Краснодарский край муниципальное образование
Северский район станица Северская
средняя общеобразовательная школа №
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2016 года
Председатель педсовета
____________ А
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Весёлые старты»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс)
Количество часов 80 часов Уровень базовый
Учитель
Программа разработана на основе программы по « Физической культуре», М., «Просвещение»,2013, автор: В.И. Лях., на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.), «Рекомендациями об организации работы педагогов дополнительного образования с детьми в вечернее и каникулярное время, в спортивных клубах» (письмо министерства образования, науки и молодежной политики от 2016 г. № 47-918/16-1 1).
Пояснительная записка
Программа «Веселые старты» разработана на основе программы по «Физической культуре», М., «Просвещение»,2013, автор: В.И. Лях., на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.), «Рекомендациями об организации работы педагогов дополнительного образования с детьми в вечернее и каникулярное время, в спортивных клубах» (письмо министерства образования, науки и молодежной политики от 2016 г. № 47-918/16-1 1).
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами кружка «Веселые старты»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка«Веселые старты»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Планируемый результат:
-у школьника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Список литературы.
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
Календарно - тематическое планирование кружка «Веселые старты»
1-й класс ( 80 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
| Эстафета «Передача мяча» | 1 | |
| Эстафета со скакалкой | 1 | |
| Эстафета «С мячом» | 1 | |
| Эстафета зверей | 1 | |
| Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | |
| Эстафета «Вызов номеров» | 1 | |
| Эстафета по кругу | 1 | |
| Эстафета с обручем | 1 | |
| Палочка- выручалочка | 1 | |
| Блуждающий мяч | 1 | |
| Классики | 1 | |
| Ловишка в кругу | 1 | |
| Пчелки и ласточки | 1 | |
| К своим флажкам | 1 | |
| Кот идет | 1 | |
| Северный и южный ветер | 1 | |
| Соревнования скороходов | 1 | |
| Колдунчики | 1 | |
| Аисты | 1 | |
| Пчелы и медведи | 1 | |
| Хитрая лиса | 1 | |
| Ловишки с приседаниями | 1 | |
| Переправа с досками | 1 | |
| Туннель | 1 | |
| Собери урожай | 1 | |
| На погрузке арбузов | 1 | |
| Принеси мяч | 1 | |
| Успей перебежать | 1 | |
| С мячом | 1 | |
| Весёлые старты | 1 | |
| Совушка | 1 | |
| Мышеловка | 1 | |
| Пустое место | 1 | |
| Карусель | 1 | |
| Кто быстрее? | 1 | |
| Конники-спортсмены | 1 | |
| Лягушата и цыплята | 1 | |
| Карлики и великаны | 1 | |
| Русская народная игра «Жмурки» | 1 | |
| Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | |
| Русская народная игра «Горелки» | 1 | |
| Русская народная игра «Салки» | 1 | |
| Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
| Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
| Русская народная игра «Фанты» | 1 | |
| Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | |
| Русская народная игра «Волк» | 1 | |
| Русская народная игра «Птицелов» | 1 | |
| Подвижная игра «Совушка» | 1 | |
| Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | |
| Подвижная игра «Пустое место» | 1 | |
| Подвижная игра «Карусель» | 1 | |
| Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | |
| Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 | |
| Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 1 | |
| Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 | |
| Эстафета «Передача мяча» | 1 | |
| Эстафета «С мячом» | 1 | |
| Эстафета зверей | 1 | |
| Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | |
| Эстафета «Вызов номеров» | 1 | |
| Эстафета по кругу | 1 | |
| Эстафета с обручем | 1 | |
| Эстафета со скакалкой | 1 | |
| Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | |
| Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | |
| Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | |
| Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | |
| Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | |
| Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | |
| Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | |
| Русская народная игра «Краски» | | |
| Русская народная игра «Гори, гори ясно» | | |
| Русская народная игра «Ляпка» | | |
| Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | | |
| Эстафета «Вызов номеров» | | |
| Эстафета по кругу | | |
| Эстафета с обручем | | |
| Эстафета с мячом | | |
| Эстафета «Быстрые и ловкие» | | |
8