СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивные способности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление спортивно одаренных детей и дальнейшее развитие их спортивных способностей к возрасту высших достижений.

Просмотр содержимого документа
«Спортивные способности»

Спортивные способности: диагностика и формирование

Элита мирового спорта – чемпионы, рекордсмены мира и Олимпийских игр – как правило, выросли в «инкубаторе» возрастных групп (по данным спортивной статистики, подготовка пловца мирового класса требует 7–8 лет систематической тренировочной работы).

Тренировка в системе возрастных групп, или многолетняя подготовка, имеет двуединую задачу: выявление спортивно одаренных детей и дальнейшее развитие их спортивных способностей к возрасту высших достижений. Рациональное построение многолетней тренировки опирается на закономерности возрастного биологического развития показателей, лимитирующих спортивные достижения, и может быть реализовано при условии обязательного учета принципа адекватности тренировочных нагрузок возрастным особенностям занимающихся. Возрастная динамика развития соматических и функциональных показателей, гетерохронность роста, периоды наиболее интенсивного роста и возраста «пиковых» приростов, степень консервативности и изменчивости показателей в процессе развития и тренировки, соотношение уровня зрелости различных функциональных систем на этапах многолетней подготовки, влияние индивидуальных типов и темпов биологического созревания на динамику развития физических качеств и спортивных достижений и другое определяют: 1) периодизацию многолетней спортивной подготовки и сроки основных этапов отбора; 2) содержание тренировочных и тестовых программ на разных этапах подготовки и отбора. Возрастные границы, задачи и содержание этапов многолетней тренировки определяют сроки и содержание этапов отбора в возрастных группах. На каждом этапе спортивного отбора у юных спортсменов измеряют и оценивают показатели: – А – входящие в модели пловцов высокого класса; – Б – обуславливающие успешность прохождения конкретного этапа многолетней подготовки. По отношению к тестированию юных пловцов модельные характеристики элитных спортсменов являются конечными, дефинитивными. Поэтому прямое сравнение показателей тестирования в возрастных группах с дефинитивными моделями некорректно. Обычно модельные характеристики состоят из комплекса показателей, которые в той или иной степени частично компенсируют друг друга. Модельные характеристики могут быть консервативными (не поддающимися тренировке, например длина и другие линейные размеры тела) и неконсервативными (увеличивающимися в результате тренировки); компенсируемыми (низкий уровень их развития компенсируется высоким уровнем развития других показателей) и некомпенсируемыми, когда низкий уровень развития максимального потребления кислорода (МПК) у пловца не может быть компенсирован никакими другими качествами. Для решения задач отбора наиболее ценны консервативные и некомпенсируемые показатели, лимитирующие спортивные результаты в конкретном виде спорта. Для определения перспективности в процессе многолетней тренировки разрабатываются возрастные этапные модели, позволяющие уточнить динамику развития способностей юных спортсменов, определяющих достижения в зрелом возрасте. Это дает возможность проводить прямое сравнение показателей тестирования в возрастных группах с соответствующей эталонной моделью с целью: А – диагностики способностей, Б – уточнения специализации внутри избранного вида спорта и В – коррекции тренировки. При выборе и оценке критериев для создания возрастных этапных моделей с целью определения перспективности в процессе многолетней тренировки необходимо соблюдать принципы их разработки и требования к содержанию. Показатель этапной селекционной модели должен обладать стабильностью межиндивидуальных различий в процессе возрастного развития и многолетней подготовки (СИРР). Оценка СИРР осуществляется с помощью лонгитудинальных исследований, проводимых на группах с постоянным контингентом юных спортсменов в качестве испытуемых в течение нескольких лет. Такие исследования позволяют получать совершенно определенную картину начального, промежуточного и конечного состояния пловца, что и необходимо для создания этапных моделей. Аналогично дефинитивным моделям эмпирические этапные модели целесообразно преобразовывать в перспективно-теоретическую форму [26]. Для количественного определения стабильности межиндивидуальных различий рассчитываются (для группы спортсменов) коэффициенты корреляции между ювенильными (исходными и промежуточными) и дефинитивными значениями показателей, лимитирующих спортивные результаты у взрослых спортсменов. Их принято называть коэффициентом стабильности межиндивидуального уровня различий. Можно также воспользоваться ранговой корреляцией (коэффициентом стабильности межиндивидуального ранга различий). Эталонные модели, созданные методом срезовых исследований на основании обобщения показателей лучших юных пловцов (половое созревание которых не закончилось), ненадежны, ибо нет достоверных связей между спортивными достижениями до завершения пубертата и в дефинитивном возрасте. Создание моделей промежуточных состояний методом возрастных срезов допустимо лишь в постпубертатном периоде биологического развития (у девочек – с 13–14 лет, у мальчиков – с 15–16 лет). С этого же возраста становится возможным достаточно надежное прогнозирование спортивных способностей у пловцов [3, 26]. На начальных этапах в процессе и после начальной подготовки критерии селекции должны быть нацелены на оценку задатков (консервативных свойств). Связь этих показателей с результатами в младших и средних возрастных группах необязательна, так как сам результат не имеет в этот период прогностической ценности и определяется другими показателями. Для выявления консервативных критериев отбора оценивают степень наследуемости показателей (используют методы генеалогических исследований, близнецовый метод, методы выявления генетических маркеров и др. С помощью исследований установлено, что МПК, скелетные размеры тела и композиция мышечных волокон, максимальные величины концентрации лактата в крови, подвижность в суставах и другое имеют высокую степень наследственной детерминации. Таким образом, характеристики, обладающие стабильностью индивидуальных уровней развития, находятся под значительным генетическим контролем. На последующих этапах селекции все большее значение для ее критериев имеют уровни развития двигательных способностей (реализации задатков), являющихся целевыми объектами тренировочного процесса на предыдущем этапе подготовки. Недостаточное развитие этих качеств нельзя компенсировать на последующих этапах подготовки без снижения ее эффективности. Модельные характеристики, отражающие этот уровень, можно назвать некомпенсируемыми показателями подготовленности. Конечно же, оптимальный прирост двигательных качеств помимо хороших задатков во многом определяется применением тренировочных программ, адекватных возрастным особенностям спортсменов. Как известно, большая часть многолетней тренировки совпадает с пубертатным периодом биологического развития. Пубертатный период индивидуального развития – очень важное время для направленного формирования физического потенциала юных спортсменов. На разных фазах пубертата процессы роста и развития контролируются разными гормонами, которые оказывают специфическое влияние на физическое развитие, темпы прироста двигательных качеств, мышечной массы, размеров внутренних органов и т. п. Отдельные физические качества развиваются гетерохронно: они отличаются возрастными периодами ускоренного развития и возрастом «пиковых», максимальных приростов. Именно гетерохронность развития физических качеств и функциональных систем организма создает предпосылки целенаправленного воздействия с помощью тренировочных нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить возрастные периоды для избирательного развития аэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и др. Закономерности возрастного развития соматических, силовых и функциональных показателей определяют содержание тренировки в возрастных группах: направленность тренировочных программ, соотношение нагрузок разного назначения, их объем и интенсивность. Согласно теории «сенситивных периодов» (чувствительных) наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на совершенствование отдельных физических качеств, следует ожидать в периоды их естественного прироста. Вступление в сенситивный период развития какого-либо качества или функциональной системы связано с достижением определенного уровня биологической зрелости организма. Поэтому величину и направленность тренировочных воздействий нужно планировать с учетом биологической зрелости детей и подростков. Контроль , за уровнем биологической зрелости юных спортсменов, особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки. Кроме того, определение биологического возраста повышает надежность прогноза спортивной перспективности юных пловцов. Известно, что в возрастном диапазоне 11–14 лет уровень развития соматических и функциональных показателей, скорость плавания достоверно связаны с баллом биологической зрелости (т. е. в младших и средних возрастных группах лидируют акселерированные дети). Однако наиболее перспективными являются подростки, имеющие высокие уровни физического и функционального развития при нормальном, или ретардированном типах развития (они имеют большую продолжительность пубертата и многолетней тренировки). При диагностике перспективности спортсмена следует учитывать не только абсолютный уровень имеющихся у него качеств (способностей), но и темпы их прироста за прошедший период. Более перспективен спортсмен, у которого равный (или даже несколько меньший) уровень способностей был достигнут благодаря их устойчивому равномерному повышению (в отличие от спортсменов, продемонстрировавших бурный рост способностей на ранних этапах подготовки с последующим его резким торможением). При диагностике перспективности спортсмена следует учитывать также, за счет каких нагрузок достигнуто развитие способностей [4, 17–20]. Для количественного вычисления показателя, который условно назовем коэффициентом «отдачи», можно воспользоваться формулой, приведенной в учебнике «Спортивное плавание». В случае приблизительно одинакового уровня интегральной способности (к моменту тестирования) перспективность спортсмена следует оценивать тем выше, чем выше «коэффициент отдачи». Применение этого или аналогичных показателей позволяет более объективно оценивать перспективность спортсменов. Выявлять тех из них, которые добились высоких результатов в возрастных группах за счет преждевременного применения предельных нагрузок или нагрузок, адекватных таковым в старших возрастных группах (путем так называемой форсированной тренировки). Для этого необходимо учитывать параметры освоенных тренировочных нагрузок и их физиологическую направленность. Таким образом, совершенно очевидно, что олимпийских высот может достичь только высокоодаренный спортсмен, обладающий специфическими особенностями телосложения, гидродинамическими качествами, высочайшим уровнем здоровья, физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. В связи с этим решающее значение имеет налаженная система поиска и отбора особо одаренных детей и подростков и разработка тренировочных программ, адекватных их возрастным особенностям биологического развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!