СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………..………………………3-6
Учебный план………………………………………………………………..6-7
Методическая часть………………………………………………………..7-22
Система контроля и зачетных требований……………………………...22-25
Перечень информационного обеспечения……………………………...25-26
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа - «спортивный туризм» составлена на основе программ: «Туристское многоборье» и «Пожарно - прикладной спорт», «Спортивное ориентирование», федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Направленность общеразвивающей программы « туристско – краеведческая. Актуальность данной общеразвивающей программы связана с активным развитием и популяризацией детско – юношеского спорта и туризма, включение туризма в комплекс ГТО.
В настоящий момент необходимо создать стройную систему знаний и умений учащихся по основам туристской техники и тактики прохождения различных этапов, достаточно высокого уровня физических качеств и способностей, что позволит воспитанникам в дальнейшем достичь высокого уровня индивидуального мастерства в специализированной подготовке и успешной его реализации в условиях соревновательной деятельности.
Данная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные принципы спортивной подготовки юных туристов и спасателей.
Новизна программы заключается в следующих принципах:
содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовка, воспитательной работы, воспитательных мероприятий, педагогического контроля.
программного материала по этапам подготовки.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от года подготовки, индивидуальных особенностей юного туриста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа предполагает использование концептуального подхода, а именно – оздоровление учащихся, достижение спортивных результатов и пропаганда здорового образа жизни.
Воспитательно – оздоровительная работа в туризме включает в себя четыре направления:
- мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно – нравственного физического здоровья;
- социальное – адаптация в коллективе, приспособление к условиям среды и нестандартным ситуациям;
- биологическое – физическая подготовленность, сохранение физического здоровья, адаптация к социально- физиологическим переменам в современных условиях;
- психологическое – общение в коллективе, выбор оптимального поведения.
Данная программа осуществляет комплексный подход к реализации информативного, краеведческого, спортивного компонентов туристской деятельности.
Цель дополнительной общеразвивающей программы заключается в подготовке физически крепких, гармонично и духовно развитых юных спортсменов; воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
- всестороннюю подготовку юных туристов и спасателей;
- повышение уровня практических умений и навыков туристской подготовки и участие в соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и спасательным работам;
- воспитание смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки спортсменов;
- подготовка юных судей по спортивному туризму;
- выполнение нормативных требований и спортивных разрядов.
Отличительные особенности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» - модифицирована, составлена на основе программ « Спортивный туризм», «Пожарно – спасательный спорт», «Спортивное ориентирование федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года».
Учебная программа и учебный план рассчитаны на 36 недель в год, причем практические занятии составляют большую часть программы.
Продолжительность учебно-тренировочного занятия не должна превышать трех астрономических часов, при трехразовых занятиях в неделю.
Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в группы.
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется центром внешкольной работы по представлению педагога дополнительного образования в целях определения более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучение их в общеобразовательных и других учреждениях.
На конец учебного года проводятся контрольные нормативы по общей физической, специальной технической и тактической подготовке.
Возраст занимающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 9-17 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Учебный план
Нормативная часть
Таблица №1
Минимальный возраст занимающихся | Минимальное количество занимающихся в группе | Максимальное количество часов в неделю | Требование к занимающимся на конец учебного года |
9-12 лет | 12 | 6 | Выполнение нормативов по общей физической, специальной технической и тактической подготовке |
Задачи данного этапа подготовки – привлечение к занятиям оздоровительными упражнениями детей и подростков для достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности.
Основными формами учебных занятия являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- педагогический контроль;
- тестирование;
- соревновательная деятельность (участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах);
- судейская практика воспитанников.
Ожидаемый результат:
Стабильность состава занимающихся;
Динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовки занимающихся.
Годовой учебный план
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | Теория | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
2 | Практика | 168 | | | | | | | | |
| ОФП | 64 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
| СФП | 52 | 7 | 6 | 7 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 |
| ТТМ | 52 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 |
3 | Участие в соревнованиях | 6 | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | | 1 |
4 | Контрольные испытания | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Всего часов | 196 | 26 | 24 | 25 | 20 | 24 | 26 | 24 | 26 |
Методическая часть
Содержание программы
Вводное занятие.
Включает знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с программой занятий «спортивный туризм», графиком работы детского объединения. Детям разъясняется планирование занятия, устанавливаются ориентиры на дальнейшую перспективы развития обучающихся.
Основы туристской подготовки.
Туристское путешествие, история развития туризма.
Туризм – средство познания родного края, физического и духовного развития личности, оздоровления, привития самостоятельности и трудовых навыков. История развития туризма в России. Организация физической культуры, спорта и туризма в России.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм, конный и т.д.
Характеристика каждого виды туризма. Оздоровительный туризм. Экскурсионный. Нормативы на значки «Юный туризм России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму (спортивные походы, туристское многоборье), спортивному ориентированию и пожарно-спасательному спорту.
Воспитательная роль туризма
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристской деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природной среде и обществе, формирование навыка здорового образа жизни. Волевые усилия и их значение в походах и тренировке. Воспитание волевых качеств: целеустремленность, настойчивость, смелость, выдержка, самообладание. Законы, правила, норма и традиции спортивного туризма. Традиции спортивно-туристских команд. Выполнение общественно полезных работ.
Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения для тренировочного похода, требования к нему. Типы снаряжения. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов и походов в межсезонье. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, походная кухня, инвентарь. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор туристской группы: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др.
Практические занятия: укладка рюкзаков, подгонка личного снаряжения. Работа с групповым снаряжением, его ремонт. Распределение снаряжения среди участников в учебно-тренировочном походе.
2.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий ( погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к ночлегу и бивуаку.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для установки палаток, костра и кухни, забора воды, умывания, туалетов, утилизации мусора), заготовка дров.
Установка палаток различных типов и модификаций. Размещение личного и группового снаряжения в палатке. Предохранение палатки от ветра, намокания и насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы и названия костров. Правила разведения костров. Техника безопасности при бивуачных работах. Уход за одеждой, обувью в походе (сушка, ремонт). Меры безопасности при обращении с огнём при приготовлении пищи. Организация ночлегов туристской группы в помещении (учебный класс, спортзал).
Практические занятия на местности. Определение мест для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря, бивуака. Разжигание костров, сушка вещей и обуви.
2.5 Питание в туристском походе.
Значение рационально организованного питания в походе для здоровья спортсменов – туристов. Варианты организации питания в походе: горячее питание, перекусы. Дополнительное питание, неприкосновенный запас питания. Организация питания в трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов в рюкзаки. Приготовление пищи на костре. Водный и солевой режим на маршруте спортивного похода.
Практические занятия: составление меню и списка продуктов для трехдневного похода. Закупка, фасовка, упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
2.6 Туристские должности в группе
Должности в группе постоянные и временные. Командир группы. Капитан команды. Требования: туристские опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет. Его обязанности: руководство действиями членов группы, контролировать выполнение заданий, поддержание нормального морально-психологического микроклимата в группе. Постоянные должности: заведующий питанием, заведующий снаряжением, хронометрист, ответственный за ведением дневника похода ( соревнований), проводник – ориентировщик, краевед, медик, ремонтный мастер, топограф, метеоролог, фотограф и т.д. Дежурные по лагерю, кухне, палатке и их обязанности.
2.7 Организация передвижений в походе, преодоление препятствий.
Порядок передвижения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня общая характеристика естественного препятствия. Движение туристской группы по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, через кустарник, через завалы, болота и т.д.
Практические занятия на местности: отработка движения туристской группы колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, через кустарник, через завалы, болота и т.д.
2.8 Техника безопасности в туристских походах и на занятиях
Дисциплина в походе и на практических занятиях – основа безопасности. Соблюдение мер безопасности при проведении занятия в помещении, на стенде, на местности. Правила переезда группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация страховки и взаимопомощи. Правила пользования альпенштоком. Использования туристских узлов, их назначения, техника вязания. Правила поведения туристов в населенных пунктах. Взаимоотношения туристов с местными жителями.
Практические занятия на местности: отработка техники преодоления естественных препятствий (склонов, подъемов, спусков), использование альпенштока, организация переправ по бревну со страховкой.
2.9 Туристские слёты и соревнования
Задачи туристских слетов и соревнований.
Организация слетов и соревнований, судейская коллегия, участники соревнований.
Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Место проведения, размещение участников, порядок проведения, подведение итогов, награждение. Виды туристских соревнований.
Понятие о дистанции, технической и тактической, тактико-технической, личные и командные соревнования. Соблюдение участниками техники безопасности. Практические занятия на местности.
Топография и ориентирование
3.1 Понятие о топографии и спортивных картах
Роль топографии и топографических карт, их значение для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Понятие о генерализации карты, карты, пригодные для разработки туристских, спортивных маршрутов и для ориентирования в походе (на соревнованиях). Рамка топографической карты. Географические и прямоугольные координаты точек на карте. Отличие спортивной карты от топографической. Масштабы. Способы и правила копировки карты, легенда.
Практические занятия: работа с картами различного масштаба. Определять: масштаб, измерить расстояние на карте. Копировка.
3.2 Условные знаки
Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и внемасштабные, площадные (заплощадные) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Понятие «рельеф». Способы изложения рельефа. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщ1нные, полу-горизонтали. Берг-штрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезов, вод. Типичные формы рельефа и их изображения на топографических картах. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия: топографические диктанты, рисовка топознаков, упражнения на запоминания знаков. Копирование непротяженных участков маршрута с топографической карты. Поиск на местности изображенных на карте местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Соревнования по спортивному и туристскому ориентированию.
3.3 Ориентирование по сторонам горизонта, азимут
Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направления по сторонам горизонта. Азимутное кольцо (роза ветров). Определение азимута. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и устранение углов на карте. Азимутные тренировочный треугольник.
Практические занятия: глазомерная съёмка. Транспортирное измерение азимута на карте. Построение тренировочных азимутных треугольников.
3.4 Компас. Работа с компасом.
Компас. Виды компасов. Устройство компаса, правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Определение сторон горизонта. Ориентирование карты. Прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек.
Практические занятия: ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на выбранный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту. Прохождение азимутных отрезков, азимутных построений.
3.5 Измерение расстояния
Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение длины среднего шага. Таблица переводов пар шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определения расстояния по времени движения.
Практические занятия: измерение своего шага (пара шагов), построение графика перевода шагов в метры для различных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба ниткой. Определение пройденного туристом расстояние по затраченному времени.
3.6 Способы ориентирования
Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир – цель, ориентир – маяк. Способы определения точки стояния. Оценки скорости движения при ориентировании на местности.
Практические занятия: упражнения по отбору основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту, поиск на карте сходных (параллельных) ситуаций, определение способов привязки. Разработка маршрутов туристского похода. Занятия по практическому прохождению маршрута, движение по легенде. Составление абрисов отдельных участков.
3.7Действие в случае потери ориентировки.
Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута по солнцу в разное время дня. Азимут по луне. Полярная звезда, ее месторасположение на звездном небе. Определение сторон горизонта по предметам. Поиск отличительных ориентиров.
Практическое занятие: упражнение по определению азимутов по небесным светилам в разное время дня, ночью. Упражнение по определению сторон горизонта по местным предметам, солнцу, луне, полярной звезде. Определение точки стояния, построение точки стояния, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.
Краеведение
4.1 Родной край. Топографическое положение, климат, особенности.
Климат, растительный и животный мир Курской области, ее рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Границы области, заповедник, находящийся на территории Курской области. Культура, сведения о прошлом.
4.2 Туристские возможности Курской области, экскурсионные объекты.
Наиболее интересные места для проведение походов и экскурсий. Памятники истории, природы, музеи Курской области.
4.3 Изучение района путешествия
Сбор краеведческого материала о районе похода (соревнований): изучение литературы, карт, изучение отчетов о походах по этому району и т.п.
Подготовка докладов о походе: по истории, климат, рельефу, флоре, фауне и т.д.
Охрана природы и памятников
Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников природы, истории, культуры. Работа среди местного населения по сбору историко-краеведческих сведений по району путешествия.
5 Основы гигиены и первой доврачебной помощи.
5.1 Личная гигиена туриста
Понятие о гигиене. Соблюдение гигиенических норм при занятиях физической культурой и в спортивных походах. Гигиенический режим труда и отдыха. Личная гигиена туриста. Гигиена личного и группового снаряжения. Закаливание. Профилактика заболеваний.
Практические занятия: применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочных занятиях.
5.2 Походная и личная медицинская аптечка.
Комплектование личной и групповой медицинской аптечки. Хранение и транспортировка, назначение и дозировка, различия и принцип действия. Личная аптечка первой помощи туриста, индивидуальные лекарственные препараты необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки. Упаковка и транспортировка.
5.3 Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Походный травматизм. Заболевание в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, переломы. Ожоги, тепловой и солнечный удар, потеря сознания. Остановка дыхания. Укусы насекомых.
Практические занятия: оказание первой помощи условно пострадавшему (задания по карточкам). Транспортировка условно пострадавшего. Виды и способы транспортировки в зависимости от местности и полученной травмы.
5.4 Приёмы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера травмы и места повреждения, его состояния, от количества транспортирующих. Транспортировка в рюкзаке, вдвоем на поперечной палке, переноска на носилках, изготовленных из штормовок. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: изготовление средств транспортировки из подручного материала и группового снаряжения. Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. Движение с пострадавшим по пересеченной местности, преодоление технических этапов с пострадавшим. Эвакуация пострадавшего из потенциально опасных мест.
Общая и специальная физическая подготовка
6.1 Строение и функции организма человека и влияние на него физических
упражнений
Строение человеческого организма, органы и системы. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Системы организма (нервная, кровеносная и т.д.). Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние физических упражнений и тренировочного процесса на организм. Туризм как средство оздоровления.
6.2 Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивного
травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом и туризмом. Объективные данные: вес, рост, динамометрия, Ж.Е.Л., пульс. Показания и противопоказания к занятиям спортом и туризмом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие «спортивная форма», «утомление», «перетренированность». Практические занятия: прохождение врачебного контроля два раза в год. Ведение дневника самоконтроля.
6.3 Общая физическая подготовка.
Основные задачи общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств юного туриста. Средством общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта: легкая атлетика, плавание, спортивные игры, лыжные гонки и т.д.
К числу общеразвивающих упражнений относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений, которые способствуют улучшению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Рекомендуется использовать на тренировочных занятиях:
- строевой и походный шаг. Хотьба на носках, в полуприседе, в приседе;
- бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направлении и скорости;
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки;
- упражнения для мышц ног: поднимание на носках, приседание, махи, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки;
- упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа – поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером, в команде.
- подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, на внимание, на сообразительность, координацию;
- эстафеты с преодолением препятствий с предметами, прыжками и бегом – использование различных комбинаций.
Походная подготовка:
- приобретение привычки к пребыванию в незнакомой местности, без карты и компаса;
- приобретении е навыков самообслуживания;
- дисциплинированность.
6.4 Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для туристов – многоборцев: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Бег с отягощением (бухта верёвки, рюкзак).
Упражнения для развития быстроты: бег с высокого, низкого старта на дистанции 30,60 метров. Челночный бег. Бег с места в быстром темпе, с высоким подниманием бедра. Эстафеты со сменой этапа и лидера.
Упражнение на развитие ловкости: ходьба по гимнастической скамейке, буму, бревну. Кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышенности. Упражнение на равновесие. Салом между деревьями.
Упражнение для развития силы и силовой выносливости: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, в упоре на гимнастическую скамейку. Поднимание туловища из положения лёжа на спине. Приседания. Многоскоки и прыжки на одной и двух ногах.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские спортивные школы. Высокий профессионализм тренера – педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер-преподаватель формирует у юных спортсменов прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми ( настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), серьезное, грамотное отношение к безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность, бережное отношение и любовь у природе, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования, личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организованность тренировочного процесса;
- наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественное посвящение в «юные туристы»;
- проводы выпускников;
- проведение тематических праздников, веселых стартов, туристских фестивалей, фестивалей авторской песни;
- совместный просмотр (анализ и обсуждение) соревнований (видео-, теле-); встречи со спортсменами;
- привлечение обучающихся к посильной помощи в проведении соревнований;
- оформление стендов и газет, презентаций;
- создание галереи спортивных достижений школы.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у спортсменов понятия об общечеловеческих ценностях, серьезно обратить внимание на этику спортивной борьбы во время стартов и вне их. Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижении победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения, высказываниями и оценками соперников учащимися во время соревнований, тренер- преподаватель может сделать выводы о формировании у них необходимых качеств.
Инструкторская и судейская практика
Привитие инструкторских и судейских навыков можно начинать с первого года обучения в тренировочной группе. Формы проведения занятий: беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, практические занятия. На первом году обучения в ТГ занимающиеся должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений.
Необходимо развивать способность обучающихся наблюдать за выполнением упражнений другими спортсменами, находить ошибки в технике выполнения ими отдельных приемов. Обучающиеся должны уметь составить конспект занятий и провести вместе с тренером разминку в группе и следить за соблюдением правил безопасности в группе.
Постепенно обучающиеся должны шире привлекаться в качестве помощников при проведении разминки, при разучивании отдельных приемом с юными спортсменами младших возрастов. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения и проверки знаний правил соревнований, привлечением занимающихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах. Во время проведения контрольных соревнований учащиеся знакомятся с документацией – стартовым протоколом, регламентом, итоговым протоколом и т.д.
На четвертом-пятом году обучения в тренировочных группах обучающиеся должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими обучающимися, помогать тренеру в разучивании отдельных упражнений и приемов с юными спортсменами младших возрастных групп. По судейской практике обучающиеся должны знать основные правила соревнований, вести протокол соревнований, уметь выполнять обязанности секретаря, хронометриста, страховщика, судьи по технике.
Группы совершенствования спортивного мастерства. Обучающиеся регулярно привлекаются в качестве помощников тренера для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных требований в НП и УТГ. Они должны уметь самостоятельно провести разминку, занятия по физической подготовке, обучение основным техническим элементам и приемам. Занимающиеся в ГССМ должны уметь составлять комплекс упражнений для отдельных тренировочных приемов, правильно вести дневник тренировок, регистрировать объем и интенсивность выполняемых тренировочных нагрузок, привлекаться к ведению занятий и соревнований.
Обучающиеся в группе совершенствования спортивного мастерства должны хорошо знать правила соревнований и систематически привлекаться к судейству на городских и областных соревнованиях, должны уметь организовать и провести соревнования внутри спортивной школы и в районе.
Система контроля и зачетных требований
Контрольные нормативы
Участие в течение года в квалификационных соревнованиях (личных, командных).
Сдать два раза в год (октябрь, май) нормативы: бег 100 м., бег 1000 м., прыжки в длину с места с трёх попыток, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 1 мин., сгибание туловища лежа на спине за 1 мин., подтягивание на турнике, упражнение на проверки гибкости, удержание ног под углом 90 гр. в висе на перекладине на время.
Зачётные соревнования и походы.
Зачетные соревнования по спортивному туризму.
Зачетные соревнования по пожарно-прикладному спорту.
Зачетные соревнования по спортивному ориентированию.
Главным критерием приема и перевода обучающихся на этапы обучения является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. По результатам сданных нормативов они либо переводятся на следующий этап подготовки, либо остаются повторно на том же уровне для дополнительного прохождения этапа. Окончательное решение о перевода учащегося принимает педагогический совет.
Прием на обучение
Избранный вид спорта – спортивный туризм
Нормативы по общей и специальной физической подготовке для индивидуального отбора на этап начальной подготовки 1 год обучения.
Упражнения | Юноши | Девушки |
Бег на 30 м. | 6,4 с | 6,6 |
Прыжок в длину с места | 110 см | 100 см |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 6 | 5 |
Подъем ног в висе на перекладине | 4 | 2 |
Подъем ног в висе на перекладине | -1 | -1 |
Перевод
Избранный вид спорта – спортивный туризм
Нормативы по общей и специальной физической подготовке для перевода на этапы обучения
баллы | Бег 30 м | 6 мин. бег | Прыжок в длину с места | подтягивание | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Приседание | Подъем ног в висе на перекладине | Подъем ног в висе на перекладине | Челночный бег |
1 | 6,6 | 650 | 120 | 1 | 8 | 3 | 1 | -1 | 10,4 |
2 | 6,4 | 750 | 130 | 2 | 10 | 4 | 2 | -2 | 10,2 |
3 | 6,2 | 850 | 140 | 4 | 12 | 6 | 3 | -3 | 10 |
4 | 6,0 | 900 | 150 | 6 | 16 | 8 | 4 | -4 | 9.8 |
5 | 5,8 | 950 | 160 | 8 | 20 | 10 | 5 | -5 | 9.6 |
6 | 5,7 | 1000 | 170 | 10 | 24 | 12 | 6 | -6 | 9.4 |
7 | 5,6 | 1050 | 180 | 12 | 28 | 14 | 8 | -7 | 9.2 |
8 | 5,5 | 1100 | 190 | 14 | 32 | 16 | 10 | -8 | 9 |
9 | 5,4 | 1150 | 200 | 16 | 36 | 18 | 12 | -9 | 8.8 |
10 | 5,3 | 1200 | 210 | 18 | 40 | 20 | 15 | -10 | 8.6 |
11 | 5,2 | 1250 | 215 | 20 | 44 | 23 | 18 | -11 | 8.4 |
12 | 5,1 | 1300 | 220 | 22 | 48 | 26 | 21 | -12 | 8.2 |
13 | 5,0 | 1350 | 225 | 24 | 52 | 29 | 24 | -13 | 8 |
14 | 4,9 | 1400 | 230 | 26 | 56 | 32 | 27 | -14 | 7.8 |
15 | 4,8 | 1450 | 235 | 28 | 60 | 35 | 30 | -15 | 7.7 |
16 | 4,7 | 1500 | 240 | 30 | 64 | 38 | 33 | -16 | 7.6 |
17 | 4,6 | 1550 | 245 | 32 | 68 | 41 | 36 | -17 | 7.5 |
18 | 4,5 | 1600 | 250 | 33 | 72 | 44 | 39 | -18 | 7.4 |
19 | 4,4 | 1650 | 255 | 34 | 76 | 47 | 42 | -19 | 7.3 |
20 | 4,3 | 1700 | 260 | 35 | 80 | 50 | 45 | -20 | 7.2 |
Требования к уровню подготовки
Этап | Возраст | Требования к уровню подготовки |
НП – 2,3 | | Мальчики не менее 20 баллов, девочки не менее |
Тренировочный | | Мальчики не менее 30 баллов, девочки не менее |
Тренировочный | | Мальчики не менее 40 баллов, девочки не менее |
Тренировочный | | Мальчики не менее 50 баллов, девочки не менее |
Тренировочный | | Мальчики не менее 60 баллов, девочки не менее |
Тренировочный | | Мальчики не менее 65 баллов, девочки не менее |
ССМ – 1 | | Мальчики не менее 70 баллов, девочки не менее 50 |
ССМ - 2 | | Мальчики не менее 20 баллов, девочки не менее 50 |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Дидактическое обеспечение дисциплины состоит из следующего:
- Карты Курской области;
- Физическая карта России;
- Спортивные карты районов соревнований в Курской области, России;
- Правила вида спорта « спортивный туризм», утверждены приказом Минспорта России от «22» июля 2013 года № 571;
- Регламент по виду спорта «спортивный туризм». Регламент проведения соревнования по группе дисциплин « Дистанция пешеходная»,
Москва, 2015 год.
- Правила вида спорта «спортивное ориентирование», утверждено приказом Минспорттуризма России от «2» апреля 2010 года, № 278;
-Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму, Теплоухов В.В., редакция 12 февраля 2000 год. Материально – техническое обеспечение дисциплины состоит из следующего:
Туристические палатки;
Спальные мешки;
Туристические рюкзаки;
Теплоизоляционные коврики;
Костровое оборудование;
Оборудование для приготовления пищи;
Медицинская аптечка;
Ремонтный набор;
Фонари;
Флаги, плакаты, транспаранты, на которых указаны сведения о детском объединении;
Единая парадная и спортивная форма участников детского объединения;
Спортивные компасы;
Специальное техническое снаряжение.
Перечень информационного обеспечения
Алексеев А.А., Питание в туристском походе – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996 г.
Алешин В.М. Серебряков А.В. Туристская топография. – М., Профиздат, 1985 г.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М., ЦДЮТур РФ, 1994 год.
Бардин К.В. Азбука туризма. – М., ФиС, 1990 год.
Верманов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 1983 год.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., Знание, 1990 год.
Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986 год
Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. – М., ФиС, 1990 год.
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. – М., Профиздат, 1984 год.
Коструб А.А.Медицинский справочник туриста.- М., Профиздат, 1997 год.
Куликов В.М. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии, - М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997 год
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., ФиС, 1981 год.
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах.- М., ФиС, 1981
Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. – С., ЦРИБ «Турист», 1990 год.
Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы.- М., ЦРИБ «Турист», 1981 год.
Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников. Составил Сафонов В.А. – М., ЦСЮТур МОРСФСР, 1986 год.
Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. – М., Профиздат, 1987 год.
Смирнов Д.В. Программа дополнительного образования детей, Спортивный туризм: Туристское многоборье.- М., Советский спорт.2003 год.
Правила соревнований по спортивному туризму 2009 год
15