Доклад
«Спорт и воспитание подростков»
Учитель ФК Белова Т.И.
*Педагогические способности тренера.
*Методика воспитания.
*Перевоспитание подростка.
*Литература
Замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание детей – важный общественный долг. В воспитании, в сотворении нового человека каждый может достигнуть вершины совершенства – стать подлинным мастером, творцом, художником, поэтом, мудрецом – великим общественным деятелем».
Какими же чертами характера и педагогическими умениями должен обладать преподаватель физического воспитания, тренер, чтобы успешно справляться с благородной, но очень трудной задачей воспитания гражданина, гармонично развитого молодого человека?
Попробуем представить себе облик идеального с точки зрения педагогики тренера. Как правило, он нетерпим к злу, проявлениям индивидуализма, беспринципности, непедагогическим мерам воздействия на детей и подростков, верен своему слову, Безукоризненно выполняет свой профессиональный долг, на работе и вне её стремится сохранить своё доброе имя, авторитет, репутацию.
Квалифицированный преподаватель должен обладать ещё и педагогическими способностями, необходимыми для достижения высоких результатов в воспитании и обучении подростков.
«Способности – это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой – либо деятельности и совершенствования в ней».
Педагогические способности – это комплекс, синтез многих способностей, обеспечивающих высокое качество работы тренера, преподавателя физического воспитания.
Одна из главных способностей, которой должен обладать тренер, - это умение обучать, иначе – дидактические способности. Это способности тренера, связанные с современной методикой педагогической науки, это готовность преподавать подросткам учебный материал, делая его понятным. Преподаватель должен добиваться прочного усвоения знаний, двигательных умений и навыков.
Подростки, занимающиеся физической культурой и спортом, должны обязательно усваивать предлагаемый материал.
Систематичное и последовательное планирование учебного материала должно предусматривать постепенное увеличение нагрузки на занятиях и последовательное обучение двигательным навыкам. Последовательное усложнение упражнений и постепенное увеличение нагрузок при обучении и тренировке – непременное условие успеха в физическом воспитании.
Экспрессивные способности – это умение преподавателя выражать свои мысли и чувства с помощью слова, мимики и пантомимики.
Речь – зеркало и культурного уровня, и профессиональной подготовленности педагога. Подросток очень чуток к оценке своей личности окружающими, особенно родителями, педагогами и товарищами. Старшие подростки очень хотят быть независимыми. И здесь особенно важно определить мотивы их поступков и место в коллективе, знать обстановку в семье. Трудные подростки, как правило, совершенно равнодушны к нравоучениям, если они не конкретны. Педагог должен проникать во внутренний мир подростка, понимать его психологию, настроение и психическое состояние в каждый определённый момент. Работая с подростками, необходимо не только хорошо знать их характеры, поведение в школе, во дворе, в семье, но и причины их поступков и проступков.
Большое значение в воспитательной работе имеет умение спортивного педагога завоевать высокий авторитет. Иначе – речь идёт о его авторитарных способностях.
Авторитет тренера не вечен. Он может расти, укрепляться или, наоборот, утрачивать свою силу. Ему присущи иррадиация и инерция. Иррадиация – это распространение на те виды общественной деятельности человека, в которых он себя ничем не проявил. Так, принято считать, что если преподаватель физической культуры отлично ведёт тренировочную работу, то он непременно способный организатор, может успешно выступить с докладом, написать статью. На самом деле он может быть хорошим методистом, но слабым организатором. Инерция – это длительное отношение к авторитетной личности с уважением или, наоборот, длительное неуважение к человеку, который не сумел завоевать авторитет. Спортивный педагог должен обладать научно – педагогическими способностями – постоянно стремиться к творчеству, систематически изучать специальную литературу и опыт коллег, творчески относится к работе, проводить исследования и эксперименты.
Наблюдение – это организованное, целенаправленное изучение педагогического процесса визуальным способом в обычных условиях его протекания. Эксперимент предполагает организацию воспитания и обучения, что позволяет выявить эффективность проверяемой методики.
Тесты – специально разработанные критерии (контрольные вопросы, спортивные нормативы и т.д.), позволяющие выявить уровень воспитанности или подготовленности подростков. Устные и письменные опросы включают беседу, интервью, анкетирование и т. д. Эти методы позволяют установить живое, непосредственное общение с испытуемыми, что даёт возможность быстро получить объективный материал или опросить большое количество ребят письменно.
Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.
Поддерживая добрые отношения с юными спортсменами, необходимо помнить, что спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность наиболее благоприятны в контактах с ними.
Скромность в общении с людьми должна стать характерной чертой педагога. Он не станет приписывать лично себе успех команды, кичиться собственными заслугами и в то же время в случае неудачи не будет искать виновных, не припишет промахи в своей работе кому – либо и не свалит их на «объективные» обстоятельства.
Личностные способности включают педагогический такт, соблюдение норм педагогической целесообразности в применении учебно – воспитательных воздействий. Такт – особое чувство меры во всём том, что делает человек.
Организаторские способности включают умение целеустремлённо, по плану организовать процесс воспитания и обучения подростков, рационально распределить своё время и силы, быстро сплотить занимающихся в крепкий дружный коллектив, а также чётко подготовить и провести любое мероприятие. Структуру организаторских способностей составляют; 1) искусство заряжать подростков своей энергией; 2) умение найти дело каждому по способности» 3) творческая и исполнительская инициативность; 4) Склонность к организаторской деятельности; 5) Требовательность к себе и другим; 6) самостоятельность и житейская практичность; 7) Общительность, настойчивость и активность; 8) высокая работоспособность и личная организованность.
Мажорные способности, или оптимизм и юмор. Настоящий педагог – всегда оптимист. Оптимизм способствует творческому росту педагога, вселяет веру в достижение успеха, в способности каждого воспитанника.
Конструктивные способности – это умение проектировать будущее спортсмена – подростка, педагогическое воображение. Воображение помогает предвидеть возможную реакцию воспитанника на тот или иной способ воздействия, обнаружить его способности и обратить на них особое внимание. Если педагог – тренер убедился, что подросток бесперспективен в данном виде спорта, он должен порекомендовать ему попробовать силы в другой секции и объяснить, на каком основании это делает.
Гностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, умение анализировать и в то же время успешно оперировать отражёнными образами. В структуру гностических способностей входят: 1) анализ своей собственной педагогической деятельности; 2) высокая требовательность и критическое отношение к работе; 3) умение разобраться в том, что происходит в коллективе, обнаружить и ликвидировать внутригрупповые конфликты, сплотить подростков, настроить их на серьёзное отношение к учёбе и активное участие в общественной жизни; 4) анализ поведения и подготовленности каждого подростка. Гностические способности подразумевают и особое, внимательное отношение педагога к проблеме «лидер и отвергаемый коллективом подросток». Анализируя поведение каждого юного спортсмена, тренер, спортивный педагог должны знать его интересы, склонности, жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение, а также цель, ради которой он занимается физической культурой, спортом.
Свою воспитательную работу спортивный педагог должен строить на принципах обобщающих огромный опыт, накопленный педагогикой. Поскольку каждый из них отражает какую – то одну сторону сложного и многообразного воспитательного процесса, добиться успеха можно только опираясь на совокупность этих принципов и осуществляя их в тесной взаимосвязи, в неразрывном единстве.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл его – в ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого члена. Добиться успеха в воспитании, в том числе физическом, можно только опираясь на поддержку сплочённого коллектива, на выработанное в нём общественное мнение.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом, подготовка подростков к жизни и труду – одна из главных целей физического воспитания.
Принцип сочетания требовательности и уважения к личности подростка. Вступая в контакт с юным спортсменом, спортивный педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими товарищами, а также многое другое.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на спортсменов – подростков с целью формирования у них положительных черт характера и навыков поведения. Известны следующие методы (способы) воспитания: убеждение, общественное мнение коллектива, пример, поощрение и наказание и др.
Убеждение – это воздействие словом и делом на сознание, волю и чувства человека. Подросток растёт в коллективе и не может относиться безразлично к мнению товарищей.
Общественное мнение коллектива – эффективное средство коррекции поведения подростка, действенный метод воспитания. В воздействии на юного спортсмена не поможет ни один метод, если тренер, преподаватель физкультуры будут говорить одно, а делать совершенно другое. Самые благие намерения в этом случае не могут дать никакого результата, на помощь приходят методы примеров непосредственного (т.е. примеров самого тренера, родителей, окружающих) и опосредованного (т.е. примеров выдающихся людей, литературных героев, известных спортсменов). Жизненный опыт подростков недостаточно богат. Они далеко не всегда могут правильно оценить своё поведение, а поэтому нуждаются в корректировке своих поступков, в их одобрении или осуждении. Эту функцию и выполняют вспомогательные методы поощрения и наказания. С их помощью усиливаются положительные и тормозятся отрицательные побуждения. Но надо иметь в виду, что добиться успеха в воспитании юных спортсменов можно только применяя весь арсенал методов (способов) воздействия на них, в их тесной связи, в диалектическом взаимодействии. Эти способы воспитания наиболее часто используются в спортивной практике.
Основным средством перевоспитания подростков, привлекаемых к занятиям физкультурой и спортом, являются: а) соблюдение режима дня (включая систематические тренировки); б) выработка привычки к труду по самообслуживанию, уходу за местами занятий, изготовлению и ремонту инвентаря и оборудования; в) повышение интеллектуального уровня; г) знакомство с политическими, нравственными и правовыми основами знаний; д) формирование умения активно противостоять отрицательным влияниям; е) побуждение к самовоспитанию.
спортивный педагог должен помнить, что единого рецепта на все случаи нет. Воспитательная работа – в значительной степени искусство, а искусство не терпит канонизации. Простое копирование средств, методов и приёмов без знания объективных закономерностей педагогического процесса часто приводят к неудачам. Только изучив передовую практику, соотнеся её с особенностями своего характера, с индивидуальными способностями подростков, можно добиться определённых успехов.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ТРЕНЕРА – ВОСПИТАТЕЛЯ
основные компоненты личности тренера
Отношение тренера к детям (как говорить, как держаться и т.д.)
Отношение к своему труду.
Доброта, честность, справедливость, принципиальность, ответственность – все эти качества приписывают педагогу исходя из отношений к своим ученикам и своей работе.
Отношение к окружающей жизни, событиям, явлениям, нравственным ситуациям.
АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ основывается на следующих основных принципах поведения
Любить и понимать воспитанника, защищать его интересы, быть заботливым, держать связь с родителями.
Быть выдержанным, развивать самообладание, способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации.
вырабатывать в себе чувство юмора, умение разряжать напряжённую обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием.
Прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно – без злого умысла.
Никогда не повышать голоса.
Воздерживаться от резкой критики воспитанника в присутствии товарища.
Уметь признавать ошибки. если они допущены. Извиниться, если вы виноваты.
Платонов К.К. Проблемы способностей. – М: Наука, 1999.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М: ФиС,2004.
Большенков В.Г.ФиС в школе №3 2007.