Спортивная гимнастика:
проект психологического исследования
Уханова И.В.
Брянск 2022
Спортивная гимнастика – вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин – на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин – в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.
История спортивной гимнастики.
Гимнастические упражнения развивались ещё в древнем мире. Ещё за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян и др. Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали ещё в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например, йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н. э. Гимнастические упражнения входили в систему физического воспитания в Древней Греции, служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх. Олимпийские игры проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр — военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла на нравственное воспитание молодежи.
С конца XVIII – начала XIX века в западноевропейских и русской системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки. Во второй половине XIX века в ряде стран Западной Европы стали проводиться соревнования по некоторым видам гимнастических упражнений.
Современная спортивная гимнастика – один из самых красивых и популярных видов спорта, и в первую очередь – благодаря изяществу и грациозности, которые сопровождают порой головокружительные каскады "полетных" элементов, исполняемых гимнастами в совершенстве. Но спортивная гимнастика – и самый экстремальный вид спорта, связанный с риском и травмоопасностью. Этому подвержены и начинающие гимнасты, и гимнасты, выполняющие сложнейшие элементы и упражнения высокой технологии для достижения высшего мастерства и в связи с требованиями международных правил соревнований. И за каждым удачным и неудачным выступлением гимнаста прослеживается работа тренера-преподавателя с его своеобразными профессиональными особенностями, которые предъявляют определенные требования к личности специалиста, качеству его подготовки, знаниям, умениям и отношению к делу [1].
Пожалуй, ни в одном виде спорта тренер не выполняет такого титанического объема ответственной работы, как тренер по гимнастике. В ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ему приходится постоянно решать огромное количество проблем. Для этого требуются специальные знания по теории и методике спортивной гимнастики, педагогики, биомеханики, возрастной физиологии и психологии, психологии гимнастики, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.
Гимнастика – такой же умственный спорт, как и физический. На самом деле, многие гимнастки даже утверждают, что умственная и психологическая подготовка сложнее, чем физическая подготовка, так как контролировать ее труднее. Гимнастка может быть в состоянии отлично выполнить свои упражнения на практике, но если она не готова мысленно противостоять соперникам, судьям и своим собственным нервам, она не будет выполнять упражнения в меру своих возможностей [2].
Гимнастика – вид спорта, в котором главным объектом сознания является, прежде всего, собственное тело и в меньшей степени – внешняя среда. Современный высший спорт предъявляет высокие требования не только к двигательной, но и к психической сфере. «Психограмма» спортивной гимнастики весьма своеобразна.
Данный вид спорта характерен своей «интроверсивностью», сосредоточенностью на чувственном восприятии и оценке собственных телодвижений гимнаста, а также темпоритма движений, перемещений в пространстве и времени. Гимнастика также – эмоционально напряженный вид спорта, требующий концентрации внимания, воли и одновременно высокой пластичности нервных процессов.
Психологические особенности спортивной гимнастики связаны, прежде всего, с искусственностью гимнастических движений, их программно-точностным характером и нередким возникновением реально опасных для исполнителя ситуаций. Освоение и исполнение гимнастических упражнений строится по психологической «канве» ощущений, которые имеют характер «опорных» точек. От гимнаста требуется хорошо развитые реакции антиципации, то есть способность оперативно оценивать ситуацию движения и на этой основе экстренно прогнозировать дальнейшие действия. Для высшей гимнастики характерна значительная эмоциональная напряженность, в связи с чем, от спортсменов требуется высокое самообладание и волевые качества. Волевая мобилизация чрезвычайно важна в гимнастике как условие концентрации усилий, необходимых для выполнения упражнений с максимальным физическим напряжением.
Спортивная гимнастика оказывает влияние на развитие определенных сторон психики спортсмена, и в то же время трудности, присущие спортивной гимнастике, требуют развития психических качеств и функций, имеющих конкретную специфику. Это вызывает необходимость изучения тренером-преподавателем психологических особенностей деятельности гимнастов, что даст возможность определить конкретные задачи и методику психологической подготовки спортсменов, воспитать те их качества и функции, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности.
Можно выделить следующие психологические особенности спортивной гимнастики:
1) внешних условий двигательной деятельности;
2) управления двигательными действиями;
3) связанные с физиологической спецификой двигательной деятельности;
4) соревновательной деятельности;
5) спортивного творчества в гимнастике;
6) личностные особенности гимнастов;
7) межличностных отношений гимнастов [3].
Однако тренеры-преподаватели зачастую не обращают внимания на профессиональную составляющую психологической подготовки гимнастов. Иногда оправдывают это тем, что знание структуры психологической подготовки не входит в их компетенцию, что психологическая подготовка – это прерогатива профессионального психолога, и поэтому не занимаются самообразованием. Между тем пренебрежение знаниями психологии гимнастики негативно влияет на эффективность учебно-тренировочной и особенно соревновательной деятельности. В результате это негативно отражается на выступлениях гимнастов в соревнованиях.
С нашей точки зрения, спортивная психология в области гимнастики должна исходить из следующих условий:
1) психологический паспорт спортивной гимнастики, в первую очередь, учитывает воздействие тренировочного процесса на личность и психику спортсмена;
2) структура общей психологической подготовки гимнаста включает нравственную, волевую, эмоциональную и интеллектуальную формы влияния;
3) конкретное спортивное занятие связывается с формированием целевой установки на данную тренировку, организацией внимания гимнаста, с программой направленности сознания на тренируемые навыки;
4) предсоревновательную психологическую подготовку гимнаста надо рассматривать как систему мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию;
5) предстартовая психологическая подготовка связывается с организацией личной жизни гимнаста, формированием настройки на выступление в соревнованиях, установки на достижение спортивного результата;
6) непосредственное участие в состязании обусловливается тренерским секундированием, направленным на развитием способности гимнаста тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, способности произвольно регулировать эмоциональные состояния и реакции;
7) постсоревновательная психологическая рефлексия связывается с анализом самоэффективности спортсмена в решении задач и сверхзадач, поставленных перед ним накануне выступления.
Сформулированная нами гипотеза при ее успешной реализации в дипломном исследовании может стать одним из стимулов «приближения» психологов не только к массовому, но и спорту высших достижений.
Список использованных источников
1 Григорьянц, И. А. Психологические резервы спортивного мастерства / И. А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 7. – С. 21-24.
2 Коренберг, В. Б. Психологический ракурс гимнастики // Гимнастика: Сб. статей / Сост. В. М. Смолевский. – М. : ФиС, 1977. – Вып. 2. – С. 35-40.
3 Смолевский, В. М. Теория и методика спортивной гимнастики / Ю. К. Гавердовский, В. М. Смолевский.