СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сплочение коллектива воспитанников через творческую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.оллектив это группа объединенных общими целями и задачами людей

Просмотр содержимого документа
««Сплочение коллектива воспитанников через творческую деятельность»»


Доклад на тему:

«Сплочение коллектива воспитанников через творческую деятельность»


Никакая сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда.

М.Горький

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особой тонкостью, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир”.
А.С. Макаренко

Ни один классный руководитель не откажется от создания в своем классе сплоченного, дружного, организованного коллектива. Есть множество определений понятия «коллектив».

Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Педагог А.С.Макаренко говорил, что коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами дисциплины и ответственности. Что это часть общества, и именно через коллектив, человек входит в общество. Делая вывод из сказанного, можно определить основные признаки коллектива:

  • общая социальная значимость;

  • совместная деятельность, для достижения общей поставленной цели;

  • ответственная зависимость между членами коллектива;

Отличительной особенностью коллектива является сплоченность, которая характеризуется взаимопониманием и помощью друг другу. Именно сплоченность отражает такие понятия, как ответственность, организованность, открытость. Открытость – одна из важнейших характеристик коллектива, которая заключается в готовности пустить человека в свой мир, способности устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения как внутри коллектива, так и с другими коллективами. Здесь уже можно говорить о коллективизме – принципе организации взаимоотношений, проявляющиеся в подчинении личных интересов общественным, в готовности к взаимодействию, интересе к проблемам и нуждам друг друга.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение.

Коллективное творческое дело – это не воспитательное мероприятие, это то, что можно назвать частицей полнокровной жизни, общей жизни воспитанников и воспитателей, младших и старших в их общем устремлении – к решению жизненно важных целей. Оказывается, можно с успехом работать не с массой, а с первичным коллективом. И самая рабочая, самая творческая его единица – это творческая микрогруппа. Именно здесь, в микрогруппе, - центр проектирования любого дела и улучшения



окружающей жизни. И оценка отсюда же. Вот это и есть коллективная организаторская деятельность: все думают, что делать и как, все по очереди организуют и все анализируют. По-настоящему работает только микрогруппа, когда все организаторы и все исполнители – нет зрителей. Все активны.

Главное для обучающихся самоанализ и раскованность в творчестве, чтобы самоутвердиться как гражданину. Это особая, сложно организованная и захватывающая работа. Анализ – это когда в простом открываются сложности, а сложное становится простым.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной школьной жизни. Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания. Коллективное творческое дело, имеющее практическую направленность, коллективную организацию, творческий характер проведения, это не только проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни, но и жизненно важное, общественно необходимое дело. Коллективные творческие дела позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое позволяет каждому участнику находиться в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Каждому участнику предоставляется возможность определить для себя долю участия, характер своего участия и ответственности. В процессе коллективной творческой деятельности младшие школьники приобретают навыки общения, учатся работать вместе, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, в организации коллективного творческого дела прослеживаются два важных процесса одновременно – формирование, сплочение классного коллектива и формирование личности младшего школьника, развитие его тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит также взаимодействие людей разных возрастов. В процессе планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взять на себя ответственность за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества личности как: ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит и свои лидерские качества. Коллективное творческое дело позволяет каждому проявить, развивать и совершенствовать лучшие человеческие качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Таким образом, в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается



способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется апатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами. Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, я придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

Традиционно проводить мероприятия - День Учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

2. Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества. Состав групп должен меняться постоянно. 4. Задействуйте учеников класса в одном увлекательном коллективном творческом деле (КТД).



Но оно не должно быть однодневным. Работа по подготовке к итоговому результату (спектакль, праздник, выставка, мероприятие) должна вестись планомерно, в течении определенного времени. В ходе подготовки, дети готовят части итоговой работы. При совместной работе в рамках этого дела, дети смогут поучаствовать и в викторинах, и в различных школьных и городских мероприятиях, ходить в кино или театр, посещать музеи, библиотеки, вместе читать, участвовать в походах и т.д. Таким образом, ученики много времени будут проводить вместе. Разбейте класс на группы, включив в каждую детей из "разных лагерей" (если такие имеются). Каждой группе дайте какое-либо задание в соответствии с КТД. Следите за ходом его выполнения. Обсудите выполненные работы. Отметьте ту группу учеников, которая лучше справилась с заданием. Переформировывайте группы в течение всего коллективного творческого дела. Итак, для того, чтобы превратить класс в дружную команду, недостаточно совместных походов в кино и театр. Нужны увлекательные коллективные творческие дела и желательна помощь школьного психолога. Тогда ребята будут лучше учиться и комфортно чувствовать себя в школе. Помочь сплотить детский коллектив должны не только педагоги, но и родители. В процессе работы над КДТ используется метод проектов, что очень удачно укладывается в технологии, применяемые при формировании УУД по ФГОС. Дома, вместе с родителями дети подбирают материал, оформляют его в виде проектов, выступают с проектом на классном часе. Затем, в итоговом мероприятии, из нескольких проектов коллективно формируется итоговый материал. Классный руководитель обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).  Я считаю, что КТД -  это универсальное средство для развития крепкого и сплоченного коллектива. Работа с классом ведётся по 7 направлениям: ««Человек. Культура», «Семья», «Наша Родина», «Эстетическое воспитание», «Здоровье», «Природа», «Труд». Все эти направления отражены в плане воспитательной работы .