СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивный кружок "Спортландия" для 5-7 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы:   дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «»Спортландия» имеет физкультурно- спортивную направленность. В ходе освоения программы учащиеся получают навыки  приобретения  теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Спортивный кружок "Спортландия" для 5-7 классов»

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области


Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения«РжаксинскаяСОШ№1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в п.Жемчужный Ржаксинского района Тамбовской области



Рекомендована к утверждению

на заседании методического совета

МБОУ «Ржаксинская СОШ№1 им.Н.М.Фролова»

Протокол от _______________№___





УТВЕРЖДАЮ Директор ________________А.В.Леонов Приказ от ____________ №___








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности


«Спортландия»


Стартовый уровень


Возраст детей: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель: Солдатов Юрий Иванович,

педагог дополнительного образования




п.Жемчужный

2019г.






ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения«РжаксинскаяСОШ№1

имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова» в п.Жемчужный Ржаксинского района Тамбовской области



2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортландия»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Солдатов Юрий Иванович, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н.М. Фролова " Ржаксинского района Тамбовской области


4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

Физкультурно-спортивная

4.4. Уровень освоения программы

стартовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

11 – 12 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год



1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику здорового образа жизни необходимо начинать с ранних лет. В частности, необходимо уделять особое внимание формированию полезных привычек, как альтернативе привычкам вредным, и делать установки на ведение здорового образа жизни. Большой акцент на сами вредные привычки делать не нужно, главное приобщать детей к здоровому образу жизни. Возраст 11-12 лет наиболее восприимчив к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности для учащихся 5-6 классов поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие здорового образа жизни

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «»Спортландия» имеет физкультурно- спортивную направленность. В ходе освоения программы учащиеся получают навыки приобретения теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

Новизна: новизна программы состоит в получении результатов нового качества, направленных на осознание значимости физкультурно- спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья.

Актуальность программы проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процента здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения ,в т.ч. курение, алкоголизм, наркомания

Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию

физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и

объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа », направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.



Отличительная особенность программы.

Особенности данной программы заключаются в объединении физкультурного и оздоровительного направлений. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, релаксации. Кроме того, отдельные разделы программы могут быть использованы для проведения физкультурных занятий с группами продленного дня во время прогулок на свежем воздухе воспитателями этих групп.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «»Спортландия» рассчитана на работу с учащимися средних классов в возрасте 11-12 лет. Набор в группу осуществляется по интересам детей. Возможем разновозрастной состав группы.


Условия набора учащихся

Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Спортландия» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Объём и срок освоения программы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Спортландия» рассчитана на год обучения-72 часа.

Формы и режим занятий:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие занимаются самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми физическими возможностями и уровнем умений и навыков);

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность.

Год обучения

Кол-во детей в группе

Общее кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятия, час

Общее кол-во часов в неделю

Общее кол-во час. в год

1

12

2

1х2

2

72



Формы организации занятий

Занятие – лекция - занятие, на котором учителем сообщаются новые знания.

Занятие – беседа - занятие, на котором ведется диалог между учителем и учеником по обобщению полученных знаний.

Тактическое занятие – приобретение тактических навыков.

Техническое занятие – приобретение технических навыков.

Занятие – соревнование между командами района.

Структура занятия

-Теоретическая часть:

-Практическая часть:

-Итоги занятия:

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы - : развитие мотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической подготовленности.

Задачи программы:

Образовательные:

-познакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

-обучить диафрагмально-релаксационному дыханию;

-способствовать формированию правильной осанки;

-обучить основным приёмам двухсторонних игр;

-помочь овладеть комплексом физических упражнений с оздоровительной направленностью;

Развивающие:

-развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества;

-совершенствовать навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

-развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость);

-сформировать навыки здорового образа жизни.

Воспитательные:

-прививать гигиенические навыки;

-содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

-стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;

-формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.



1.3.Содержание программы

Учебный план программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретические занятия

Прак.занятия

Формы

аттестации/

контроля

1

Основы знаний

4

4


Опрос по

темам

Тесты.

1.1

Вводное занятие.

1

1



1.2

Травматизма в спорте, причины.

1

1



1.3

Принцип работы организма при выполнении физических упражнений.

1

1



1.4

Гигиена спортсмена.

1

1



2

Общая физическая подготовка.

30

-

30

Эстафеты,



Зачёт.

2.1

Строевые упражнения.

2

-

2


2.2

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

4

-

4


2.3

Дыхательная гимнастика.

4

-

4


2.4

Корригирующая гимнастика.

2

-

2


2.5

Оздоровительная гимнастика.

4

-

4


2.6

Развитие быстроты.

2

-

2


2.7

Упражнение на развитие гибкости.

4

-

4


2.8

Упражнение на развитие ловкости.

2

-

2


2.9

Упражнение на развитие силы.

4

-

4


2.10

Упражнение на развитие выносливости.

2

-

2


3.

Специальная физическая подготовка.

20


20


Тесты,

опрос

3.1

Основы видов спорта.

2

-

2


3.2

Подвижные игры.

10

-

10


3.3

Упражнения на гибкость, ловкость, выносливость.

4

-

4


3.4

Соревнования, конкурсы.

4

-

4


4.

Двухсторонние игры

10

.

10

Тестирование по

темам.

5.

Итоговое занятие


6


6

Тестирование по

темам.


Итого:

72

6

66




Содержание учебного плана.

Тема №1. Вводное занятие. (1 час)

Соблюдение правил безопасной работы в спортивном зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.

Тема №2. Причины травматизма и правила предупреждения травматизма в спорте.(1 час)

Виды травм в спорте (поверхностные незначительные повреждения гематомы и ушибы, повреждение или растяжение связок, переломы)

Причины получения травм: - Недостатки в организации и методике проведения соревнований или тренировок
- Плохое состояние места проведения тренировочного процесса, оборудования, инвентаря или экипировки спортсмена.
- Плохие погодные условия при проведении тренировок или соревнований
- Грубое нарушение правил контроля со стороны врача
- Нарушение дисциплины или правил проведения тренировок

Тема №3. Принцип работы скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений. (1 час)

Тема №4. Соблюдение гигиены спортсменом.(1 час)

Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП). (30 часов)

1.Строевые упражнения. (2 часа)

2.Общеразвивающие упражнения (ОРУ). (4 часа)

3.Дыхательная гимнастика. (4 часа)

4.Корригирующая гимнастика. (2 часа)

5.Оздоровительная гимнастика. (4 часа)

Теория. Позвоночник – основа здоровья. Причины неправильной осанки и болезней позвоночника. Правила стретчинга.

Практические занятия. Комплексы упражнений на растяжку. (Стретчинг для спины, растяжка мышц спины и живота, стретчинг для тазобедренных суставов и мышц ног, стретчинг для позвоночника)

6. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.(14 часов)

Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. Скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП). (20 часов)

1.Основы видов спорта.(2 часов)

1.Волейбол.

2.Баскетбол

2. Подвижные игры.(10 часов)

1.В спортивном зале.

2.На свежем воздухе.

3. Упражнения на ловкость, гибкость, выносливость.(4 часа)

1 .Упражнения на ловкость.

2.Упражнения на координацию движений.

З.Упражнения на гибкость.

4.Упражнения на быстроту.

5.Упражнения на выносливость. 

4.Соревнования и конкурсы(4 часа)

1 .Соревнования по ОФП.

2. Соревнования по СФП.

3. Соревнования — эстафеты.

4. Соревнования «Веселые старты».

5. Соревнования-поединки.

Раздел 4.  Двухсторонние игры. (10 часов)

Теория. Объяснение правил игры.

Практические занятия. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по пря мой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.

Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.

Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.

Раздел 5. Итоговое занятие. (6 часа)

Участие в школьных и районных соревнованиях.



1.4. Планируемые результаты обучения

По итогам реализации программы стартового уровня «Спортландия» ожидаются следующие результаты.

Личностные результаты:

Сформировать у обучающихся мотивацию к обучению навыкам здорового образа жизни и интереса к физкультуре и спорту, потребность к здоровому образу жизни, заложить систему значимых социальных и межличностных отношений важных для формирования здоровья нравственного и физического, научить ставить цели и добиваться их, строить реальные позитивные жизненные планы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на занятиях физическими упражнениями, выполнять действия по предложенному плану, оценивать свои действия и действия своих товарищей во время занятий, организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Уметь анализировать, информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других во время занятий спортом, умение слушать и понимать других, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение выполнять различные роли во время занятий.

Предметные результаты:

Освоение обучающимися в правил ТБ во время занятий спортом, правил поведения во время игр, соревнований, турниров, освоение правил поведения во время различных игр: лапта, футбол, пионербол, волейбол, баскетбол и другие. Овладение спортивной терминологией, ключевыми понятиями, используемыми при занятиях спортом, методами и приемами ведения игры.


По окончании обучения, учащийся должны:

Знать и иметь представление:

  • об истории зарождения физической культуры и спорта;

  • о способах и особенностях движений, передвижений;

  • о терминологии разучиваемых упражнений и воздействии на организм;

  • о фрагментах различных видов спорта;

  • об индивидуальных основах личной гигиены, профилактике нарушений осанки;

Уметь:

  • правильно выполнять комплексы оздоровительной гимнастики на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.


2 Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.

2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



№ п/п

Раздел

Количество часов

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля

1.

Основы знаний

4


беседа

Учебный кабинет

Вводный

2

ОФП

30

Практика

Спортивный зал

Вводный

3

СФП

20

Практика

Спортивный зал

Тестирование


4

Двухсторонние игры

10

Практика

Спортивный зал

учебная игра,


5

Итоговое занятие

6

Практика

Спортивный зал

Зачет, тестирование, учебная игра,






Продолжительность учебных занятий по четвертям


Начало четверти




Окончание четверти

Количество учебных недель

1 четверть

03.09.18

26.10.18

8

2 четверть

06.11.18

28.12.18

8

3 четверть

14.01.19

22.03.19

10

4 четверть

01.04.19

24.05.19

8

Продолжительность каникул в течение учебного года




Начало каникул




Окончание каникул

Количество дней

осенние

27.10.18

04.11.18

9

зимние

29.12.18

11.01.18

14

весенние

23.03.19

29.03.19

7

летние

25.05.19

31.08.19

99



2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %.

-Госпожнадзора.

2. Оборудование

Гимнастическая скамейка, маты, мячи, волейбольная сетка.

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение

Диагностические материалы:

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

Методические разработки:

Методические разработки на темы: «Здоровый образ жизни», «Закаливание», «О вреде курения»,

Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Спортландия» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с физической культурой. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.


2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Спортландия» применяется:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, степень самостоятельности, уровень спортивной деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: беседа, выполнение практического задания.

Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года (май).


Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Спортландия»;

-участие в районных соревнованиях;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

-протоколы по итогам спортивных соревнований учащихся на уровне учреждения;

-приказы органов управления образования об итогах соревнований учащихся муниципального и регионального уровней.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

-спортивные соревнования учащихся за время освоения образовательной программы;

-участие в спортивных соревнованиях на уровне учреждения и муниципалитета.


2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Спортландия» используются:


Критерии оценки овладения детьми спортивными навыками;

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

-теоретические навыки;

-практические навыки;

-участие в соревнованиях

Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к базовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня спортивных навыков овладения практическими и теоретическими знаниями.


2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Спортландия» основано на следующих принципах:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей в процессе коллективных занятий);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);

-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их спортивных способностей); 

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения с учетом возраста, способностей детей);

-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).

При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение);

-наглядный (показ приемов и упражнений);

-репродуктивный (воспроизводящий);

-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);

При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

Основными формами образовательного процесса являются беседы, лекции, спортивные занятия, соревнования. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, групповая и коллективная формы организации процесса обучения.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии - разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового, коллективного обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося.



Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал ,ТСО

Формы подведения итогов

1

Основы знаний

Вводное занятие.

Травматизма в спорте, причины.

Принцип работы организма при выполнении физических упражнений.

Гигиена спортсмена.

групповая

Метод инструктирования (объяснение и показ, лекции, беседы)

Слайдовая презентация, инвентарь.

Зачет

2.

.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Строевые упражнения.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Дыхательная гимнастика.

Корригирующая гимнастика.

Оздоровительная гимнастика.

Оздоровительный бег.

Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.



Групповая фронтальная тренировка.

Методы: повторный, сопряженный, круговая тренировка, игровой, соревновательный.

сп. инвентарь: набивные, волейбольные мячи, в. сетка, гимнастическая скамейка.

Зачёт

3.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Основы видов спорта.

Подвижные игры.

Упражнения на гибкость, ловкость, выносливость.

Соревнования, конкурсы.



Групповая фронтальная тренировка.

Методы: повторный, сопряженный, круговая тренировка, игровой, соревновательный.

сп. инвентарь: набивные, волейбольные мячи, в. сетка.

Зачет

4.

Двухсторонние игры.


групповая

Разучивание (целостное, расчлененное)

сп. инвентарь: набивные, волейбольные мячи, в. сетка.

Зачёт

5.

Итоговое занятие

групповая

Наглядный метод

сп. инвентарь: набивные, волейбольные мячи, в. сетка.

Зачёт







2.6. Список используемой литературы .

Литература для учителя

  1. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС», 2005.

  2. Буйлова Л.Н.. Кочнева С.В. организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Москва, «Владос», 2006.

  3. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 2000.

  4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие .- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).

  5. Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.

  6. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М.:Знание, 2006. -64с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)

  7. Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. – С.-Петербург: Ривьера, 2008,214с.

  8. Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.

  9. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.

Литература для учащихся

  1. Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 96 с.

  2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 2003. – 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.

  3. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 2000.

  4. Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 2001.



2.7. Глоссарий для программы «Спортландия»



Подача

Касание мяча

Блок или удар

Первый игрок выходит за пределы площадки и осуществляет бросок в сторону поля противоположной команды

Нельзя касаться игрового элемента два раза подряд

Отбивать удар разрешается в воздухе руками, или словив, а после бросив в сторону противников мяч

Не разрешается касания мячом сетки

Все участники одного состава имеют право касания на своей стороне не более 3 раз

Все броски должны осуществляться над сеткой

Подача проигрывается, если мяч коснулся пола

При касании мячом потолка во время игры, ее можно продолжать

Игрок, словивший удар, может пасовать его партнеру или самостоятельно перебросить через сетку

У команды отнимают право подачи в случае прикосновения игрока к сетке

Если игровой элемент коснулся площадки соперника, команде начисляется балл

Участник, держащий в руках мяч, вправе делать по полю не более 3 шагов

Если мяч перелетел границы игрового поля при подаче, команде засчитывается проигрыш

Если после подачи мяч не коснулся поля соперника, очки начисляются противнику

Тот, кто владеет мячом, не имеет права выполнять прием «свечка»

Игроку не разрешается пересекать среднюю линию

Очки засчитаются противникам, если игрок дотронулся до игрового элемента ногами или сеткой

Если мяч дотронулся до предметов за пределами поля, состав проигрывает мяч


Приложение.


Диагностический материал





Анкеты для учеников, посещающих кружок
Дорогой друг!

Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы


  1. Название кружка


2. Сколько времени ты в нем занимаешься?

А) первый год Б) второй год

Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами

Г) это был случайный выбор


  1. В кружке ты занимался, чтобы


А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности

Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному


  1. Будешь ли ты на следующий год посещать кружок этого учителя?


  2. Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)____________________


Спасибо!
Дорогие друзья!


  1. Нравится ли вам общение в вашем кружке?


  2. Удовлетворяют ли вас отношения с учителем?


  3. Какие знания и умения вы приобрели в кружке?


  4. Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?


  5. Как вы оцениваете уровень воспитанности, сплоченности членов вашего кружка?


  1. вращают скакалку, передают мяч.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ И КООРДИНАЦИЮ




Упражнение 1. Пространство

И. П.- ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вниз. Вдох: поднимаем правую ногу, бедро и стопа параллельны полу, одновременно руки сгибаются в локтях и кисти рук поднимаются на уровень груди.
Выдох: нога вытягивается вперед, руки разводятся в стороны. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение.
Затем упражнение повторяется с противоположной стороны.

Упражнение 2. Равновесие

И. П.- то же. Вдох: занимаем первую позицию предыдущего упражнения. Выдох: корпус наклоняется вперед, руки вытягиваются вперед, нога разгибается в коленном суставе и вытягивается назад. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение повторяется с противоположной стороны.

Упражнение 3. Дуновение ветра

И. П.- то же. Выдох: руки производят круговое вращательное движение вправо-вверх-влево-вниз, а затем вместе с правой ногой отводятся вправо, при этом нога полностью выпрямляется в коленном суставе. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение выполняется с противоположной стороны.

Упражнение 4. Полсвета

Особенностью данного упражнения является объединение трех предыдущих упражнений в единое целое. Из исходного положения упражнения выполняются последовательно с общим промежуточным положением. Упражнение можно выполнять несколько раз, стоя на правой ноге, а затем стоя на левой ноге.

Упражнения этого раздела выполняются на двух актах дыхания: вдох-выдох-вдох-выдох. Движения должны выполняться точно в ритме дыхания. Рекомендуемый тип дыхания - нижнее дыхание или нижнее + среднее. Вдох всегда выполняется через нос, выдох можно выполнять через нос или свободно через рот. При этом, как говорили медики Древнего Китая, дыхание должно быть "тихим, как летний вечер, и тонким, как нить паутины".


Упражнение 5. Палочник

Наверняка вы видели маленьких насекомых, живущих на деревьях и кустарниках, питающихся листьями, похожих на обычных гусениц. Называются эти живые существа палочниками из-за того, что во время опасности они, опираясь на передний конец тела, поднимают корпус почти вертикально вверх, маскируясь под сухую веточку. Это упражнение очень эффективно, оно развивает не только устойчивость, но и дает достаточную нагрузку на многие группы мышц.

Выполнять упражнение лучше всего в три приема, по мере освоения:

1. И. П.- лечь на пол, поднять ноги и корпус вверх, упираясь руками в поясницу, а локти поставив на пол. Подержать это положение, медленно считая до десяти, затем опустить корпус на пол.

2. Проделав то, что описано в варианте 1, удерживая корпус в вертикальном положении, отпустить руки от поясницы и, положив их на пол, удерживать равновесие в таком положении. Досчитав до десяти, опустить корпус на пол.

3. Проделав то, что написано в варианте 2, удерживая корпус в вертикальном положении, поднять руки и расположить их вдоль корпуса и ног - в положение "руки по швам", удерживая равновесие за счет опоры на шею и плечи. Стоять в таком положении, считая до десяти, затем опустить корпус на пол.

Осваивайте это упражнение постепенно до полного овладения начальными вариантами, иначе четкого исполнения, а следовательно, и необходимого эффекта не будет. Во время выполнения этого упражнения дыхание свободное нижнее + среднее. В моменты удержания тела в вертикальном положении следует выдох, при выходе в вертикальное положение - вдох. Это упражнение не рекомендуется выполнять людям, страдающим головокружениями, повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Упражнение 6. Крокодил

Упражнение выполняется следующим образом:
Сесть на колени, подложив под себя пятки, колени развести в стороны, локти рук разместить в нижней части живота, "в области паховых складок, ладони упереть в пол. Наклониться вперед, слегка опираясь о пол головой, затем выпрямить корпус, выпрямить ноги, поднять голову от пола и удерживать равновесие, стоя на одних руках.

При полном освоении данного упражнения можно выполнять его, стоя на одной руке.

Во время подготовительной части упражнения производится вдох, дыхание среднее, во время удержания положения долгий выдох. Стараться удерживать положение, считая до десяти.

Это упражнение, как и предыдущее, позволяет, помимо равновесия,, давать значительную нагрузку на мышцы тела, особенно на мышцы спины и живота. Упражнение рекомендуется выполнять от 2-3 до 10-12 раз по мере освоения, удлиняя время удержания равновесия от десяти до тридцати секунд.


Упражнение 7. Уголок

Упражнение выполняется сидя. Вначале рекомендуется осваивать упражнение сидя на стуле, а по мере освоения всех компонентов упражнения выполнять его сидя на полу.

Итак, сидя на стуле (спина прямая, шея выпрямлена, взгляд вперед), взяться руками за боковой край сиденья (обеими руками), прямые ноги поднять параллельно полу и, удерживая их в таком положении, отжать тело от сиденья стула. Удерживать тело на руках необходимо на выдохе, считая до пяти, затем вновь опуститься на сиденье, сделать дыхательное упражнение и вновь отжать себя от сиденья. Упражнение повторяется от 1-2 до 8-10 раз, постепенно увеличивая время пребывания в упоре на руках от пяти до десяти секунд.

Помимо тренинга равновесия, это упражнение является одним из наиболее эффективных упражнений, направленных на укрепление мышц передней брюшной стенки.

Упражнение 8. Парадоксальные движения

Освоение этих навыков заметно обогащает арсенал двигательных возможностей, раздвигая его границы. Упражнения необходимо выполнять при ровном спокойном дыхании, тип дыхания - нижнее или нижнее + среднее дыхание.

Вариант а): Выполнять вращение рук в локтевых суставах в вертикальной плоскости перед собой, стараясь, чтобы руки вращались в двух параллельных плоскостях. При этом правая рука вращается вперед (от себя), а левая рука вращается назад (к себе). Необходимо стараться, чтобы руки описывали ровные правильные окружности.
Упражнение выполняется в обе стороны, то есть после первого цикла движения руки двигаются: правая назад (к себе), а левая - вперед (от себя).
Достаточно свободно освоив это упражнение, можно переходить к варианту б.

Вариант б): И. П., стоя на правой ноге, левая нога согнута в коленном суставе, так что бедро и стопа параллельны полу, руки согнуты в локтях и расположены перед грудью. Руки производят вращение в двух противоположных направлениях в двух параллельных плоскостях, а нога в ритме с движениями рук сгибается и разгибается в коленном суставе, при этом стопа и голень выполняют маятникообразные движения в вертикальной плоскости.
Вращение руками выполняется в обоих направлениях. Затем то же упражнение выполняется, стоя на левой ноге. Упражнение рекомендуется выполнять .по 2-3 минуты на каждой ноге.

Вариант в): И. П.- то же. Только при вращении руками нога выполняет не колебательные движения в вертикальной плоскости, а вращательные движения в горизонтальной плоскости так, что стопа чертит окружность параллельно полу. Вращение ногой также может выполняться в обе стороны, что увеличивает вариабельность одного упражнения. Упражнение выполняется, стоя на одной, а затем на другой ноге.

Вариант г): И. П.- стоя, ноги на ширине плеч, спина и шея выпрямлены. Выполнять вращения руками: правая рука двигается вперед (от себя) в вертикальной плоскости перед грудью, а левая рука выполняет вращательные движения в горизонтальной плоскости около левого бока вашего корпуса. Движения руками выполняются в обе стороны. Затем положение рук меняется: левая рука производит вращения в вертикальной плоскости, а правая рука - в горизонтальной плоскости.

Освоение этих упражнений послужит хорошей тренировкой для развития нервной системы.

Упражнение 9. Мельница

И. П.- стоя на правой ноге, левая нога выпрямлена в колене и расположена параллельно полу, руки разведены в стороны для лучшего равновесия. В ритме дыхания выполнять вращательные движения прямой левой ногой вначале по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

Упражнение выполняется по десять раз в каждую сторону, стоя на правой и на левой ноге. Ритм дыхания свободный - один оборот ноги соответствует одному дыхательному движению.

Освоив это упражнение, вы можете его несколько усложнить, проделывая одновременно с вращениями ноги также вращения руками в локтевых суставах и вращения руками в лучезапястных суставах. Причем вращения руками можно выполнять как в одну, так и в разные стороны.

Упражнение 10. Журавль

Л. П.- стоя на правой ноге, левая нога согнута в коленном суставе так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. Вдох: дыхание нижнее. На выдохе производим медленный наклон вперед, стараясь наклониться как можно ниже, левая нога отводится назад, но не разгибается в коленном суставе. Движение вниз заканчивается одновременно с выдохом. На вдохе - выпрямляемся и выходим в исходное положение. Проделать упражнение десять-двенадцать раз, стоя на правой ноге. Повторить движение, стоя на левой ноге.

Упражнение 11. Паучок

И. П.- стоя на полусогнутой правой ноге, левая нога согнута в коленном суставе, и ее голень и стопа лежат на нижней трети бедра правой ноги. Руки свободно свисают вниз, корпус несколько наклонен вперед. Вдох - дыхание нижнее, руки сгибаются в локтях, и кисти рук подтягиваются к подмышечным впадинам. Во время выдоха медленно вынести вперед правую руку и осторожно "захватить" пальцами воображаемую нить. Вдох - правая рука подтягивается к подмышечной впадине. Выдох - левая рука медленно выносится вперед, "захватывает нить" и на вдохе тянет ее на себя.

Проделав упражнение на вдохе, вы то же самое повторяете, только нить "тянете" на фазе выдоха, а вынос руки вперед производится на фазе вдоха. Упражнения повторяются до появления в опорной ноге ощущения усталости. Постепенно время выполнения упражнения необходимо увеличивать. Упражнения выполняются, стоя на правой и на левой ноге.

Упражнение 12. Неваляшка

И. П.- сидя, скрестив ноги по-турецки. Взять правой рукой наружный край правой стопы, левой рукой - наружный край левой стопы и, удерживая равновесие, сидя на ягодицах, разводить ноги в стороны, стараясь полностью разогнуть ноги в коленных суставах. При этом необходимо стараться не заваливаться назад. Затем ноги опять сгибаются в коленных суставах, принимая положение по-турецки, но пола не касаются. Упражнение выполняется от 3-4 до 10-12 раз, удерживая равновесие от 2-3 секунд до 10-15 секунд. Тип дыхания - нижнее.

Это упражнение довольно сложно выполнимо без специальной подготовки, поэтому предлагается система подводящих упражнений.

Из И. П. поочередно разгибать то правую, то левую ногу, держа ступню соответствующей ноги одноименной рукой. Когда вы научитесь выпрямлять каждую ногу в коленном суставе и некоторое время удерживать ее в таком положении, то можно будет переходить к выполнению упражнения в полном объеме.

В случае если поначалу вы будете заваливаться назад, не огорчайтесь, а старайтесь, не опуская ступней ног, выйти в положение равновесия, то есть сидя на ягодицах, и продолжать упражнение дальше.

Для тех, кто достаточно овладеет этим упражнением, можно рекомендовать видоизмененный вариант выполнения:

И. П.- стоя на правой ноге, левая нога согнута в коленном суставе так, что стопа левой ноги расположена под левой ягодицей, левая рука держит наружный край ступни левой ноги, правая рука отведена в сторону для баланса равновесия. Вдох - дыхание нижнее. На выдохе выпрямляем левую ногу в коленном суставе, отводя ее вперед, вдох - приводим левую ногу в исходное положение. Выдох - выпрямляем левую ногу в сторону, вдох - приводим в исходное положение. Проделав упражнение 8-10 раз, повторяем то же самое, но стоя на левой ноге и выпрямляя правую ногу, удерживая ее за наружный край стопы правой рукой.

Упражнение 13. Кораблик

И. П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела, шея и спина выпрямлены, взгляд направлен вперед. Вдох - дыхание нижнее, руки сгибаются в локтях, кисти подтягиваются к подмышечным впадинам, левая нога сгибается в коленном суставе, правая нога выносится вперед, параллельно полу. В конце вдоха положение приседа на одной ноге. Выдох - свободный через рот, выпрямляя левую ногу, подымаемся, правая нога по мере выдоха опускается, и ноги вновь встают на ширине плеч, руки во время выдоха выносятся вперед. Упражнение повторяется поочередно: то на левой, то на правой ноге по 10-20 раз. Стараться садиться как можно ниже, удерживая равновесие.

Упражнение 14. Вытяжение

И. П.- стоя, ноги вместе, ступни параллельно, руки свободно свисают вдоль тела. Вдох - дыхание нижнее + среднее. Вместе со вдохом руки поднимаются вверх, встаем на кончики носков ступней. Выдох свободный через нос, не меняя положения. Оставаться в таком положении в течение от 2-3 до 6-8 минут.

Освоив это упражнение, вы можете выполнять его в несколько видоизмененном варианте. Во время выполнения упражнения поднимаетесь не на оба носка, а на носок одной ноги, а стопу второй ноги держать параллельно полу. Проделав упражнение на одной ноге, выполняете его на другой.

Упражнение 15. Мостик

И. П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела, спина и шея выпрямлены, взгляд вперед. Вдох - дыхание нижнее -)- среднее, руки поднимаются вверх, голова запрокидывается назад. Выдох свободный через рот, прогибаясь назад, встаем на мостик, опираясь на пол ступнями ног и ладонями рук. Вдох - свободный через нос. Выдох - поднимаем одну руку и удерживаем равновесие на трех точках опоры. Затем, во время следующего дыхательного упражнения, поднимаем другую руку, потом попеременно поднимаем одну и другую ногу. Стараемся удержать равновесие в любом положении, оставаясь на трех точках опоры.

Упражнение повторяется от 4 до 40 раз по мере освоения. Для людей, страдающих головокружениями, головными болями, повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, это упражнение не рекомендуется.

Упражнение 16. Жучок

Освоив предыдущее упражнение, можно усложнить его. Встав на мостик, передвигаемся головой вперед по залу, а затем возвращаемся обратно, но теперь головой назад. Это одно из наиболее эффективных упражнений для выработки координации. Не следует выполнять его людям, страдающим заболеваниями, перечисленными в упражнении 15.

Упражнение 17. Краб

И. П.- сидя и опираясь ногами и руками об пол. Отрываем ягодицы от пола, оставаясь на четырех точках опоры, и перемещаемся по залу вначале головой вперед, затем головой назад, правым боком и левым боком, а затем с вращениями в правую и левую стороны. Выполнение этого упражнения способствует не только развитию координативных навыков, но значительно нагружает руки и ноги. Дыхание при выполнении этого упражнения нижнее -+ среднее. Упражнение выполняется от 1-2 до 5-8 минут в зависимости от освоения упражнения, функционального состояния занимающегося, свободного времени.

Упражнение 18. Челнок

И. П.- лежа на животе, тело выпрямлено, руки в упоре на уровне плеч. Вдох - дыхание среднее или 1 среднее + верхнее, голова несколько поднимается от oЦэюла. Выдох свободный через рот, руки резко отжи-умают тело от пола, ноги подтягиваются к животу ,^и выносятся вперед так, что вы сидите, придерживаясь Груками о пол, ноги выпрямлены вперед. Затем на вдохе лечь на спину, перевернуться на живот и вновь, отжавшись, вынести ноги вперед и сесть на ягодицы.

Упражнение выполняется от 4-5 до 20 раз по мере освоения. После достаточно полного освоения, когда ноги будут проноситься точно под корпусом, а не сбоку, и когда вы без особого труда сможете выполнить 10-15 упражнений подряд, можно несколько усложнить выполнение упражнения: при выдохе и выносе ног вперед не садиться на ягодицы, а ложиться на спину. В остальном упражнение выполняется так же. Помимо скоростно-координативных навыков, выполнение этого упражнения способствует отличному развитию мышц спины и брюшного пресса, а также общей скоординированной работе большинства мышц тела.

Упражнение 19. Бабочка

И. П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Вдох - дыхание среднее, наклоняем корпус вперед, правая нога отводится назад, колено выпрямлено, руки разведены в стороны. Выдох свободный через рот, медленно поворачиваемся вправо, руки описывают полуокружности, правая рука вверху, левая внизу, голова повернута вправо, взгляд на правую руку. Стараться разворачиваться как можно дальше, не теряя равновесия. Вдох - разворот обратно. Выдох - поворот в левую сторону. Упражнение выполняется по 10-15 раз, стоя на правой ноге, и по 10-15 раз, стоя на левой ноге.



УПРАЖНЕНИЯ НА ГИБКОСТЬ (стретчинг)

Комплекс № 1

  • Принять положение стоя в полный рост возле стены, сдвинуть пальцы рук вместе и пружинистыми движениями надавливать ими на стену. Раздвинув пальцы рук, повторить это действие. Вращать кисти рук внутрь и наружу, увеличивая амплитуду движений.

  • Принять положение стоя в полный рост, взять в руки палку или полотенце. Вытянуть их вверх. Опустить руки за голову сначала при ведущей правой руке, потом — при ведущей левой. Расстояние между руками должно быть довольно широким.

  • Принять положение стоя в полный рост, соединить пятки вместе, колени — врозь. Руки на бедрах. Выполнять пружинистые приседания.

  • Принять положение стоя на коленях, руки на поясе. Наклонять туловище назад до максимально возможного положения.

  • Принять положение стоя на коленях, медленно сесть на пятки, упираясь ладонями в пол. Находясь в этом положении, поднять колени как можно выше. Желательно, чтобы угол между голенью и полом составлял в результате 30-40°.

  • Принять положение стоя, руки на поясе. Вращать туловище в горизонтальной плоскости.

  • Принять положение стоя, соединив ноги вместе. Пружинисто наклониться вперед, стараясь коснуться пальцами пола, не сгибая ног в коленях. Со временем следует касаться пола ладонями. Можно выполнять это упражнение с гантелями.

  • Принять положение стоя, широко расставив ноги. Пружинисто наклоняться вперед, не сгибая ног в коленях. При хорошей гибкости следует касаться пола локтями. Можно также выполнять это упражнение с гантелями.

  • Принять положение стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть ноги в коленях, поднимаясь на носки, наклонить туловище назад, стараться коснуться пальцами пяток.

  • Принять положение стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть ноги в коленях, постепенно прогибаясь назад, сделать мостик, чтобы расстояние между руками и ступнями было как можно меньше. Начинающим проще делать это упражнение у стены.

  • Принять положение стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на бедре. Наклониться вправо, не сгибая ног. Ладонью правой руки коснуться пола. Нужно стремиться к тому, чтобы ладонь в результате оказалась как можно дальше от ступни.

  • Принять положение стоя, ноги на ширине плеч, правая рука на бедре. Наклониться влево, не сгибая ног. Ладонью левой руки коснуться пола. Требования те же, что и в предыдущем упражнении.

  • Стоя на правой ноге, поднять прямую левую ногу так, чтобы пятка была выше пояса. Положить ногу на какую-нибудь поверхность на этом уровне. Руки поднять вверх. Наклонившись вперед, достать руками пальцы левой ноги. Не отрывая рук, несколько раз коснуться лицом колена.

  • Принять положение стоя на левой ноге, поднять прямую правую ногу так, чтобы пятка была выше пояса. Положить ногу на какую-нибудь опору на этом уровне, руки поднять вверх. Наклониться вперед, достать руками пальцы правой ноги. Не отрывая ног, несколько раз коснуться лицом колена.

  • Принять положение сидя по-турецки, положить ладони на затылок. Произвести пружинистые наклоны туловища вперед с максимально возможной амплитудой.

  • Принять положение сидя в полушпагате, согнуть одну ногу, другую выпрямить назад. Туловище прямое, руки на полу. Пружинисто покачивая туловищем вверх-вниз, медленно скользя ступней назад, попытаться сесть на шпагат. Руки поставить в стороны.

  • Принять положение сидя в полушпагате, согнуть одну ногу, другую выпрямить назад, туловище прямое, руки на полу. Пружинисто покачивая туловищем влево-вправо, медленно скользить согнутой ногой влево-вправо. Попытаться сесть на шпагат, расставив ноги в стороны.

Комплекс № 2

  • Упражнение для развития гибкости в голеностопных суставах. Принять положение сидя на полу, упор сзади, ноги прямые. Поочередно приподнимая ноги, вращать ступни.

  • Упражнение для растяжки задней поверхности голени. Принять положение стоя, прямая нога на носке, максимально отведена назад. Пружинистым движением опустить пятку до пола.

  • Упражнение, развивающее мышцы на внутренней поверхности бедер. Принять положение сидя, упор сзади, ноги прямые, носки на себя. Разведение ног в стороны.

  • Упражнение для растягивания связок поясничного отдела позвоночника и задней поверхности бедра. Принять положение стоя, ноги слегка согнуты в коленях. Наклоняться вперед до касания головой коленей.

  • Упражнение для развития подвижности тазобедренных суставов. Принять положение стоя держась за спинку стула. Поочередно отводить ноги назад.

  • Упражнение для развития подвижности плечевых суставов. Принять положение стоя, руки прямые в замке за спиной. Отводить руки назад, прогибаясь в грудном отделе.

  • Упражнение для растяжки мышц туловища. Принять положение стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, вытянуты вперед. Производить вращение туловища поочередно в противоположные стороны.

  • Упражнение для растяжки боковой поверхности туловища. Принять положение стоя, ноги на ширине плеч, руки выпрямлены и подняты вверх. Производить наклоны в стороны.

  • Упражнение для растяжки мышц спины. Принять положение лежа на спине, попеременно подтягивать согнутые ноги к груди.

  • Одно из наиболее эффективных растягивающих упражнений. Помимо задней поверхности бедра, связок нижней части спины и некоторых мышц шеи оно развивает подвижность всего позвоночника. Принять положение лежа на спине, поднимать ноги до касания ими пола за головой.

  • Это упражнение рекомендуется выполнять с помощью товарища, который помогает увеличить амплитуду движения, надавливая на плечи. Принять положение сидя на полу, ноги врозь, носки на себя. Производить наклоны туловища к правой ноге, между ногами, к левой ноге.

  • Принять положение стоя (держась руками за гимнастическую стенку на ширине плеч), голова опущена. Выполнять наклоны вперед. Для более эффективного воздействия на плечевые суставы при выполнении этого упражнения ширину хвата нужно постепенно сокращать, а амплитуду движения увеличивать.

  • Принять положение стоя (держась руками за гимнастическую стенку). Выполнять постепенное разведение ног до положения «шпагат».