СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивные мероприятия  как средство социально – психологической   и личностной адаптации детей с овз

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье автор рассматривает спортивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы; определяет особенности и проблемы социализации детей с ОВЗ средствами физической культуры; предлагает пути создания условий для социальной адаптации детей с ОВЗ, рекомендации по организации спортивных мероприятий для семей с особыми детьми.

 

Ключевые слова: инклюзия; дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья); личностный и социальный рост ребёнка с ОВЗ; межличностные отношения; спорт для детей с ОВЗ; создание условий; адаптированная организация учебного процесса.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Спортивные мероприятия  как средство социально – психологической   и личностной адаптации детей с овз»

СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

И ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ


СЕРГЕЕВ Роман _____________,

учитель физкультуры ГБОУ СОШ № 311

г. Санкт-Петербург

[email protected]


Аннотация: в статье автор рассматривает спортивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы; определяет особенности и проблемы социализации детей с ОВЗ средствами физической культуры; предлагает пути создания условий для социальной адаптации детей с ОВЗ, рекомендации по организации спортивных мероприятий для семей с особыми детьми.


Ключевые слова: инклюзия; дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья); личностный и социальный рост ребёнка с ОВЗ; межличностные отношения; спорт для детей с ОВЗ; создание условий; адаптированная организация учебного процесса.


[email protected]@[email protected]

На волне современных изменений в понимании обществом права любого человека на признание его идентичности и возможностей, определяющих его положение в социуме, в школьном образовании активно внедряется идея инклюзии, основанная на концепции «включающего общества». Сегодня инклюзивным (или включающим) образованием называют совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья) с нормативно развивающимися сверстниками. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ сегодня рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья или социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья). Особое внимание следует при этом уделить технологиям психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в общеобразовательном учреждении. Педагогическая технология –  строгое проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;  систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. 

В нашем случае пространством для технологии психолого-педагогического сопровождения является спорт. Существует ли спорт для детей с ОВЗ в школе? Могут ли ограничения в здоровье стать преградой для личностного и социального роста ребёнка? Как и чем могут помочь им все участники образовательного процесса? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти в нашей статье.
Спорт – это организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовки к этой деятельности, и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

На наш взгляд, ключевыми словами в этом определении являются межличностные отношения. Именно правильно выстроенные отношения окружающих и особенных детей позволяют сохранять позитивный настрой, мотивацию, бодрость тела и духа, дисциплину: всё то, что необходимо при занятиях спортом. В этом детям с ОВЗ должны помочь не только преподаватели, медицинские работники, волонтеры, но в первую очередь их семьи. Любовь близких даёт силы этим детям. Поддержка родителей и их личный пример укрепляет отношения между детьми и родителями, а в последующем создает социально значимые ценности и взаимоотношения. А это благоприятно влияет на все моменты коррекционно-развивающей работы, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка.

Спорт по своей природе - это тяжелый труд. Однако, ничто не объединяет людей так сильно, как труд и достижения общего результата. Приобщение семьи к физической культуре и спорту, к совместным мероприятиям, создают положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности. У детей с ОВЗ постепенно развивается интерес к совместному творчеству с родителями и со сверстниками, им становится легче адаптироваться и интегрироваться в обществе. Одновременно развиваются личностные психофизиологические качества: смелость, ловкость, сила, взаимовыручка и др. Система корректирующих спортивных мероприятий для детей с ОВЗ в массовой школе должна быть хорошо спланирована, детально разработана и адаптирована к их возможностям.


Например, спортивное мероприятие "Папа, мама, я - спортивная семья".

Это должно быть не просто мероприятие, а спортивный праздник для семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Такой праздник состоит из разнообразных эстафет и конкурсов - командных и индивидуальных. Задание в этих конкурсах направлены не только на силу, скорость, выносливость, быстроту, ловкость, но и на интеллектуальные способности. Команды по представительству могут быть совершенно разные. Единственное ограничение, не более 4 человек в команде. Конечно, при организации праздника учитываются все особенности с ОВЗ (их физические, психологические и интеллектуальные возможности). Альтернатив заданий существует великое множество:

Командные эстафеты:

  • «Переправа». Каждой команде выдаётся 2 обруча. Необходимо с их помощью переправиться с одного конца зала в другой и вернуться.

  • «Быстрые скакуны». Берут гимнастическую палку, ставят ее между ног и «скачут», огибая конус в конце зала, и возвращаются обратно передавать эстафету.

Индивидуальные конкурсы:

  • «Приключение на болоте». Участнику выдают два листа бумаги, они являются «кочками», на которые участник должен наступать. Игрок с помощью кочек должен переправиться через зал туда и обратно.

  • Решение ребусов и отгадывание загадок

  • Танцевальные и творческие конкурсы.

После соревнований, подводя итоги, нужно определять не только три первых места, но и придумать различные номинации (например: Самая меткая (самая быстрая, ловкая и т.д.) семья. Очень важно отметить все команды, сформировать у детей и их родителей позитивное отношение к своим возможностям, веру в свои силы.

Итак, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ могут и даже должны заниматься спортом. Эти дети имеют возможность общаться с такими же, как и они, поддерживать друг друга, что крайне важно для них. Условия инклюзивного обучения позволяют детям с ОВЗ устанавливать с детьми нормы эффективное личностное взаимодействие и социальное партнерство. Помимо этого, достигая определённых успехов в том или ином виде спортивного мероприятия ребёнок с ОВЗ получает уникальный шанс доказать себе и окружающим, что люди с особыми возможностями могут проявлять себя в обществе и достигать высот в личностном развитии, преодолевая трудности; не останавливаться, двигаться вперед, несмотря на отличие от обычных людей. Успехи российских паралимпийцев показали, что спорт помогает особенным людям стать уверенными в себе и сильным. Именно поэтому спорт для особенных детей очень важен и полезен.

В заключении попробуем ответить на вопросы, которые мы задавали себе в начале статьи. Существует ли спорт для детей инвалидов? Да существует. Но в практике общеобразовательной школы соревнований и праздников для таких детей очень мало. Мы убеждены, что они должны проводиться как можно чаще, потому что именно такие соревнования заставляют всех нас превосходить самих себя. Именно такие мероприятия сплачивают семью, образуют позитивный семейный настрой, взаимопонимание и мотивирует взаимопомощь всех членов семьи. Могут ли ограничения здоровья стать преградой для занятий спортом? Нет, не могут. Как говорит народная мудрость «было бы желание». Как и чем могут помочь особым детям окружающие? Наше мнение, что необходимо на базе физкультурных центров района, муниципального округа создавать группы, секции для коррекции и физического развития детей с ОВЗ и их родителей. В процессе занятий направленно развивать их физическое состояние, подготавливать к спортивным праздникам и соревнованиям; вселять в них уверенность в своих силах. Очень важно также обучать родителей правильному поведению в семье, педагогическим подходам на занятиях с детьми и модели отношений вне занятий. Организуя специальные спортивные мероприятия для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, мы должны убедить их в успехе этой работы, сделать родителей своими союзниками; не отталкивать их, а помогать, поддерживать и вселять уверенность, что вместе с ними мы поможем их детям занять достойное место в обществе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!