Список рекомендуемой литературы для будущих пятиклассников
(по программе В.Я. Коровиной)
Сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»;
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»;
И.А. Крылов. Басни: «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» и другие;
В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»;
А.С. Пушкин «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»;
В.М. Гаршин «Attalea Princeps»;
М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;
Н.А. Некрасов «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), «Крестьянские дети»;
И.С. Тургенев «Муму»;
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
А.П. Чехов «Хирургия»;
Стихи Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова, С.А. Есенина; А.Т. Твардовского, К.М. Симонова; И.А. Бунина, А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова
И.А. Бунин «Косцы»;
В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»;
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
А.П. Платонов «Никита»;
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон»;
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»;
Д. Дефо «Робинзон Крузо»;
Х.К. Андерсен «Снежная королева»;
Ж. Санд «О чем говорят цветы»;
М. Твен «Приключения Тома Сойера»;
Д. Лондон «Сказание о Кише».
Список рекомендуемой литературы для будущих шестиклассников
(по программе В.Я. Коровиной)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»
И.И. Дмитриев. Басни. «Муха».
И.А. Крылов. Басни. «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».
А.С. Пушкин. «Узник», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Зимняя дорога», ««Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы».
И.С. Тургенев. «Бежин луг».
Н.С. Лесков. «Левша».
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий».
Стихи Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого, К.М. Симонова, Д.С. Самойлова, Н.М. Рубцова, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.
А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».
А.С. Грин. «Алые паруса».
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Гомер. «Одиссея», «Илиада».
Мигель Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».
Проспер Мериме. «Маттео Фальконе».
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Антуан де Сент -Экзюпери. «Маленький принц».
Дополнительно (по желанию)
Брэдбери «Вельд», «Третья экспедиция»; Конан Дойл «Горбун»; Дюма«Три мушкетера»; Купер «Последний из могикан», «История с привидением»; Гауф «Карлик Нос»; Уайльд «Соловей и роза».
Список рекомендуемой литературы для будущих семиклассников
(по программе В.Я. Коровиной)
Былины. «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Садко».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
«Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)
А.С. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Станционный смотритель».
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
И.С. Тургенев. «Бирюк».
Н.А. Некрасов. «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда».
М.Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Л.Н. Толстой. «Детство».
И.А. Бунин. «Цифры», «Лапти».
А.П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленники», «Размазня».
М. Горький. «Детство», «Старуха Изергиль».
Л. Андреев. «Кусака».
А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире».
Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади».
Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя».
Ю.П. Казаков. «Тихое утро».
М. Зощенко. «Беда».
О. Генри. «Дары волхвов».
Р. Брэдбери. «Каникулы».
Дополнительно (по желанию)
Д. Лондон «Белый клык»; Твен М. "История с привидением"; По Э."Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"; Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"; Зощенко М. "История болезни".
Список рекомендуемой литературы для будущих восьмиклассников
( по программе В.Я. Коровиной)
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…».
«Житие Александра Невского», «Шемякин суд».
Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя».
К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака».
А.С. Пушкин. Стихи. «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Пиковая дама».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
Н.В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель».
И.С. Тургенев. «Ася», «Первая любовь».
М.Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города».
Н.С. Лесков. «Старый гений».
Л.Н. Толстой. «После бала».
А.П. Чехов. «О любви».
И.А. Бунин. «Кавказ».
А.И. Куприн. «Куст сирени».
А.А. Блок. Стихи.
С.А. Есенин. «Пугачев».
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».
М. Зощенко. «История болезни».
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М.А. Осоргин. «Пенсне».
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».
А.П. Платонов. «Возвращение».
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Мольер. «Мещанин во дворянстве».
Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В. Скотт. «Айвенго».
Дополнительно (по желанию)
Уэллс Г. "Борьба миров", "Человек-невидимка"; Генри О. "Вождь краснокожих"; Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся".
Список рекомендуемой литературы для будущих девятиклассников
(по программе В.Я. Коровиной)
«Слово о полку Игореве».
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».
В.А. Жуковский. «Светлана».
А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
А.С. Пушкин. «Цыганы», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери». Стихи.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Стихи.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души».
А.Н. Островский. «Бедность не порок».
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди».
Л.Н. Толстой. «Юность».
А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника».
И.А. Бунин. «Темные аллеи».
М.А. Булгаков. «Собачье сердце».
М.А. Шолохов. «Судьба человека».
А.И. Солженицын. «Матренин двор».
Стихотворения А.А. Блока, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.А. Заболоцкого, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского и др.
Данте Алигьери «Божественная комедия».
У. Шекспир. «Гамлет».
И.В. Гете. «Фауст».
Список рекомендуемой литературы для будущих десятиклассников
( по программе Г.С. Меркина)
А.С. Пушкин. Стихотворения. «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Демон».
Н.В. Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос».
А.Н. Островский. Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника», роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе.
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?».
Н.А. Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения.
А.А. Фет. Стихотворения.
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
А.К. Толстой. Стихотворения.
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
А.П. Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Список рекомендуемой литературы для будущих одиннадцатиклассников
( по программе Г.С. Меркина)
И.А. Бунин. Стихотворения. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
М. Горький. Рассказы: «Старуха Изергиль» и др. Повесть «Фома Гордеев». Пьеса «На дне».
А.И. Куприн. Повести: «Олеся», «Поединок». Рассказ
«Гранатовый браслет».
Л.Н. Андреев. «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
А.А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать».
А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием».
В.В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос».
С.А. Есенин. Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый».
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Роман «Доктор Живаго».
А.П. Платонов. Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован»
В.В. Набоков. Роман «Машенька».
А.Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти».
В.М. Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
В.П. Астафьев. Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.
В.Г. Распутин. Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могуу...»
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Аргументы по направлению «Мечта и реальность» Сочинение Подготовка к итоговому сочинению. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией. А.С.Пушкин «Метель» В повести «Метель» А.С.Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни. Н.В.Гоголь «Невский проспект» В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» исследуется конфликт мечты и реальности на примере двух героев: Пирогова и Пискарёва. Поручик Пирогов не склонен к мечтаниям, все его желания легко достижимы и выполнимы. В его понятия о мире не входят идеалы и стремление к совершенству. Поэтому неудача в выборе женщины для развлечений не приводит к какому-либо трагическому переживанию: не одна, так другая – ему, в принципе, не важно. Совсем другое дело – Пискарёв. Реальная жизнь пагубна для его тонкой натуры, он хочет жить в идеальном мире, который сам придумал в своих мечтах. На Невском проспекте он встретил девушку, которая показалась ему образцом совершенства и красоты. Когда она оказалась пошлой «уличной бабочкой», Пискарёв не смог этого пережить, так как грубая реальность не для него. Невский проспект – это мираж, обман – «всё не то, чем кажется». А люди в этом обманчивом мире не способны увидеть вещи в истинном свете. Это происходит от того, что одни не могут подняться над своим животным состоянием и существует только в реальности, а другие витают в облаках и не желают опуститься на грешную землю. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо» В основе романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева лежит история несчастной любви Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Мечта о счастливой совместной жизни разбилась о каприз Варвары Павловны. До встречи с Лизой Лаврецкий был женат на Варваре, женщине глупой, но хваткой. Она видит в муже только денежный мешок и не собирается отказываться от него. Лаврецкий женился на ней совсем молодым, мечтающим об идеале, красивая Варвара казалась ему ангелом. Реальность оказалась настолько жестока, что он разочаровался в женщинах. Встреча с Лизой показалась ему даром судьбы, настолько чиста и благородна оказалась эта девушка. Любовь к ней возродила его к жизни, а её утрата лишила надежды на счастье. Но он принял смиренно это испытание, решив страдать и терпеть, пахать землю и жить своими трудами. А Лиза ушла в монастырь. «Дворянское гнездо» - это символ, в котором заключается мечта о счастье и прекрасной жизни, но эта мечта не может осуществиться, пока в реальной жизни хозяйничают такие люди, как Варвара Павловна. Л.Н.Толстой «После бала» В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/57005-argumenty-po-napravleniyu-mechta-i-realnost.html
Аргументы по направлению «Месть и великодушие» Сочинение Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга. А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем. Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху. В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/57007-argumenty-po-napravleniyu-mest-i-velikodushie.html
Аргументы по направлению «Отцы и дети» Сочинение Литературные примеры к направлению ИС «Отцы и дети». «Поучения Владимира Мономаха» Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», - говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь. Д.И.Фонвизин «Недоросль» Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, - это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым - грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги - недруги. Дж.Олдридж «Последний дюйм» Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/57006-argumenty-po-napravleniyu-otcy-i-deti.html
Список литературы к новым направлениям итогового сочинения Сочинение Список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2018/19. Автор: Алексей Лямин | facebook.com/profile.php?id=100001738516298. Источник: группа ФБ "Методическая копилка". ОТЦЫ И ДЕТИ Аксёнова Н., рассказ «Отец» Алексин А.А., рассказы: «Первый день», «Поздний ребенок», повести: «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия» Бредбери Р., рассказ «Вельд» Воронкова Л.Ф., повесть «Старшая сестра» Высоцкий В., «Баллада о времени» Гарин-Михайловский Н.М., повесть “Детство Темы” Геласимов А., роман «Год обмана» Георгиев С., рассказ «Ошейник» Гоголь Н.В., повесть «Тарас Бульба» Гончаров И.А. роман «Обыкновенная история» Грибоедов А.С., пьеса «Горе от ума» Дубов Н.И., повесть «На краю земли» Екимов Б., рассказы: «Говори, мама, говори…», «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления» Железников В., рассказ «Ночной ветер» Иванов А., роман «Географ глобус пропил» Коротков Ю., повесть «Головная боль» Крупин В., рассказ «Сбрось мешок!» Куликова Л., рассказ «Свиделись» Куприн А.И., рассказ «Святая ложь» Курамшина И., рассказ «Сыновний долг» Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын») Осеева В.А., повесть “Динка” Паустовский К.Г., рассказ «Телеграмма» Пермяк Е.А., рассказ «Мама и мы» Платонов А., рассказ “Возвращение” Полянская И., рассказ «Утюжок и мороженое» Пушкин А.С., повести: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Санаев П.С., автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом» Селивёрстова И., рассказ «О маме» Токарева В., рассказ «Ничего особенного» Толстой Л.Н., повесть «Детство» Тургенев И.С., роман “Отцы и дети” Турсун С., рассказ «Отец» Фадеев А., роман «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери) Шахназаров К.Г., повесть «Курьер» Шекспир В., драмы (трагедии): «Ромео и Джульетта», “Гамлет”, “Король Лир” Шолохов М.А. роман-эпопея “Тихий Дон” Яковлев Ю.Я., рассказы: «Сыновья Пешеходова», «Сердце земли» Тендряков В. повесть “Расплата” МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ Бах Р., повесть “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Гарин-Михайловский Н., рассказ «Гений» Георгиев С., рассказ «Ошейник» Гоголь Н.В., роман «Мертвые души» (Манилов) Гончаров И.А., романы: «Обломов» (Обломов), “Обыкновенная история” (Александр Адуев - Петр Адуев) Горький М., пьеса «На дне» Грин А., повесть «Алые паруса» Гришковец Е.В., рассказ «Дарвин» Драйзер Т., роман «Американская трагедия» Дубов Н.И., повесть «На краю земли» (судьба Клайда Грифитса) Екимов Б, рассказ «Белая дорога» (Степа-глухой) Железников В.К., рассказы: «Космонавт», «Вожак» Каверин В., роман «Два капитана» Крапивин В., книга «Самолет по имени Серёжа» (рассказ «Балконный житель») Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» Лермонтов М.Ю, поэма «Мцыри» Лубенец С.А., повесть «Любовь в сети и наяву» Островский А.Н., пьеса «Гроза» Паустовский К.Г., книга «Литературные портреты» (глава «Жизнь Александра Грина») Полевой Б., «Повесть о настоящем человеке» Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» Сервантес М., роман “Дон Кихот” Соловейчик С., книга «Педагогика для всех» Стругацкие А. и Б., роман «Трудно быть богом» Тузлуков В.А., притча «Сказка о мечте» Чехов А.П., рассказ «Крыжовник» Шаляпин Ф.И., книга «Я был отчаянно провинциален…» (о странничестве) МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ Бим-Бад Б., статья «Благородство и сила духа» Гюго В., роман «Человек, который смеялся» Дюма А., роман “Граф Монте-Кристо” Куприн А.И., повесть «Суламифь» Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Пугачев), роман «Дубровский» (Дубровский) Роулинг Дж.К., серия «Гарри Поттер» (Поттер – Петтигрю в «ГП и Узнике Азкабана») Солоухин В.А., рассказ «Мститель» Толкин Дж., «Властелин колец» (Голлум: Бильбо не убил его, хотя имел возможность, Гэндальф предостерегал Фродо от убийства Голлума; Фарамир также не стал убивать это существо (предоставив возможность решать этот вопрос Фродо). И даже Сэм, который ненавидел Голлума за его двуличность и предательство, оставил его в покое, повинуясь запрету Фродо.) Трифонов Ю., повесть «Дом на набережной» Чехов А.П., рассказ «Месть» Шекспир В., трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта» Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека» ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО Астафьев В.П., рассказы: «Гимн жизни», «Домский собор», «Далекая и близкая сказка»; повесть «Последний поклон» (скрипач Вася-поляк) Ахматова А.А, стихотворение «Когда б вы знали, из какого сора…» Бегбедер Ф., роман «99 франков» Бондарев Ю.В., статья «О формулах и красоте» Бруштейн А.Я., повесть «Дорога уходит в даль…» (безрукий художник) Брэдбери Р., рассказ «Улыбка» Булгаков М., роман “Мастер и Маргарита” Вересаев В., рассказ «Состязание» Генри О., рассказ “Последний лист” Гершензон М.О., статья «Мудрость Пушкина» (о форме и содержании в искусстве) Гоголь Н.В., повесть «Портрет» Готье Т., стихотворение «Искусство» (в переводе Н.С. Гумилева) Гранин Д., роман «Картина» (выставка живописи) Грибов Ю.Т., рассказ «Когда встает солнце» Грин А.С., рассказ «Победитель» Домбровский Ю.О., роман «Хранитель древностей» Друцэ И.П., очерк «Моцарт в конце лета» Железников В.К., рассказ «Мальчик с красками» Ильин И.А., слово «Духовный смысл сказки», произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 г.; книга «Путь к очевидности» (глава «О художественном совершенстве») Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой» Короленко В., повесть «Слепой музыкант» Крылов И.А., басня «Квартет» Лиханов А.А., повесть «Детская библиотека» Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 32 «Понимать искусство») Лиходеев Л., очерк «Чистая душа» Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын») Москвина М.Л., рассказ «Моя собака любит джаз» Носов Е.И., рассказ «Шопен, соната номер два» Носов Н.Н., повесть «Тайна на дне колодца» Осеева В.А., повесть «Динка прощается с детством» Пантелеев А.И., очерк «Гостиница «Лондонская» Пастернак Б.Л., стихотворение «Определение поэзии» Паустовский К.Г., повесть «Золотая роза» (главы: «Драгоценная пыль», «Молния», «Искусство видеть мир»); рассказы: «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» Пришвин М.М., рассказ «Мои тетрадки» Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» Распутин В., очерк «Культура: левая, правая где сторона?» Тендряков В., роман «Свидание с Нефертити» Толстая Т., рассказ «Кино» Толстой Л.Н., повесть «Альберт» Туберовская О.М., книга «В гостях у картин» Тургенев И.С., рассказ «Певцы» Успенский Г., рассказ «Выпрямила» Чехов А.П., рассказ «Скрипка Ротшильда» Шаламов В.Т., рассказ «Детские картинки» ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ Айна Н., рассказ «Сказка о честных» Алексин А., повесть «Безумная Евдокия» Астафьев В., статья «Ответ в «Пионерскую правду», рассказы: «Людочка», «На закате дня» Бахревский В.А., рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету» Брэдбери Р., рассказы: «Карлик», «Всё лето в один день» Буйда Ю., рассказ «Продавец добра» Васильев Б.Л., книга «Летят мои кони» (доктор Янсен) Васильев П.А., рассказ «Уродина» Веллер М., роман «Мое дело» Вересаев В.В., книга воспоминаний «В юные годы» (тетя Анна) Воронин С.А., рассказы: «Неряха», «Стук в полночь» Габова Е.В., рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро» Гальего Р.Д.Г., автобиографический роман «Белое на черном» Гарин-Михайловский Н., повесть «Детство Тёмы» (про Жучку) Генри О., рассказ “Последний лист” Георгиев С.Г., рассказ «Собаки не ошибаются» Гранин Д., очерк «О милосердии» / статья «Потерянное милосердие» Гюго В., романы: «Отверженные» (епископ Мириель – Жан Вальжан), «Человек, который смеялся» Дементьев А., стихотворение «Пока мы боль чужую чувствуем» Достоевский Ф.М., рассказ «Мужик Марей», романы: «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» (Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова) Драгунский В.Ю., рассказ «Друг детства» Дроганов В., рассказ «Несостоявшийся подарок» Екимов Б., рассказ «Ночь исцеления» Ерофеев В., рассказ «Галоши» Железников В.К., повести: «Чучело», «Чучело-2», рассказы: «Мальчик с красками», «Первое письмо» Ильин И.А., книга «Путь к очевидности» (глава «О доброте»); книга «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (очерк «Его ненависть») Искандер Ф., очерк «Милосердие» Кафка Ф., новелла «Превращение» Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой» (Латышев) Крапивин В.П., рассказ «Почему такое имя?» Куприн А.И., рассказ «Чудесный доктор», повесть «Олеся» Лесков Н.С., очерк «Леди Макбет Мценского уезда» Лиханов А.А., повести: «Солнечное затмение» (Федор и голуби), «Голгофа» (тетя Груня); роман «Мой генерал» (про белку) Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты») Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (размышления о сочувствии/сострадании; о своевременном добре) Никольская А., книга «Город собак» Островский Н.А., драма/пьеса «Гроза» («жестокие нравы», Дикой) Паустовский К.Г., повесть «Золотая роза» (глава «Драгоценная пыль») Пермяк Е.А., сказка «Белая ворона» Пикуль В., роман «Барбаросса» (Нина Петрунина под завалом) Платонов А., рассказ “Юшка” Погорельский А., повесть-сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» Полевой Б., «Повесть о настоящем человеке» Приставкин А., повесть «Ночевала тучка золотая…» (сцена убийства Сашки) Пушкин А.С., роман «Капитанская дочка», маленькая трагедия «Моцарт и Сольери» Распутин В.Г., рассказ «Уроки французского» Солженицын А.И., рассказ «Матренин двор» Сухомлинский В.А., книга «Сердце отдаю детям» (глава «Забота о живом и прекрасном») Тендряков В.Ф., рассказ «Хлеб для собаки» Толстой Л.Н. рассказы: «После бала» (отец Вареньки полковник Петр Владиславич), «Сила детства» Троепольский Г.Н., повесть «Белый Бим Черное ухо» Тэффи Н.А, рассказ «О нежности» Улицкая Л., книга «Истории про зверей и людей» (рассказ «Дед-шептун»), рассказ «Бумажная победа» Ходасевич В.Ф., биографическая повесть «Державин» Чванов М.А., рассказы: «Бездомная собака выбирает хозяина», «Билет в детство» Черноречин В., рассказ «Уродливый» Шим Э., повесть «Ребята с нашего двора» Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека» Яковлев Ю.Я., рассказы: «Черника», «Цветок хлеба», «Мальчик с коньками», «Урс и Кэт», «Театральный двор», «Он убил мою собаку», «Сердце земли», «Игра в красавицу» Тендряков В. повесть “Ночь после выпуска”
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/57009-spisok-literatury-k-novym-napravleniyam-itogovogo-sochineniya.html
Аргументы по направлению «Искусство и ремесло» Сочинение Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018. А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» - это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Н.В.Гоголь «Портрет» Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире. И.А.Куприн «Тапер» В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла. А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда» Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» В романе М.А.Булгакова одной из главных тем является тема искусства. С образом Мастера связан мотив истинного творца, которому противопоставлено литературное общество Москвы. Заглянув в Дом Грибоедова, мы можем составить полное представление, чем живут члены МАССОЛИТа. Их хлопоты относительно дачи для отдыха, путёвки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос» откровенно свидетельствуют о ремесленничестве в сфере искусства. Писатель ни разу не показал представителей этого общества в творческом процессе, они только и делают, что сидят в ресторане Дома Грибоедова или бессмысленно проводят время в пустых разговорах. Мастер другой - он живёт своим романом. Его судьба неразделима с судьбой его творения. Когда роман о Понтии Пилате не опубликовали и даже не опубликованный забили «критикой», Мастер сам был уничтожен. Этим и объясняется его попытка сжечь рукопись. Эта связь является главной особенностью истинного творчества, так как настоящий художник вкладывает в своё произведение душу, чего никак не скажешь о ремесленниках.
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/56998-argumenty-po-napravleniyu-iskusstvo-i-remeslo.html
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость» Сочинение Литературные примеры к общему направлению ИС «Доброта и жестокость». А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем. Н.В.Гоголь «Шинель» Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого. Н.С.Лесков «Дурачок» Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/56995-argumenty-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html
Темы итогового сочинения к новым направлениям Сочинение Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года. Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС. Отцы и дети 1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми? 2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей? 3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»? 4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений? 5. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток? 6. Что значит преемственность поколений? 7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»? 8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей? 9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением? 10. Быть родителями - это счастье или обязанность? 11. Что такое «конфликт поколений»? Мечта и реальность 1. Что означает «высокая мечта»? 2. Когда реальность разрушает мечту? 3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»? 4. Почему не все мечты сбываются? 5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью? 6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»? 7. Когда мечта превращается в цель? 8. Можно ли убежать от реальности? 9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»? 10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? 11. Мечтатель – это фантазер или глупец? Месть и великодушие 1. Почему месть разрушает душу? 2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? 3. Какого человека можно назвать великодушным? 4. Какие качества присущи великодушному человеку? 5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? 6. Великодушие – это сила или слабость? 7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»? 8. Что общего между великодушием и состраданием? 9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»? 10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества? 11. Когда нужно отказаться от мести? Искусство и ремесло 1. Что можно считать подлинным искусством? 2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? 3. В чем разница между ремеслом и искусством? 4. Может ли ремесленник стать художником? 5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»? 6. Могут ли способности превратиться в талант? 7. Кто такой талантливый человек? 8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик? 9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»? 10. Какова роль искусства в развитии человечества? 11. Чем настоящее искусство привлекает человека? Доброта и жестокость 1. Какими качествами обладает добрый человек? 2. Можно ли оправдать жестокость? 3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»? 4. Доброта – это проявление силы или слабости? 5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»? 6. Может ли доброта причинить вред человеку? 7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»? 8. Кого можно назвать жестоким? 9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости? 10. Нужно ли бороться с жестокостью? 11. Что может сделать человека добрее?
Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/56992-temy-itogovogo-sochineniya-k-novym-napravleniyam.html