«Спортивный час»
1 – 4 классы
В.И.Дудка
учитель физкультуры
При проведении спортивного часа следует придерживаться правила постепенного повышения нагрузки и снижения ее к концу занятия. Поэтому если спортивный час состоит из подвижных игр, то в начало занятия включаются игры низкой интенсивности, основная часть состоит из подвижных игр средней и высокой интенсивности, эстафет, спортивных развлечений, танцевальных элементов, игр по желанию детей. И, наконец, в конце занятия снова даются игры низкой интенсивности, упражнения и игры на внимание, с тем, чтобы организм занимающихся привести в относительно спокойное состояние, при котором возможна последующая самоподготовка. Не нужно превращать спортивный час в еще один урок физической культуры «заорганизовывать» его. Дети должны чувствовать себя на занятиях непринужденно, играть в те игры, которые им нравятся, выполнять все задания охотно, с удовольствием. Ниже дается подборка подвижных игр и эстафет, которые можно включать в спортивный класс для учеников начальных классов.
Запрещенное движение. Ребята произвольно располагаются на площадке. Учитель показывает общеразвивающие упражнения, а ребята за ним повторяют. Исключением является одно движение (заранее объявленное запрещенным). Тот, кто повторит за учителем это движение, получает одно штрафное очко.
Побеждает игрок, набравший наименьшее число штрафных очков.
Перемена мест. Игроки двух команд строятся в шеренги друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. По команде учителя дети меняются местами: первые – с первыми, вторые – со вторыми и т.д. Побеждает команда, первой построившаяся в шеренгу на противоположной стороне площадки (можно ввести различные способы передвижения).
Тишина. Ребята строятся в команду по одному. По сигналу учителя они идут по кругу и говорят слова из песни:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши!
Произнеся последние слова, дети останавливаются, принимают положение упора присев, опускают голову и закрывают глаза. В этом положении они находятся 15 – 20 секунд, те, кто пошевельнулся, выходят из игры. Оставшиеся в строю до конца становятся победителями.
Большое и маленькое колеса. Ребята образуют два концентрических круга. По сигналу учителя они движутся в противоположные стороны: один круг – влево, другой – вправо. По следующему сигналу направление движения меняется. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.
Светофор. Две команды выстраиваются полукругом, одна справа, другая слева от учителя. В руках учителя «светофор» - 2 картонных кружка, одна сторона желтая, а другая красная и зеленая. Условия игры оговариваются заранее, например, когда показывается зеленая сторона, все маршируют на месте, желтая – хлопают в ладоши, красная – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Делай наоборот. Ребята строятся в шеренгу. Учитель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, педагог делает наклон вперед, ученики должны выполнить наклон назад и т.д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает направление движения.
Догони мяч. Дети строятся в круг. У одного из них мяч. За кругом – водящий. По сигналу учителя ребята быстро передают мяч по кругу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Водящий бежит по кругу в ту сторону, куда передают мяч, и старается коснуться его рукой до того, как мяч попадет к игроку, начинавшему передачу. Если ему это удается, он встает в круг, выбирается новый водящий и игра продолжается; если не удается, он водит еще раз.
Круговые пятнашки. Взявшись за руки, дети образуют круг. Один игрок находится в круге, а другой (водящий) за кругом – он ловец. Водящий старается догнать и запятнать игрока из круга, а остальные не допустить этого. Круг постоянно движется в одном направлении с ловцом. Ловец выигрывает, если он за условленное время (30 сек.) успеет разорвать круг и запятнать игрока в круге.
Основная цель проведения спортивного часа – закаливание организма и обеспечение активного отдыха учащихся на свежем воздухе.