СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивный праздник "Казачьи игры"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая  включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий»


Сценарий спортивного празника

«Казацкие игры»

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование. Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа. Расширить знания воспитанников о запорожских казаках, их традиции, быт, обычаи. Воспитывать уважительное отношение к запорожцам, побудить к подражанию их лучших черт характера: добродушия, бескорыстия, товарищество, желание всегда прийти на помощь.

Задачи разработки:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно. Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции.

Целевая аудитория – 10 -12 лет.

В центре эмблема праздника и девиз “Казацкому роду нет переводу”. В записи звучит народная музыка. Музыка затихает.

В зал, нарядно украшенный, заходят команды под звуки казацкого марша.


Ведущий: Добрый день вам, добрые люди!

Пусть вам добро всегда будет!

Рады вас встречать

И не дадим мы вам скучать!

Все мы любим свободу,

Так как мы казацкого роду!

Пусть в этом дружном зале

Будет радость и не будет печали!

Казачья нелегкая доля.

Казак только Богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем.

«Мы были, мы есть, и мы будем!»

Не выжжешь наш дух. Наши корни.

Пусть к воле казачьей путь труден.

Но всюду, где сердце просторней,

«Мы были, мы есть, и мы будем!»

По плечу победа смелым,

Ждёт того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в игре и победит!

Подивиться силе да ловкости собралось жюри. Представляем вам:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

Люди славные, люди дивные,

Достойные дети своих отцов.

Начинаем сейчас спортивное

Состязание молодцов.

Казачата здесь состязаются,

Все достойные – будь здоров.

Командиры их вызываются

Всех отрядов – удальцов.

Ой, собрались, казачки, радовались, смеялись.

В своем дружеском кругу силой похвалялись.

Казачки, вам радуется даже в небе солнце.

В чем же сила сильная?

Раскажите, хлопцы.

Приветствие команд

 Ведущий: ХV век - трудное время в жизни народа. Трудно жилось ему под господством чужих властителей. Многострадальная земля ждала героев. И некоторые мужчины откликнулись на призыв родной земли и стали на ее защиту. Это были казаки. Сила, ловкость и мужество которых изменила мир.

В 1989 году по инициативе и поддержке ООН был утвержден Всемирный День казачества и отмечается ежегодно во второй четверг ноября. Учреждение этого праздника связано с тем, что казачество исторически вышло за пределы родной земли и теперь во всём мире, даже Африке, существуют казацкие станицы; за рубежом действует множество казачьих общественных организаций. Чтобы как-то объединить их и подчеркнуть жизнеспособность, общественную и социальную активность, значимость казаков на тех территориях, где они проживают, в календаре знаменательных дат и событий определен специальный День казачества.

И в прошлом, и в настоящем казачества, которое во все века отличалось веротерпимостью к братьям по оружию или соседям по земле, мы найдем примеры толерантности и сегодня. Среди казаков можно встретить ногаев, калмыков, татар, кумыков, чеченцев, армян, башкир, мордву, туркмен, бурят и т.д. В ряде войск они образовывали отдельные группы со своим языком, верой, культурой и бытом.

Сегодня нашим казакам 21-го столетия придется пройти соревнования в 3 тура, где мы сможем удостовериться в их смелости, находчивости, стремлении к победе. После каждого тура жури подбивает результаты. Победит та команда, какая наберет наибольшее количество балов по результатам всех туров.

Казак – слабому защитник!

Ценить силу привык! 

Звучит "Казацкий марш"

1 тур имеет название «Ловкость и скорость». Наши казаки продемонстрируют ловкость, скорость. 1 тур состоит из 3 конкурсов.

Все вы наверняка знаете и видели картину, на которой изображен тот момент, когда сообразительные, веселые казаки писали письмо турецкому султану. Так вот, вы как их потомки, попробуете написать свое письмо. Но письмо у нас необычное. Его нужно не только написать, но и нарисовать.

  1. Эстафета «Письмо казаков султану»

Первый игрок бежит к холсту, рисует голову казака, второй – туловище, третий – оружие, четвертый должен написать одно слово, что бы он хотел передать султану. Капитан бежит последним, у него важная миссия – скрутить письмо в трубочку (ведь именно так раньше доставлялись письма) и доставить его своей команде. Побеждает та команда, которая напишет письмо первой.

Дополнительный балл получит команда, чье письмо будет самое аккуратное.

ИГРА

Бывало, что казаки попадали в плен к врагу. Но, благодаря своей силе, ловкости и выдержке они умели, преодолевая препятствия, незаметно сбегать оттуда.

  1. Эстафета «Ползун».

По команде первые игроки на присядках (руки на талии) проходят указанное расстояние, возвращаются к своим игрокам, передают эстафету следующему игроку. И так, пока не пройдет вся команда. Побеждает та команда, какая быстро и успешно пришла финалу. Команда-победитель получает 6 баллов, а последняя команда получает 1 балл.

ИГРА

Казаки не только воевали, но и должны были себя прокормить. Поэтому следующий конкурс продемонстрирует, смогут ли наши казаки быстро вырастить и собрать для себя урожай. Мы немного помогли: урожай уже вырастили, осталось его собрать.

  1. Эстафета " Как казаки урожай собирали "

Первый игрок бежит до линии, берет с кучи картофелину и кидает ее в ящик. Если кинул мимо, он должен поднять ее и положить назад на кучу. Потом возвращается назад к команде. Бежит второй игрок и т.д. Задание по очереди исполняет вся команда. Побеждает та команда, какая первой соберет полностью весь урожай без потерь. Команда-победитель получает 6 баллов. Команда, которая не спешила собирать урожай – 1 балл.

Вы показали неплохие результаты в первом туре, и пришло время перейти ко второму туру.

2 тур имеет название «Казацкая азбука». Известно, что во время общения казаки использовали некоторые слова, которые имели специфическое значение. И каждый казак должен был знать значения каждого из этих слов, чтобы понимать своих братьев. Поэтому и наши казаки должны знать «Казацкую азбуку».

У моих помощников есть мешочек с бочонками. На каждом бочонке - цифра. Команды по очереди тянут бочонки. Называют цифру, я зачитываю слово и три варианта объяснения. Команда должна назвать правильное значение. За правильное объяснение слова команда получает 1 балл. Каждая команда может пояснить 5 слов, и таким образом получить максимум 5 баллов.

А теперь давайте узнаем, какая из команд оказалась лучшими лингвистами.

1. Казак (СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК, воин, беглец)

2. Булава (оружие, иголка, СИМВОЛ ВЛАСТИ)

3. Чайка (птица, ЛОДКА, чашка)

4. Характерник (КОЛДУН, вредный старик, быстрый жеребец)

5. Оселедец (ЧУБ НАД ЛБОМ, кусок селедки, леденец)

6. Пластун (тропа в болоте, РАЗВЕДЧИК, помещение для оружия)

7. Саламаха (КАША ИЗ РЖАНОЙ МУКИ, жена казака, похлебка с салом)

8. Люлька (кроватка младенца, свисток-манок, КУРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА)

9. Курень (ДОМ, место для курения, курильщик)

10. Трухменка (ПАПАХА АТАМАНА серая с красным шлыком, трухлявое дерево, трусливый человек)

11. Плавни (весла, ОЗЕРА, рыбы)

12. Казачок (молодой казак, ТАНЕЦ, котел)

13. Саман (КИРПИЧ-СЫРЕЦ из глины с примесью соломы, навоза, опилок; похоронная одежда, платок на голову)

14. Турлук (ЧАСТОКОЛ, плетень состоит из ломаных веток, сплетенных крапивой; житель Турции, местный дурачок)

15. колготиться (БЕСПОКОИТЬСЯ, одеваться, скакать на лошади)

16. колобродить (ССОРИТЬСЯ, драться, гулять всю ночь)

17. керея (ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ, ножны для сабли, покрывало для лошади)

18. дулинка (ГРУША, фигура из 5 пальцев, ствол ружья)

19. кушири (ЗАРОСЛИ, шалаши, добыча)

20. лотошить (СУЕТИТЬСЯ, болтать, играть в лото)

21. муздыкаться (НЯНЧИТЬСЯ, слушать музыку, делать что-либо)

22. набузовать (ПЕРЕБОРЩИТЬ, подраться, напилить дрова)

23. жерделя (АБРИКОС, длинная палка, жирный человек)

24. цыбарка (ВЕДРО, сигарета, бородавка)

25. хваленка (НЕВЕСТА, похвала, уздечка)

26. дишканить (ПЕТЬ, кричать, скандалить)
27. Чембара (КОЖА ДЛЯ ШАРОВАР, головной убор, музыкальный инструмент)

28. Гашник (ТОНКИЙ ПОЯС, кнут, аркан)

29. Айдар (КАЗАЧЬЯ СТРИЖКА, казак - смертник, кислое молоко)

30. чирик (ТУФЛЯ-ГАЛОША, червонец, воробей)

2 тур окончен, а это значит, что пришло время третьего завершающего этапа!

3 этап получил название «Храбрость и находчивость». И действительно, нашим казакам придется продемонстрировать свою находчивость и храбрость и с честью выдержать соревнования последнего этапа.

Все знают, что казаки были лихими наездниками. Лучше их на лошадях никто не скакал.

  1. Эстафета «Как казаки на лошадях катались»

Первый участник каждой команды стоит верхом на лошади. Роль лошади будет играть палка. По команде прыгает на палке до отметки и назад к команде. Второй садится за первым верхом и прыгают вместе, и так, пока не сядет вся команда. Выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету, не потеряв по дороге своих участников.

ИГРА

Часто казакам приходилось переправляться через реки. И сделать это в одиночку было очень тяжело. Казаки должны были помогать при переправе друг другу, ни в коем случае не бросать товарища посредине.

  1. Эстафета «Как казаки через речку переправлялись»

Каждая команда получает 1ленту. Капитан стоит «на другом берегу реки» - на расстоянии 9-10 метров напротив своей команды с лентой в руке. По сигналу бежит к команде, связывает свою ногу с ногой игрока и они вместе «переправляются» - бежат к месту переправы, где первый участник остается, а второй возвращается за следующим, и так далее, пока вся команда не переправится на «другой берег речки». Выигрывает та команда, какая переправилась быстрее всех.

ИГРА

Все вы знаете, что казаки были очень дружны, и казацкие узы дружбы были часто крепче родственных.

  1. Эстафета «Как казаки объединялись»

Все члены команды стоят друг за другом и держат левую руку на левом плече того, кто стоит впереди, а правой рукой держат свою правую ногу. По сигналу все команды начинают прыгать на одной ноге к противоположному концу зала. Выигрывает та команда, которая ни одного раза не разорвала цепочку и не потеряла никого по дороге.

ИГРА

Очень многое в Запорожской Сечи зависело от атамана казаков. Он должен быть смелым, решительным, но, одновременно с этим, прислушиваться к мнению своего куреня. Последний на сегодня конкурс:

  1. Эстафета «Казачий поезд дружбы» (конкурс капитанов)

Вы видите перед собой дорожку с препятствиями. Капитан стоит с завязанными глазами. Его задача – пройти весь путь, не сбив препятствия и получить в конце награду. Капитан идет вслепую. А отряд помогает капитану, говоря, куда ему идти.

ИГРА

Это был последний конкурс наших Казацких игр. Жури именно сейчас подбивает результаты соревнования. А для вас в это время выступит ____________________________________________________________

Отдохнули мы на славу,

Поиграли все прекрасно,

Похвал достойны и награды

За ловкость мы вручить вам рады!

Награждение.

Заключительная часть.

После наших соревнований у нас остается светлая память про славные подвиги наших предков-запорожцев. Поэтому, помните, дорогие дети, что вы - это наследники славных запорожских казаков. Поэтому любите свою Родину, уважайте свой народ. Пусть каждый из вас своими добрыми делами и поступками докажет, что казацкому роду нет переводу!

Казачьи забавы всем на славу!

Нам жить без них никак нельзя

Мы говорим вам до свидания,

До новых праздников, друзья!















Литература:

  1. Внеклассное время № 23-24 2001 г. "Казацкими тропами".

  2. Внеклассное время № 2-3 Январь 2001 "Казацкие забавы".

  3. Внеклассное время № 1 январь 2000 "Казацкие забавы".

  4. Расскажите внучку № 27-28 июля 2001 "Украина - знаменитый край казацкий".

  5. Сценарий праздника "Казацкой роду нема переводу".

  6. "Вертикаль" № 2 1997 г. "Казацкие забавы".











































Назовите пословицы и поговорки о казаках.

а) Для того казак родился, чтоб на службе пригодится.

б) Казак без коня — что солдат без ружья.

в) Донской казак честь не кинет, хоть головушка и сгинет.

г) Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.

д) Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

е) Казачья смелость порушит любую крепость.

ж) Кто пули боится, тот в казаки не годится.

з) Казаков много не бывает, но мало не покажется.

к) Казак на коня садится, а его невеста на свет родится.

л) Где враг там и казак.

м) Стой за правду горою, тогда и люди за тобою

































Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.



Казачья старинная одежда очень древняя. В первую очередь это относится к изобретению скифов — шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках».

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Обязательная часть одежды — шаровары. Подвязывались тонким ремешком — гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник»









Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате все.



Особо следует сказать о стариках. И тут говорить больше следует не о костюме (старики, как правило, донашивали мундиры или даже шили новые сообразно с теми, в которых служили), а о той роли, которую играли старики в станичном обществе. Как у всех народов средневековья, старики составляли особую часть общества, были хранителями казачьей нравственности и обычаев. Формально власти они не имели — скорее, это была власть авторитета и мудрости. В 61 год казак считался «вышедшим вчистую», то есть не имевшим никаких обязанностей ни перед властью, ни перед станичниками. Но тем горячее принимался он за новое свое служение. Как правило, старики жили в семьях старших сыновей на положении постояльцев, не входя в домашние дела и держа монашеский пост. Сознательно питаясь скудно, они не сидели за общим столом и только по субботам отдавали снохам в стирку белье. Такого старика можно было сразу опознать не только по долгополой опрятной одежде, но и по посоху, который делал его особо уважаемым среди людей незнакомых. Не имея никаких обязанностей перед казаками, старики были в постоянных хлопотах: посещали больных, вдов, сирот, постоянно подсказывали атаману, как наладить жизнь станицы. Они знали все и помогали всем. Разумеется, не всякий старик годился для такой роли.

Может быть, из сотни выживших на войнах быть совестью и памятью станицы способен был один… Потому он и пользовался громадным уважением и почитанием. Потому и снимали перед ним шапки и генералы, и увешанные орденами герои. Если на кругу старик вставал — умолкали все. Если старик выходил на майдан и поднимал на посохе папаху — сбегалась вся станица, как по призыву сполошного колокола.

Такой знак говорил о чрезвычайной важности происшедшего. Не случайно старики, атаманы, мировые судьи и учителя пали первыми жертвами репрессий при расказачивании.





Добрый день вам, добрые люди!

Пусть вам добро всегда будет!

Рады вас встречать

И не дадим мы вам скучать!



Все мы любим свободу,

Так как мы казацкого роду!

Пусть в этом дружном зале

Будет радость и не будет печали!



Казачья нелегкая доля.

Казак только Богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем.

«Мы были, мы есть, и мы будем!»



Не выжжешь наш дух. Наши корни.

Пусть к воле казачьей путь труден.

Но всюду, где сердце просторней,

«Мы были, мы есть, и мы будем!»



По плечу победа смелым,

Ждёт того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.



Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в игре и победит!

Подивиться силе да ловкости собралось жюри. Представляем вам:

1.

2.

3.

Люди славные, люди дивные,

Достойные дети своих отцов.

Начинаем сейчас спортивное

Состязание молодцов.



Казачата здесь состязаются,

Все достойные – будь здоров.

Командиры их вызываются

Всех отрядов – удальцов.

.











Отдохнули мы на славу,

Поиграли все прекрасно,

Похвал достойны и награды

За ловкость мы вручить вам рады!



Казачьи забавы всем на славу!

Нам жить без них никак нельзя

Мы говорим вам до свидания,

До новых праздников, друзья!



Просмотр содержимого документа
«гран при»













НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « _______________________ »

КШ « _________________»

за победу в номинации

« Гран - при »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н.Алексеенкова





Просмотр содержимого документа
«знатоки казачьего сленга»













НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « _______________________ »

КШ « _________________»

за победу в номинации

« Знатоки казачьего сленга »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н.Алексеенкова





Просмотр содержимого документа
«лучшие наездники»



















































НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « _______________________ »

КШ « __________________»

за победу в номинации

« Лихие наездники »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н.Алексеенкова





Просмотр содержимого документа
«самые дружные»



















































НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « _______________________ »

КШ « __________________»

за победу в номинации

« Самые дружные »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н .Алексеенкова





Просмотр содержимого документа
«самые меткие»



















































НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « _______________________ »

КШ « ___________________»

за победу в номинации

« Самые меткие »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н .Алексеенкова





Просмотр содержимого документа
«талантливый писарь»



















































НАГРАЖДАЕТСЯ

команда « ______________________ »

КШ « ____________________»

за победу в номинации

« Талантливые писари »

Конкурса «Казацкие игры»







Директор ЦВР Н.Н.Алексеенкова






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!