Просмотр содержимого документа
«Спор о правде в пьесе "На дне"»
Три правды в пьесе «На дне»
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Беранже
- «На дне» – социально-философская драма, в основе которой лежит спор о назначении человека . Горький задается вопросом: что лучше – истина или сострадание? «Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий» (Горький)
- Спор о правде – смысловой центр пьесы. Здесь приходят в столкновение три «типа» правды: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)
- До появления Луки ночлежники вяло переругиваются, воспринимают свое положение как окончательное (кроме Клеща). Люди ощущают себя «бывшими».
- КАК РАСКРЫВАЕТСЯ «ПРАВДА ФАКТА» ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЛУКИ?
«правда факта »
- Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться»?
- Над человеком властвуют безжалостные законы, которые управляют им. «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
- Для Бубнова человек – вещь: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть?», каждый подкрашивает душу, не желая выступить в своей грязной подлинности: «Здесь… все слиняло, один голый человек остался».
- Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, неверие в него, скептицизм.
Правда Бубнова лишена духовности
ЛУКА –самый неоднозначный персонаж
- Он СТРАННИК
- Его имя совпадает с именем одного из евангелистов («светлый»)
- Лука - ЛУКАВЫЙ
- Сам Горький относился к герою неоднозначно, сделал его похожим на Толстого
- По отношению к проповедям Луки все герои делятся на три группы :
- Верят: Анна, Наташа, Актер
- Не принимают: Костылёвы, Медведев, Бубнов, Барон
- Хочет поверить Пепел
САТИН демонстрирует ПОНИМАНИЕ , но лично сам не затронут его идеями
- Умирающую Анну Лука утешает надеждой на вечный покой и загробную справедливость : «Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая. Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна…»
- Оскорбленную Настю успокаивает верой в ее фантазии : «Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!»
Впавшего в уныние Актера воодушевляет рассказом о волшебной лечебнице , после которой тот сможет вернуться к своему ремеслу: «Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!»
Даже Пепел , вначале не поддающийся проповеди Луки и задающий ему вопрос: «Старик! Зачем ты все врешь?», вскоре принимает его советы и собирается начать новую жизнь с Наташей : «Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»
В четвертом действии сюжет превращается в дискуссию об исчезнувшем Луке и полезности или вреде его проповеди.
«Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя).
«И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин).
«Как пластырь для нарывов…» (Барон).
«Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет…» (Клещ)
«Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош!» (Татарин).
Домашнее задание
- Выучить конспект
- Прокомментировать любое мнение критиков относительно Луки (см. печатный лист)
- Дочитать пьесу до конца
- На след. неделю: выучить монолог Сатина «Человек – это звучит гордо!»