МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого воспитательного мероприятия
Спортивно-патриотическая игра «Смена»



Донецк, 2018
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия в форме спортивно-патриотической игры «Смена».
Подготовили: Ващенкова Н.П., преподаватель дисциплины «Уроки гражданственности Донбасса», специалист высшей квалификационной категории, Журавлёв А.Н., преподаватель физической культуры, специалист второй квалификационной категории ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» - 2018.
Данная методическая разработка представляет собой сценарий воспитательного часа в форме военно-спортивной эстафеты. Представлена методика проведения спортивного внеаудиторного мероприятия с использованием технологии группового обучения. Мероприятие направлено на развитие физических и моральных качеств у студентов.
Рекомендуется для применения преподавателями дисциплин: «Физическая культура», «Начальная военная подготовка» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Рецензент:
Прохорова В.Г.– методист ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ДонНУЭТ
Протокол № ___ от ______ 2018 г.
Председатель цикловой комиссии ______________ Т.М. Бурдина
Оглавление
Пояснительная записка ………………….......................................................3
План мероприятия………………………………………………………….4
Структура мероприятия……………………………………………………6
Ход мероприятия …………………………………………………………...7
Приложение……………………………………………………………….14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое и гражданское воспитание является наиболее актуальным и приоритетным направлением в системе образования, так, как из многих задач, возложенных современной жизнью на образовательные учреждения, это способность не только дать знания, но и обеспечить подготовку юношей-выпускников к прохождению службы в Вооруженных Силах. Юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите.
Проблема военно-патриотического воспитания и обучения начальной военной подготовки традиционно важна для качественного пополнения Вооруженных сил и выполнения задач по защите Отечества.
Эта задача может быть реализована только при непрерывных педагогических воздействиях на основе лекционных и внеаудиторных форм занятий.
Патриотическое воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей и приобщении к культурным традициям. Тема патриотизма – ныне острая и актуальная – как пробудить в молодых людях чувство любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремление служить ее интересам, защищать от врагов?
Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победу и поражения. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь возможно только воспитывать.
Наше государство заинтересовано в подготовке гражданина и патриота, а общество – в формировании нравственной, социально-ориентированной и активной личности способной жить вместе с другими людьми, понимая и принимая различия между ними.
Военно-патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов, форм, средств и методов, целью которых является развитие у обучающихся гражданского, национального самосознания, стимулирования у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремление к выработке необходимых свойств и качеств защитника Отечества.
План воспитательного мероприятия
Тема: Спортивно-патриотическая игра «Смена»
Дата проведения: 22.02.2018.
Цель:
Учебная – повышение уровня разносторонней физической подготовки студентов; повышение уровня знаний, навыков и умений по основам безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки;
Развивающая – развитие и формирование физических качеств и прикладных двигательных навыков, обеспечивающих физическую готовность к защите Отечества; развитие коммуникативных навыков, инициативы и самостоятельности на основе игровой деятельности;
Воспитательная – вовлечение студенческой молодёжи в систематические занятия физической культурой и спортом, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание культуры здорового образа жизни, профилактика и преодоление вредных привычек;
Методическая – развитие коммуникативной компетентности у студентов; совершенствование традиционных и поиск инновационных форм и методов работы по организации патриотического воспитания.
Задачи:
- создание условий для утверждения в сознании комплекса патриотических ценностей, для развития инициативы и физических качеств; для формирования активной жизненной позиции студента;
- создание условий для возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.
Ожидаемый результат:
становление личности студента, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к общечеловеческим моральным ценностям и усвоившей эти ценности.
Тип занятия: воспитательное спортивное внеаудиторное мероприятие
Форма проведения занятия: военно-спортивная эстафета
Участники: преподаватели, кураторы, студенты 2-4 курсов
Оборудование: секундомер, свисток, ноутбук, музыкальная аппаратура.
Необходимый инвентарь:
- полоса препятствий - 4 спортивные скамейки;
- маты спортивные – 4 шт.;
- обручи - 6 шт.;
- фишки заградительные - 6 шт.;
- гиря спортивная 16 кг. – 2 шт.
- перевязочный материал – 2 шт.
- муляжи учебных автоматов – 16 шт.
- теннисные мячики – 10 шт.
- спортивные тачки – 2 шт.
Подготовительная работа:
Общий сбор капитанов команд. Выдача положения и сценария.
Назначение ответственных, за этапы эстафеты.
Подготовка помещения и необходимого инвентаря.
Подготовка и апробирование музыкального сопровождения.
Информирование студентов и кураторов.
Приглашение администрации колледжа.
Назначение судейской команды (судьи на этапах, гл. судья).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
Сборник сценариев внеаудиторных мероприятий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://prazdnovik.ru/scenarij-sportivno-patrioticheskogo-prazdnika.html
Сборник сценариев «Мы патриоты». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sbornik-stsienariiev-my-patrioty.html
Сборник сценариев военно-спортивного праздника. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pozdav.ru/page/scenarij-voenno-sportivnogo-prazdnika
Структура мероприятия
1. Организационный момент.
1.1 Построение команд.
1.2 Представление участников команд.
1.3 Представление судейской коллегии.
1.4 Объяснение правил эстафет.
2. Соревнования.
2.1 Конкурс «Строевая подготовка».
2.2 Эстафета « Минное поле».
2.3 Конкурс «Меткий стрелок».
2.4 Патриотическая песня, студенты группы ТРТ 41/14.
2.5 Конкурс «Переправа».
2.6 Конкурс «Военная тайна».
2.7 Конкурс «Толкание гири».
2.8 Выступление студентов группы ДЗН 21/16, танец.
2.9 Эстафета "Полоса препятствий".
2.10 Конкурс « Раненый танкист».
2.11 Литературная викторина – «Наш солдат умом и силой богат».
3. Подведение итогов занятия.
3.1 Главный судья подводит итог и объявляет команду победителя соревнований.
3.2 Награждение участников соревнований грамотами и призами.
Ход мероприятия
Построение команд в коридоре.
Фанфары «Марш Славянки!»
Затем музыка несколько приглушается. Участники заходят в спортивный зал, проходят по кругу зала и строятся в две команды в шеренгу, в это время ведущие представляют участников команд.
1 ведущий:
Внимание! Внимание! Дорогие студенты, преподаватели и гости! Слово предоставляется директору колледжа Дорониной Ирине Емельяновне.
2 ведущий: В зимнем месяце феврале, когда еще лютуют морозы и метут метели, мы празднуем День защитника Отечества. Праздник этот очень торжественный, ведь в самом сознании его заложено благородное стремление и обязанность защищать Родину. А еще этот праздник близок каждой семье. В этот день принято поздравлять мужчин-воинов: бывших – дедушек, и нынешних – пап, и будущих – своих братьев, одноклассников и просто знакомых мальчишек. С давних пор так повелось: как только шел на нашу землю враг и стар, и млад, поднимались на борьбу. Известно всем, что победу всегда приносят храбрость и военное искусство вместе сложенное.
1 ведущий:
Сегодня, как в и былые времена, наша Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное будущее!
2 ведущий:
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние студенты. И от того, какими вы вырастите, зависит мощь нашей Армии.
1 ведущий:
Верим, что в армию
Все вы пойдете.
Служить будет кто-то
В пехоте, а кто-то на флоте!
2 ведущий:
Станет десантником, или танкистом,
Умелым наводчиком-артиллеристом,
На самолетах новейших летать,
Кто-то – границу страны охранять.
1 ведущий:
Защитники Родины очень, нужны,
Чтоб никогда мы не знали войны!
2 ведущий:
Готовность наших парней к военной службе определит результат соревнований в спортивно-патриотической игре «Смена».
1 ведущий: Сегодня в честной борьбе примут участие юноши и девушки 2-4 курсов!!!
2 ведущий:
По плечу победа смелым, ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит
Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.
Делу время, час забаве. Команды слово-то за вами:
Команда – «Дерзкие», команда – «Стойкие».
1ведущий: Команды уже представлены, теперь разрешите познакомить вас с членами строгого и справедливого жюри, которое будет внимательно следить за правильным выполнением заданий и вести подсчёт очков.
2 ведущий: Хотим представить членов нашего жюри, которые охотно согласились оценивать выступление наших команд:
Директор колледжа - Доронина Ирина Емельяновна;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыженко Оксана Викторовна;
Заведующий дневным отделением Северцева Марина Александровна;
Методист колледжа Прохорова Валентина Григорьевна.
1 ведущий: Судьи на площадке – Журавлёв Александр Николаевич, преподаватель физкультуры, Шестаков Анатолий Владимирович преподаватель начальной военной подготовки (по очереди представляют судей).
2 ведущий: Главное сделано, все представлены, а теперь и посоревноваться можно.
1ведущий: (Объясняет правила эстафет). Эстафеты начинаются и заканчиваются по свистку, эстафета передаётся касанием руки следующему участнику на линии старта.
По итогам конкурса проводится оценивание по 5 бальной шкале, если допущены ошибки одной из команд, эстафета продолжается, но снимается 1балл на усмотрение жюри.
2 ведущий: И так, первый конкурс – называется «Строевая подготовка».
Команда строится в одну шеренгу. Выполняются строевые упражнения на месте и в движении.
Задание:
1. Пройти строевым шагом и отдать чести судьям.
2. Озвучить девиз и название команды.
Оцениваются креативность, оригинальность и артистизм, четкость выполнения строевых упражнений команды.
По итогам конкурса проводится оценивание за каждый этап по 5-бальной шкале.
1 ведущий: Следующий конкурс – конкурс «Минное поле».
Задание: Участникам следует пройти 5 метров, «гусиным» шагом между фишками по тропе, руки держать за головой. Участвуют все члены команды.
По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале.
2 ведущий: Конкурс - «Меткий стрелок». Участвуют 6 человек.
Задание: Метание теннисного мячика в обруч, расстояние до цели 9 метров. Участники по команде судьи на поле бросают по очереди мяч в обруч и переходят на противоположную сторону поля.
Оценивается скорость выполнения задания. По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале, в случае промаха снимается баллы в соответствии с промахами.
1 ведущий: студент группы ТРТ 41/14 Свирь Максим и студент группы ТРТ 31/15 Ерёмченко Илья исполнят песню, посвященную воинам-защитникам.
2 ведущий: Продолжаем соревнования. Конкурс – «Переправа».
Задание: Все команды получают по 2 листа картона. Следует передвигать листы руками, а ногами надо встать на лист, дойти до места назначения, взять листы в руки и бегом вернуться назад.
Учитывается скорость выполнения задания командой. По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале.
1 ведущий: Конкурс – «Военная тайна».
В конкурсе принимают участие 6 членов команды. На спину каждого участника команды крепится одна буква.
Задание: За наименьшее количество времени следует встать в таком порядке, чтобы сложить слово из предложенных букв.
Оценивается скорость выполнения задания. По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале.
2 ведущий: Конкурс – «Толкание гири».
В конкурсе принимают участие по 1 члену команды.
Задание: Участник конкурса должен толкнуть гирю максимальное количество раз в течение 5 минут.
Оценивается количество раз поднятия гири. По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале.
1 ведущий: Просим уважаемое жюри провести подсчёт баллов промежуточного результата. А вашему вниманию студентки группы ДЗН 21/16 предлагают зажигательный танец.
1 ведущий: Просим жюри объявить результат подсчёта баллов.
2 ведущий: соревнования между командами продолжаются. Эстафета – «Полоса препятствий».
Участвуют 6 человек от каждой команды.
Задание: преодоление трёх этапов полосы препятствий:
1 этап - преодоление ползком (две скамейки стоят параллельно с натянутыми верёвками на высоте 50 см, между ними лежит мат);
2 этап - преодоление бегом четырёх обручей, расположенных на расстоянии один метр, друг за другом;
3 этап – 1 кувырок на мате. Возвращение проходит через повторение этапов с передачей эстафеты.
Члены команды по очереди преодолевают эти этапы на время. Учитывается скорость и качество выполнения заданий. По итогам конкурса проводится оценивание по 5-бальной шкале.
2 ведущий: стихотворение Сергея Михалкова «Смена».
1 ведущий: Эстафета – «Раненый танкист».
Задание состоит двух этапов:
1 этап – один член команды накладывает пострадавшему повязку «чепец»;
2 этап – транспортировка пострадавшего в импровизированном танке, Следует наматывать верёвку на палку, подтягивая «танк» к себе.
Обязательное условие – палку следует держать обеими руками за концы.
Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят задания. Обязательное условие палку следует держать обеими руками за концы. Учитывается скорость и качество выполнения заданий. Оценивается каждый этап по 5-бальной шкале.
2 ведущий: Предлагаем членам команды проявить свою эрудицию и поучаствовать в литературной викторине – «Наш солдат умом и силой богат».
за правильный ответ даётся – 1 балл
1. Как называется здание, в котором живут солдаты? (казарма)
2. Как называется повозка для пулемёта, прославленная в известной песне о гражданской войне? (тачанка)
3. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (снайпер)
4.Что такое камуфляж? (маскировка предметов или тел путём окраски полосками, пятнами, искажающими их очертания)
5.Как называется деревянная часть винтовки? (приклад)
6.Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности, вооружении? (разведчики)
7.Как называется летний головной убор у матроса? (бескозырка)
8.Какие головные уборы носят солдаты? (фуражка, пилотка, каска, шлем)
9. Как называется защитный жилет? (бронежилет)
1 ведущий: просим жюри провести окончательный подсчёт баллов, а пока предлагаем всем вспомнить сказки и ответить на следующие вопросы:
1. Кто из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчика: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша в сказке «Три медведя»)
2. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался не образованным? (Буратино)
3. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди Основ Безопасности жизнедеятельности: не слушал старших, пил грязную воду? (Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4. А какие ещё сказочный персонаж так же нарушила все правила, о которых ей, кстати, напоминала мама – идти по знакомой тропинке и ни куда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними? (Красная шапочка и колобок)
5. Какой сказочный персонаж не слушал маму и открыл чужим дверь? (Колёнок в сказке «Волк и семеро козлят»)
6. Какой сказочный персонаж не слушал старших и зацепил свои сани за впереди идущий транспорт (Кай из сказки "Снежная королева")
2 ведущий:
Последний вид соревнований,
Мы завершили и сейчас
Итог всех наших состязаний,
Пусть судьи доведут до нас.
1 ведущий:
Просим команды построиться в центре зала.
Команды для подведения итогов соревнования строятся в центре спортивного зала.
Проходит награждение команд
1 ведущий:
Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования
Обеспечивай успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Под музыкальное сопровождение команды и зрители покидают спортивный зал.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ
выполнения конкурсных заданий
Конкурсы | команда «Стойкие» (баллы) | команда «Дерзкие» (баллы) |
Внешний вид, строевая подготовка | | |
Девиз и название команды | | |
«Минное поле» | | |
«Меткий стрелок» | | |
«Переправа» | | |
«Военная тайна» | | |
«Толкание гири» | | |
Итого: | | |
«Полоса препятствий» | | |
«Раненый танкист» - выполнение повязки «чепец» -транспортировка пострадавшего | | |
«Наш солдат умом и силой богат» | | |
Итого: | | |
*Оценивание проводится по 5-бальной системе.
19