учебно-методическое пособие «Кубанские казачьи игры для учащихся 1-4 классов» 2010 г.
4.Список используемой литературы
Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие/ П.А. Киселёв, С.Б. Кисилёва, Е.П. Киселёва. – 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2015. – 272 с. – (Учение с увлечением)
№п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
Русские народные игры |
1. | Включают в себя знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны. | Игра, экскурсии | Игровая деятельность |
Игры различных народов |
2. | Знакомство с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности. Воспитание толерантности при общении в коллективе. | Экскурсия, беседы | Игровая деятельность |
Подвижные игры |
3. | Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. | Игра, беседы | Игровая деятельность |
Давай играть
Цель программы– способствовать становлению гармонично–развитой личности ребёнка через игровую деятельность.
Задачи программы :
• развитие познавательного интереса к миру игр
• приобретение знаний и умений по организации игрового взаимодействия
• формирование культуры общения и навыков здорового досуга
• формирование основ толерантного взаимодействия
• развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, настойчивость, воля к победе, ответственность
• обеспечение целостного развития учащихся: физического, нравственного, интеллектуального
Общая характеристика
Предметом обучения кружка «Будущие олимпийцы» в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Для детей младшего школьного возраста, игра остается ведущей деятельностью. В связи с развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Игра дает ребенку возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Она является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений со взрослыми. Проиграв и прожив в игре определенные моменты, ребенок автоматически переносит их в реальную жизнь. Уже в реальности, руководствуясь знаниями и правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Программа курса «Давайте играть» даёт возможность познакомить детей с различными видами игр, их особенностями и правилами. Обучаясь по данной программе, дети также приобретают организаторские качества, которые выражаются не только в знании разнообразных игр, но и в умении проводить их среди сверстников в рамках правил, знакомятся с забытыми играми, учатся проектировать новые игры в соответствии с современными взглядами на мир. В процессе игры подвергаются проверке, переосмысливаются и закрепляются многие первичные представления детей об окружающем мире; приобретаются полезные навыки, развиваются организаторские способности. Хорошая игра требует от играющих ловкости и немалых усилий на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех в жизни. Подвижные игры на воздухе укрепляют здоровье детей, развивают их организм.
Организуя работу с младшими школьниками педагог должен подбирать самые простые и доступные игры, но постепенно их усложнять, вводить новые правила. Подвижные игры должны сменяться малоподвижными и спокойными для того, чтобы избежать перегрузки и переутомления детей.
Занятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов, мог участвовать в игре с увлечением. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. В ходе игры допускается, чтобы дети бурно реагировали на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Педагог способствует созданию и сохранению игрового настроения. Он с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её ход. Отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, используются фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей команды, но и победе команды-соперницы, отмечает тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами команды, старались быстро и правильно выполнить задание. В итоге педагог должен поинтересоваться, понравилась ли игра детям.
Если учащиеся активно принимали участие в изготовлении атрибутов для игры, то отмечается, что игра была еще интересней, что все надо сохранить для других игр – положить в коробку и хранить в порядке. Необходимо напомнить о том, что надо убрать помещение, инвентарь для игр.
Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить её правила, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткое изложение содержания игры и её правил лучше дополнить показом.
Планируя игру, следует учесть возраст учащихся, количество участников, их подготовленность, соответствует ли игра целям и задачам занятия, рассчитать время для игр, позволяет ли помещение проводить данную игру. Необходимо рассмотреть все возможные варианты проведения и выбрать самый оптимальный. Начинать следует с «простых» игр, постепенно переходя к более «сложным». Необходимо разработать игровое действие, описать сюжет и роли участников. Для каждого участника подобрать роль, которая наиболее соответствует его характеру, способностям, физическим данным.
Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они впитывают как губки. Поэтому в этом возрасте желательно, чтобы обучение здоровому жизненному стилю проходило в игровой форме, так как именно игра остаётся ведущей деятельностью и она наиболее близка и доступна для детской психики. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребёнка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются запреты и барьеры, где он может свободно себя реализовать. Для ребенка младшего школьного возраста одной из составляющих его полноценного развития является двигательная активность. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Основными формами и методами обучения является игра, спортивные эстафеты, участие в праздниках.
Места курса в учебном план
Программа «Давайте играть» рассчитана на 3 года и предполагается реализовать с 1 по 3 класс (6,5-10 лет), на каждый год обучения отводится 34 часа (в 1 классе – 33часа): одно занятие в неделю.
1 класс
Игры на знакомства 1час
Беседа о значении игры в жизни человека. Инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях. Игры – знакомства детей между собой и с педагогом.
Подвижные игры 4часа
Классификация подвижных игр. Разучивание элементарных подвижных игр
Сюжетно-ролевые игры 4часа
Основные виды сюжетно-ролевых игр. Художественное оформление игрового действа
Малоподвижные и спокойные игры 4часа
Классификация малоподвижных игр. Разучивание элементарных игр5
Игры музыкальные и с танцевальными движениями4
Музыкальные игры, элементы театрализации. Игровые
практикумы
Командные игры 4часа
Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум
Игры – конкурсы 3часа
Виды конкурсных игр. Игровой практикум
Старинные игры 2часа
Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум
Кубанские народные игры 2часа
История возникновения и классификация игр Кубани. Особенности казачьих игр
Игры народов мира 2часа
Знакомство с разнообразием игр народов мира. Игровые практикумы
Шуточные игры 2часа
Особенности шуточных игр. Игровой практикум
Итоговое занятие 1час
Занятие праздник «В гостях у игры»
2 класс
Игры на знакомства 1час
Беседа о значении игры в жизни человека. Инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях. Игры – знакомства детей между собой и с педагогом.
Подвижные игры 4часа
Классификация подвижных игр. Разучивание элементарных подвижных игр
Сюжетно-ролевые игры 3часа
Основные виды сюжетно-ролевых игр. Художественное оформление игрового действа
Малоподвижные и спокойные игры 4часа
Классификация малоподвижных игр. Разучивание элементарных игр
Игры музыкальные и с танцевальными движениями 4часа
Музыкальные игры, элементы театрализации. Игровые
практикумы
Командные игры 5часов
Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум
Игры – конкурсы 3часа
Виды конкурсных игр. Игровой практикум
Старинные игры 3часа
Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум
Кубанские народные игры 2часа
История возникновения и классификация игр Кубани. Особенности казачьих игр
Игры народов мира 3часа
Знакомство с разнообразием игр народов мира. Игровые практикумы
Шуточные игры 1час
Особенности шуточных игр. Игровой практикум
Итоговое занятие 1час
Занятие праздник «В гостях у игры»
Распределение учебного материала программы
Содержание программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | ВСЕГО (часов) |
Игры на знакомство | 1 | 1 | 1 | 4 |
Подвижные игры | 4 | 4 | 4 | 16 |
Сюжетно-ролевые игры | 4 | 3 | 3 | 13 |
Малоподвижные и спокойные игры | 4 | 4 | 4 | 13 |
Игры музыкальные и с танцевальными движениями | 4 | 4 | 3 | 14 |
Командные игры | 4 | 5 | 5 | 19 |
Игры – конкурсы | 3 | 3 | 2 | 10 |
старинные игры | 2 | 3 | 3 | 11 |
Кубанские народные игры | 2 | 2 | 2 | 8 |
Игры народов мира | 2 | 3 | 4 | 13 |
Шуточные игры | 2 | 1 | 1 | 5 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | 7 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 135 |
| Наименование разделов, блоков, тем. | Всего часов | Аудит | Не аудитор | Основные виды учебной деятельности |
1 класс |
1 | Игры на знакомства | 1 | 1 | | Беседа о значении игры в жизни человека. Инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях. Игры – знакомства детей между собой и с педагогом. |
2 | Подвижные игры | 4 | | 4 | Классификация подвижных игр. Разучивание элементарных подвижных игр |
3 | Сюжетно-ролевые игры | 4 | 2 | 2 | Основные виды сюжетно-ролевых игр. Художественное оформление игрового действа |
4 | Малоподвижные и спокойные игры | 4 | 1 | 2 | Классификация малоподвижных игр. Разучивание элементарных игр |
5 | Игры музыкальные и с танцевальными движениями | 4 | 1 | 3 | Музыкальные игры, элементы театрализации. Игровые практикумы |
6 | Командные игры | 4 | | 4 | Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум |
7 | Игры – конкурсы | 3 | 1 | 2 | Виды конкурсных игр. Игровой практикум |
8 | старинные игры | 2 | | 2 | Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум |
9 | Кубанские народные игры | 2 | | 2 | История возникновения и классификация игр Кубани. Особенности казачьих игр |
10 | Игры народов мира | 2 | 1 | 1 | Знакомство с разнообразием игр народов мира. Игровые практикумы |
11 | Шуточные игры | 2 | 1 | 1 | Особенности шуточных игр. Игровой практикум |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 | | Занятие праздник «В гостях у игры» |
| | 33 | 9 | 24 | |
2 класс |
1 | Игры на знакомства | 1 | 1 | | Беседа о значении игры в жизни человека. Инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях. Игры – знакомства детей между собой и с педагогом. |
2 | Подвижные игры | 4 | | 4 | Классификация подвижных игр. Разучивание элементарных подвижных игр |
3 | Сюжетно-ролевые игры | 3 | 1 | 2 | Основные виды сюжетно-ролевых игр. Художественное оформление игрового действа |
4 | Малоподвижные и спокойные игры | 4 | 1 | 2 | Классификация малоподвижных игр. Разучивание элементарных игр |
5 | Игры музыкальные и с танцевальными движениями | 4 | 1 | 3 | Музыкальные игры, элементы театрализации. Игровые практикумы |
6 | Командные игры | 5 | 1 | 4 | Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум |
7 | Игры – конкурсы | 3 | 1 | 2 | Виды конкурсных игр. Игровой практикум |
8 | старинные игры | 3 | 1 | 2 | Способы деления на команды. Правила проведения командных игр. Игровой практикум |
9 | Кубанские народные игры | 2 | | 2 | История возникновения и классификация игр Кубани. Особенности казачьих игр |
10 | Игры народов мира | 3 | 1 | 2 | Знакомство с разнообразием игр народов мира. Игровые практикумы |
11 | Шуточные игры | 1 | 1 | | Особенности шуточных игр. Игровой практикум |
12 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Занятие праздник «В гостях у игры» |
| | 34 | 8 | 26 | |