Спортивно-развлекательная программа
«Рыцарский турнир»
Цель: развитие творческих способностей детей и здорового духа соперничества.
Задачи:
расширить знания детей по нормам поведения вобщественных местах, друг с другом;
систематизировать и обобщить исторические знания;
научить применять правила этикета на практике;
развивать коммуникативную культуру детей.
Оборудование: 2 швабры,2 воздушных шарика, лук -20 шт,2 ящика, обруч, маркеры, листы бумаги, цветы-жетоны для жюри, призы.
Жюри: девочки Совет прекрасных дам.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на спортивно-развлекательную программу «Рыцарский турнир». Мои юные друзья, а вы знаете, кто такие рыцари? В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом.
Ведущий 2:
Я говорю, исчезли рыцари!
Сегодня рыцари — девчонки!
Подстриженные наспех, рыжие,
На лбу задиристые челки.
А у парней — прически длинные,
Они такую взяли моду.
В мороз девчонки и под ливнями
Спешат мальчишкам на подмогу.
Но иногда бывает горько им
Читать о днях минувших книжки.
Девчонки были там девчонками,
А рыцарями — все мальчишки!
Ведущий 1:
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.
А как вы думаете, есть ли рыцари сегодня? Кого сегодня мы называем рыцарем? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг, умеющего держать данное им слово. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце. В наши дни, рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого.)
Я думаю, что и среди вас есть настоящие рыцари: сильные, ловкие, смелые, великодушные. И сегодня мы увидим, кто же будет удостоен этого звания.
Прежде, чем стать рыцарем, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания. Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился учеником рыцаря. Его обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. А также учили держать данное слово, выручать друг друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
1-й ведущий: Ты и в самом деле считаешь, что в наше время существуют рыцари?
2-й ведущий:
Конечно, существуют. Даже не сомневайся в этом. Вот, смотри!..
Звучит марш. В зал входят команды рыцарей, которые занимают отведенные им места.
2-й ведущий: Вот они, современные рыцари! На сцену приглашается команда 1 отряда, затем команда 2 отряда.
Ведущий: Предоставим им слово для приветствия. Каждая команда показывает свою «Визитную карточку»
Ведущий: Рыцари в средние века перёд турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы? Повторяйте хором за мной:
Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться! Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!
Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!
Ведущий: Уважаемые рыцари! Судьями турнира будут дамы, которые организовали Совет прекрасных дам. За победу в каждом конкурсе Совет будет начислять баллы — цветы-жетоны. Каждая дама будет опускать их в конверт понравившейся ей команде после конкурса. Внимание, начинаем рыцарский турнир! (Звучат фанфары)
Ведущий: В средние века рыцари состязались в быстроте, ловкости, совершали подвиги во имя прекрасной дамы и собственной славы. Итак, объявляю конкурс-разминку — «Исторический». Команды будут поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда не может ответить на заданный вопрос, то отвечают их соперники.
1. Кого называли рыцарями в средние века? (Рыцарями в средние века называли феодала, тяжело вооруженного воина).
2. Кого сейчас называют рыцарями? В каком смысле сейчас употребляется это слово? (Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: верность долгу, благородство, смелость. Так возник переносный смысл этого слова: рыцарь — самоотверженный, благородный человек. Еще говорят о рыцарском отношении к женщине, о рыцарском поведении).
3. Чему учили рыцарей? (Когда мальчику исполнялось семь лет, отец отдавал его своему сеньору, и мальчик становился учеником рыцаря. До 14 лет он был пажом при дворе сеньора. До 21 года он был оруженосцем сеньора. Мальчика обучали семи рыцарским добродетелям: фехтованию, верховой езде, владению копьем, плаванью, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца. А кроме военных наук, мальчика учили и другому: держать данное слово, выручать друга из беды, заступаться за слабого, благородно относиться к женщине).
4. Как произошло слово «рыцарь»? (От немецкого «Ritter» — всадник).
5. Чем завершалось обучение мальчика у сеньора? (Посвящением в рыцари).
6. Каков был ритуал посвящения? (Кандидата в рыцари подвергали испытанию, заключавшемуся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело, затем преклонить колени перед сеньором, который символически ударял его плашмя своим мечом).
7. Что получал новоявленный рыцарь в подарок? (Шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры).
8. Какие две основные формы рыцарских игр были на средневековых турнирах? (Парные и групповые состязания).
Ведущий: Каждый рыцарь жил в каком-нибудь государстве: средневековой Франции, Германии, Великобритании... Поэтому в третьем конкурсе «Фехтование» рыцарские команды будут наносить «уколы» противнику словами. Нужно за 1 минуту составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «государство». Время пошло... Проверьте, сколько, у кого получилось слов.
Рыцарские команды по очереди зачитывают слова. Побеждает команда, назвавшая последней свое слово.
Ведущий:Уважаемый Совет прекрасных дам! Не забудьте оценить знания наших рыцарей!
Конкурс «Я люблю свою лошадку»
Предлагается вспомнить:
1. Как звали лошадь Иванушки-дурачка в русской народной сказке с одноименным названием? (Сивка- Бурка )
2. Кто помог Ивану-дурачку достать перо Жар-птицы? (Конек-Горбунок из сказки П. Ершова)
3. Как называется самая мелкая порода лошадей? (Пони)
4. Назовите лошадь, имеющую полосатую окраску. (Зебра)
5. Как называется дикая лошадь? (Мустанг)
Ведущий:Дорогие участники! Предлагаю вам выбрать себе четвероногого друга, чтобы принять участие в следующем конкурсе.(Вызываются желающие из обеих команд.)
Конкурс «Всадники»
Вот вам лошади. (Лошади представляют собой швабры). Для начала придумайте им клички.По моему сигналу вам, дорогие участники, нужно вскочить на своего коня и, доскакав до отметки, вернуться в команду. Кто быстрее?
Конкурс «Наездники»
Участникам необходимо проскакать верхом на «лошади» между кеглями, не задев ни одной из них.
Конкурс — «Верховая езда»
Каждый рыцарь был прекрасным наездником и сам заботился о своем коне: поил, кормил его, чистил. И конь не подводил своего хозяина: в непогоду, в жару и в холод, через болота и ущелья конь, управляемый твердой рукой рыцаря, шел вперед. Посмотрите, каких замечательных коней мы вам приготовили – воздушные шары. Посмотрим, насколько вы хорошие наездники. Задание: нужно зажать шарик между ног и допрыгать до кегли и обратно.
Конкурс «Стрельба из лука»
Ведущий: Какой же рыцарь без оружия, даже если он далек от войны. Умение метко бросать копьё или стрелять из лука тоже было совсем не лишним для молодого рыцаря. Посмотрим, как наши рыцари умеют владеть луком. Каждая команда с определённого расстояния бросает лук в ящик так, чтобы он не пролетел мимо. Каждый игрок делает по одному броску.
Конкурс — «Охота»
Ведущий:Как вы знаете, охота была излюбленным развлечением рыцарей. Существовало несколько видов рыцарской охоты: соколиная охота, загонная охота, псовая травля. У нас будет загонная охота. Вам, уважаемые рыцари, предстоит загнать в эти силки (дает каждой команде по мешку) как можно больше зверей, которые блуждают по всему лесу. Лесом послужит наш большой зал, здесь и ищите добычу. (Игрушки зверей и птиц заранее спрятаны в разных местах зала). Внимание! Рог трубит! Охота началась! (Идет поиск игрушек в течение 2-3 минут.)А сейчас подсчитаем охотничьи трофеи. (Называет количество собранных каждой командой игрушек).
Ведущий:Напоминаю Совету прекрасных дам о необходимости опускать в конверты цветы-жетоны по итогам каждого конкурса.
Конкурс «Рыцарские бои»
Ведущий: Случалось, что в комнату по веревочной лестнице взбирались сразу два рыцаря по какой-то ошибке. И тогда они бились не на жизнь, а на смерть. Убивать мы, конечно, никого не будем, а только посоревнуемся в ловкости. Прошу выйти двух рыцарей. Стоя, на одной ноге, нужно плечом вытолкнуть соперника из круга.
Конкурс «Портрет»
Ведущий: Кстати, о дамах. В прежние времена рыцари всегда носили с собой портрет любимой дамы, который часто рисовали сами.Ваша задача нарисовать портрет дамы, хотя бы схематичный рисунок.Рисовать нужно с завязанными глазами и строго по моей команде! (Ведущий завязывает глаза участникам)
Рисуем: овал лица, нос, волосы, губы, уши, глаза, шею, брови, бант. Молодцы! Можно снять повязку.
Ведущий:В прежние времена рыцари пели романсы под окнами своих дам. Я, конечно, не буду просить вас исполнять любовные арии, а лишь проверю, как вы умеете говорить комплименты. Можно ли при этом смеяться? (Ответы детей)
Конкурс «Комплименты»
Ведущий: Ваша задача подъехать к даме, вернее к портрету, который вы только что нарисовали, на лошади и очень серьезно, без тени улыбки, сказать как можно больше комплиментов. А мы при этом будем вас смешить.
Участникам вручают «лошадь» – швабру. Они по очереди говорят комплименты, дамы начисляют им баллы по количеству «неулыбнувшихся» комплиментов.
Конкурс «Поэтический»
Ведущий: Следующий конкурс поэтический. Даны начала строчек, нужно вставить окончания, а затем прочесть эти строки выразительно.
Растает ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день).
Когда бранят за шалости, то говорим: «Прости... (пожалуйста)».
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте).
Конкурс «Приглашение на танец»
Ведущий: Танцы, танцы... За время существования человечества появилось множество танцев. Люди танцевали всегда. И в средние века тоже. Представим себя участниками средневекового бала.Рыцарей во все времена отличало галантное, вежливое отношение к дамам. Они также были отличными танцорами.
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь.
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.
Рыцари! Приглашайте, милых дам на танец! А наше жюри, наш Совет прекрасных дам, оценит не только ваше умение танцевать, но и умение подойти к даме и пригласить ее на танец. Конкурсанты должны элегантно пригласить на танец девочек из зала. (Пары танцуют под любую медленную музыку)
Ведущий: Наш турнир подошел к концу. Кто же оказался победителем нашего состязания?Жюри подсчитывает баллы. Награждение победителя.
Ведущий: Все наши мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство и я думаю, что они достойны носить звание рыцаря. Вы согласны со мной, милые дамы? Тогда начинаем обряд посвящения.
……………… ты должен преклонить колено перед девочками.
Одна из девочек кладёт ему шпагу на плечо и произносит торжественно:
…………….., с этой минуты ты становишься рыцарем ордена «Розы и шпаги».
Клянешься ли ты вести себя по-рыцарски?
Клянешься ли пропускать девочек вперед и не толкать на перемене?
Клянешься ли не дергать за волосы и не говорить грубые слова?
Клянешься ли броситься на помощь тому, кто в ней нуждается?
Клянешься ли держать данное тобой слово?
Клянешься ли быть хорошим примером во всём?
Затем торжественно вручается «Ордена рыцаря» каждому участнику.
В рыцари сегодня мы вас посвящаем!
С этим гордым званием сердечно поздравляем
И надеемся: отныне будем мы гордиться вами.
Ведущий:Вот и подошел к концу рыцарский турнир. Наступает волнующий момент. Сейчас Совет прекрасных дам назовет нам команду-победительницу турнира.Слово жюри. Подведение итогов. (Желательно всех мальчиков, принимавших участие в турнире, посвятить в рыцари, отметив при этом наиболее активных, присвоив им почетные звания. Например: Рыцарь Доброго сердца, Рыцарь Твердой руки, Рыцарь Острого ума, Рыцарь Благородства )
Ведущий:Спасибо рыцарям за смелость, находчивость, учтивость, доброжелательность. Сегодня нет победителей и побежденных, лучших и худших — есть мужчины, достойные восхищения и любви.
1-й ведущий:
Мужчины — дар божий для слабого пола.
Мужчина — защитник, мужчина — опора.
И есть еще всяких немало причин,
Чтоб женщины славили нынче мужчин.
А нам лишь и надо, чтоб пушки молчали,
Чтоб женщину вы берегли от печали.
2-й ведущий:
Пусть в мире царствует любовь,
Пусть веселей играет кровь,
И пусть душа звенит по струнам,
Желаем счастья самым юным!
Звучит музыка.
11