Тема: Списывание с печатного текста.
Тип урока: Урок повторения знаний
Цель: Учить списывать текст с печатного образца.
Задачи:
повторить и закрепить материал, изученный на уроках обучения грамоте;
создать условия для знакомства с алгоритмом списывания предложения и текста, формируя правильные навыки списывания с печатного текста письменными буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты УУД
Регулятивные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать результат своей работы на уроке.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Высказывать своё предположение.
Познавательные
Учиться моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).
Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Личностные
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ориентироваться на понимание причин успешной учебной деятельности.
Демонстрировать развитие основ самоорганизации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку?
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Мотивация познавательной деятельности
Девиз нашего урока:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
III. Пальчиковая гимнастика
Дети, сейчас мы подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают – вращать кистями рук
IV. Работа по теме урока
Работа над содержанием текста
- Прочитайте текст. (Иней лёг на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.)
- Что это? (предложение)
- Докажите, что это предложение? (начало предложения с большой буквы, в конце
стоит точка)
- Дети, это предложение в стихотворной форме, поэтому каждая строка начинается
с заглавной буквы, не зависимо от знака в конце строки.
- Какая картина возникла в вашем воображении?
- Что вы представили?
- Какие слова вам непонятны в предложении?
- Что такое иней? (иней ‒ это одно из состояний воды (парообразное), которое при
температуре ниже 0°С преобразуется в тонкий слой кристаллического льда)
Работа над опасными местами
- А сейчас мы найдём и подчеркнём опасные места в предложении.
- Начинаем работу с первой строчки.
- Подчеркните правила написания предложения. (подчёркивают начало
предложения и конец предложения)
- Сейчас начинаем работу по алгоритму. (дети выходят к доске и в каждом слове
ставят точки под гласными буквами, делят слово на слоги и ставят ударение)
- Давайте найдём другие опасности письма.
- А какие ещё бывают опасности? (опасный парный на конце слова и в середине
парный перед парным)
- Найдите слова, в которых есть опасный парный? (лёг – на конце опасный
парный)
- Докажи. Назовите пару. (г – к)
- Почему пишется буква г?
- Кто сможет подобрать проверочное слово? (лягу)
- Есть ли ещё в предложении опасные парные? Давайте посмотрим в середине
слова опасный парный согласный.
- Где? (в середине слова)
- Докажите, что в слове ветки опасный парный. (опасный парный буква «т»,
рядом стоит ещё один парный согласный глухой)
- Прочитайте слово с мягким знаком. (ночь)
- Мягкий знак – это тоже опасность при письме. Его можно забыть написать.
- А почему он пишется в этом слове, мы с вами узнаем в 3 классе.
Физминутка
Нам сейчас, нам сейчас
Нужно всех назвать на раз!
Этот пальчик самый сильный.
Этот пальчик самый смелый.
Этот пальчик самый средний.
Этот пальчик безымянный.
Этот пальчик с ноготок.
Получился кулачок.
Работа над опасными местами
- Дети, а кто заметил, какая буква гласного встречается чаще всего в предложении? (е)
- Молодцы.
- Ребята, а что мы знаем про букву «е»? (она бывает хитрой)
- А, что значит хитрая? (эта буква может обозначать два звука)
- Какие два звука? ([й'] и [э] – свой родной)
- В предложении назовите слова, где буква «е» будет обозначать два звука. (ели)
- Почему? (буква стоит в начале слова)
- Перед вами три схемы, посовещайтесь в паре и выберите нужную схему к слову ели.
(дети работают в паре и поднимают номера, одна пара выходит к доске и объясняет)
- Поднимите номера.
- Докажите, почему вы выбрали третью схему? (буква «е» в начале слова
обозначает два звука: мягкий согласный [й'] и свой родной [э]; третий звук
мягкий, потому, что буква «и» командует согласному читайся мягко, последний
звук гласный [и] безударный)
- Ребята, а сейчас найдите слово, в котором наоборот: звуков будет меньше, чем букв. (ночь)
- Почему? (в слове ночь – букв 4, а звуков 3)
- Итак, с опасностями письма мы закончили. Вы очень внимательные, у вас зоркие глазки, всё подмечают. Молодцы.
- Сейчас мы с вами отдохнём.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас, вы должны показать, как умеете грамотно списывать с печатного текста и проверять свою работу.
- Как будете писать?
- Сейчас работаем самостоятельно, диктуем себе по слогам и записываем предложение на двух строчках, т к это предложение в стихотворной форме.
(работают в тетради, проверяют по образцу)
- Проверьте свою работу по алгоритму. В предложении проверьте каждое слово.
VI. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Дети, вы сегодня молодцы. Все старались и отлично поработали.
- На полях тетради оцените себя по шкале аккуратность, а по шкале правильность оценю вас я.
- Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке. Пора и отдыхать.