдруг директор вызывает его к себе и сообщает, что придется задержаться на неопределенное время, так как нужно срочно ехать с детьми в лагерь труда и отдыха. Однако у учителя есть свои причины не откладывать отпуск. (Причину подобрать самим).

После проигрывания ситуаций - обсуждение.

Затем ведущий, предлагает группе схему выполнения умения настаивать на своем.

1. Основную формулировку требования начинайте с местоимения “Я”, “Мне”.

2. Скажите конкретно, что вы хотите.

3. Затем обоснуйте ваши требования.

4. Выразите понимание позиции партнера и повторите свои требования,

Осуществляя эту схему на практике, будьте спокойны и решительны в своем поведении, говорите громко и ясно, смотрите в глаза.

Для закрепления этого умения и освоения предложенной схемы необходимо разделить группу на три части и предложить им придумать и проиграть свои ситуации. В каждой подгруппе должен быть свой ведущий из числа участников, Затем группа вновь объединяется и делится своими впечатлениями.

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель: Овладеть умением открыто выражать свои чувства.

Упражнение 1. “Мир чувств”

Цель упражнения: Обратить внимание участников на невербальные средства общения. Предоставить каждому из них возможность изобразить с помощью мимики, жестов, позы, взгляда то или иное чувство, а также попытаться распознать и назвать те чувства, которые продемонстрируют им партнёры.

Инструкция: Каждый участник группы задумывает какое-нибудь чувство ( радость, гнев, удивление и т.д.) И изображает его. В этой позиции человек “застывает”, до тех пор, пока остальные участники занятия не назовут то чувство, которое было задумано. Это упражнение выполняют все по очереди.

Упражнение 2. “Отражение чувств”

Цель упражнения: Помочь участникам группы испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражения чувств и отражение содержания.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Первый член пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению, испытывает его партнёр в момент говорения (отражение чувств).

Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем члены пары меняются ролями.

Упражнение 3. “Эмпатия”

Цель упражнения: Помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Инструкция: Все члены группы в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий.

Упражнение 4. “Умение открыто выражать свои чувства”

Цель упражнения: Овладеть, умением открыто выражать свои чувства, т. к. демонстрация данного умения повышает вероятность возникновения диалогического, по форме и по сути, общения учителя с учеником.

Инструкция: Ведущий, предлагает группе на выбор несколько ситуаций.

Ситуация 1. Учитель-ученик. Проверив контрольные работы, учитель

впервые за учебный год поставил ученику оценку “5”. Этот результат был совершено неожиданным для учителя, и он обращается к ученику с такими словами... ­

Ситуация 2. Учитель-класс. Весь класс не пришёл на урок. Наследующий день класс явился на урок. Разговор учителя с классом.

Ситуация 3. Классный руководитель- мама ученика 3-го класса. Ученик взял со стола у своего соученика интересную книгу. Не спросив у него разрешения, и унёс её домой. Это произошло накануне зимних каникул. Затем вернул её. Однако за ним закрепилась кличка “вор”. Разговор мамы и классного руководителя. После проигрывания ситуаций - обсуждение.

Потом ведущий предлагает группе схему выполнения умения открыто

выражать свои чувства:

Осознайте, какие ответные чувства вы испытываете в ответ на данную ситуацию. Начинайте формулировку с местоимении я, мне.

Назовите чувство. Которое, вы при этом испытываете. Например: “Мне было так радостно услышать, что...”.

Фраза продолжается описанием конкретной ситуации.

При выражении отрицательных чувств формулировка изменяется. Вначале идёт объективное описание ситуации, затем местоимения я, мне, плюс чувство, которое порождено этой ситуацией. И в завершении формулировки ( если это возможно) - описать, что бы вы хотели изменить в ситуации, в поведении человека.

Для закрепления этого умения и освоения предложенной схемы необходимо разделить группу на три подгруппы и предложить им придумать и проиграть свои ситуации.

Затем группа вновь объединяется и делится своими впечатлениями.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: Овладеть, умением одобрять (знаки внимания, поддержка, похвала, комплимент). Овладеть умением психологически грамотно давать оценку личностным качествам коллег.

Упражнение 1. Приветствие.

Цель упражнения: Закрепить коммуникативные навыки и умение устанавливать контакты.

Инструкция: Традиционное приветствие и установление контактов на этом занятии проводятся с обязательным использованием в начале фразы: “Здравствуй, мне очень нравится…” Ведущему нужно внимательно следить за тем, чтобы все участники начинали мини - беседу с этой фразы. На это упражнение отводится 10-12 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалогов. О чем чаще всего участники говорили друг другу, вспоминали, начиная беседу? Кроме того, обязательно выяснить впечатления, которые сложились у участников от одной и той же фразы, но услышанной от различных людей и с разной интонацией.

Упражнение 2. Знаки внимания

Цель упражнения: Дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Для многих людей оказать внимание другому человеку не так просто. Для других еще сложней принять этот знак внимания. Это особенно касается людей, которые считают себя недооцененными.

Инструкция: Все участники группы образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие, лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Тот отвечает: “Да, конечно, но, кроме того, я еще и ... (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаки внимания). Знаками внимания отмечаются поступки навыки внешность и др.

Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом образуются новые пары.

Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. Выполнив упражнение, все участники группы обсуждают его по вопросам:

Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?

Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему? и др.

Упражнение 3. “Все равно ты молодец, потому что …”

Цель упражнения: Дать участникам группы возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном положении.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: “Меня не любят за то, что...”. Второй, выслушав, должен отреагировать ,. Начиная словами: “Все равно ты молодец потому что...”. Затем участники меняются ролями.

Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?

Что чувствовал слушающий?

Упражнение 4 . Умение одобрять.

Цель упражнения:

1. Овладеть умением психологически грамотно давать положительную оценку результатам работы учащихся, коллег.

2.Дать участникам группы возможность на себе почувствовать эффект оценочного высказывания.

Инструкция: Ведущий, предлагает группе несколько ситуаций. Группа выбирает одну или две и разыгрывает ситуацию по ролям.

Ситуация 1. Учитель - класс.

Перед учителем на столе лежит стопка проверенных сочинений. Учитель выбрал пять самых лучших. Оценочные высказывания учителя адресованы авторам и класс в целом.

Ситуация 2. Завуч – классный руководитель.

Классному руководителю удалось справиться с трудным, по мнению педагогического коллектива, классом: улучшилась успеваемость, дисциплина, психологический климат и т.д. Этот результат оказался неожиданным для завуча и всего педагогического коллектива. Слова завуча классному руководителю...

Ситуация 3. Директор школы - педагогический коллектив.

Идет педагогический совет, посвященный окончанию учебного года. Директор высказывает “золотые слова” педагогическому коллективу, отдельным учителям.

После проигрывания ситуации - обсуждение.

Для закрепления этого умения, отработки рекомендаций, высказанных группой и ведущим работа, продолжается в подгруппах.

Упражнение 5. Оценка группы

Цель: Овладеть умением психологически грамотно давать оценку личностным качествам педагогов - коллег.

Инструкция: Вернемся к спискам качеств, важных для педагогического общения, и самооценкам, т.е. к тому, что было сделано на прошлом занятии.

Проведем групповую экспертизу ваших .самооценок . Для этого нужно разбиться на две подгруппы и, выслушав каждого, провести соответствующую коррекцию.

Подгруппа может просто “утвердить” - самооценку участника, либо изменить ее если у остальных членов подгруппы возникли существенные замечания.

Результаты вносятся в таблицу:


Список качеств, важных для педагогического общения

Качество

Самооценка

Оценка группы

Умение слушать

Тактичность

Умение убеждать

Интуиция

Наблюдательность

Душевность

Энергичность

Открытость





6. Анкетирование “Обратная связь”.

7. Подведение итогов.


Анкета


Имя________________________________________ Дата занятия_________________


1. Сегодняшнее общение произвело на меня большое впечатление 5 4 3 2 1, никакого впечатления.


2. Я чувствовал(а) себя: свободно 5 4 3 2 1, скованно.


  1. Наиболее ценным для моего освоения умений в сфере педагогического общения являются моменты занятия:

а)______________________________

б)______________________________

в)______________________________

4. На следующем занятии я хотел(а) бы, чтобы группа рассмотрела ситуацию:______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с (указать имя участника группы):

а)______________________________

б)______________________________

в)______________________________



Анкета



Имя________________________________________ Дата занятия_________________


1. Сегодняшнее общение произвело на меня большое впечатление 5 4 3 2 1, никакого впечатления.


2. Я чувствовал(а) себя: свободно 5 4 3 2 1, скованно.


  1. Наиболее ценным для моего освоения умений в сфере педагогического общения являются моменты занятия:

а)______________________________

б)______________________________

в)______________________________

4. На следующем занятии я хотел(а) бы, чтобы группа рассмотрела ситуацию:______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с (указать имя участника группы):

а)______________________________

б)______________________________

в)______________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!