Спортивный час в ГПД: специфика подготовки и проведения
Спортивный час является значительной и неотъемлемой частью процесса физического развития ребёнка, а также реализует другие цели, как-то: восстановление работоспособности, путём улучшения мозгового кровообращения, повышение настроения ребёнка, снятие стресса и усталости.
Задачи проведения спортивного часа:
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям;
содействие развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.
соблюдение правил техники безопасности во время занятий
Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.
Спортивная деятельность сплачивает детей в коллектив, где есть возможность раскрываться всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень активным — получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.
Занятия ориентированы на реализацию спортивно — оздоровительного направления, просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направлены на воспитание у них привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, на формирование у учащихся интереса к вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.
Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I– II, III – IV, классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячами, булавами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.
Таким образом, для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы занятия в спортивном часе, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое проведение спортивных часов не только поможет организму настроиться на активную деятельность, но и сыграет огромную роль в воспитании привычки к здоровому образу жизни. Подвижные игры помогут ученикам отдохнуть от учебной деятельности с пользой для организма, а преподавателю - сплотить коллектив детей, изменить статус некоторых ребят в коллективе.
Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Если с учащимися постоянно проводить в группах продленного дня спортивные часы, то дети будут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Рекомендации по проведению спортивного часа:
спортивный час в режиме продленного дня проводится в форме активного отдыха с учетом сохранения структуры урока физической культуры, реализации дидактических принципов и выделения времени учащимся на самостоятельную двигательную активность;
организация спортивного часа строится с учетом соблюдения мер безопасного выполнении физических упражнений, санитарно-гигиенического состояния и техники безопасности мест проведения (площадок и помещений), необходимого оборудования и инвентаря; мелкий спортивный инвентарь для ежедневного использования должен храниться в доступном и удобном месте;
организация деятельности учащихся при выполнении упражнений строится с учетом целесообразности применения фронтального, поточного, группового, кругового, индивидуального методов, рационального использования площади мест проведения и размещения инвентаря и оборудования;
проведение с обучающимися спортивного часа в непринужденной, доброжелательной обстановке, с использованием игрового или соревновательного метода в основной и заключительной части занятия дает наибольший образовательный, оздоровительный, воспитательный и эмоциональный эффект; возможно проведение спортивного часа в форме соревнования не только между учащимися и командами одной группы, но и с учащимися других групп продленного дня;
подбор средств и методов, используемых в организации спортивного часа, должен учитывать психологические, физиологические и педагогические закономерности обучения, уровень физического развития, физической подготовленности, интересов обучающихся; оптимальную дозировку упражнений; целесообразность распределения времени на части занятия и виды упражнений;
при соблюдении единой структуры спортивный час может иметь различные варианты в зависимости от погодных условий, времени года, четверти (триместра), мест проведения, наличия спортивного оборудования и инвентаря, содержания и организационно-методических приемов;
содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с программным материалом по предмету «Физическая культура», доступно, интересно и разнообразно по виду, характеру, амплитуде и интенсивности двигательных действий;
в основной части занятия следует сохранять примерную схему последовательности воспитания физических качеств и развития двигательных способностей (1 - упражнения, требующие проявление координационных способностей; 2 - упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости; 3 - упражнения, направленные на развитие силы, скоростно-силовые качества и выносливость);
при выполнении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий, соблюдать требования к объему и интенсивности нагрузки, характеру отдыха с учетом возраста, состояния здоровья обучающихся, условий комплектования групп, задачам занятия и местам их проведения;
продолжительность каждой из частей занятий может варьироваться исходя из погодных условий, степени возбуждения нервных процессов, интенсивности выполнения тех или иных физических упражнений, организованности учащихся;
в системе спортивного часа следует предусматривать выполнение учащимися домашнего задания по физической культуре, содержание которых разрабатывается учителем физической культуры и доводится до сведения учителей, проводящих физкультурные занятия;
при проведении спортивного часа на открытом воздухе следует строго соблюдать температурный режим; в зависимости от погодных условий грамотно подбирать содержание, форму и место занятия; одежда и обувь учащихся должна соответствовать виду деятельности, т.е. должна быть спортивной;
для поддержания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениям следует периодически изменять условия их выполнения; учитывая интересы занимающихся, не допускать спонтанности и импульсивности в организации и проведении спортивного часа;
спортивный час проводят воспитатели, учителя начальных классов, прошедшие обучение через систему семинаров, инструктивно-методических и практических занятий в области физической культуры и спорта и владеющие навыками врачебно-педагогического контроля, или специалистами, имеющими специальное физкультурное образование;
учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям (воспитателям) в подготовке и проведении физкультурных занятий и планируют содержание спортивных часов на каждую четверть (триместр) или другой удобный период времени в виде плана-графика.
8