1.Способности и Задатки Тема 2. Психологические модели интеллектуальных способностей
- Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми , называются задатками .
взглядЫ Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна
- врожденное в мозге выступает основой задатков индивида.
- Под задатками понимают врожденные морфологические и фукнциональные особенности мозга и органов ощущений индивида. Человеческий индивид, если он рождается с нормой морфологии и функций мозга и органов ощущений, имеет все общие задатки для взаимодействия с окружающим миром.
- К общим относятся сенсомоторные задатки, локомоторные задатки( движение тела в пространстве), перцептивные задатки, интеллектуальные и языковые задатки.
- Все задатки составляют основу для формирования и развития способностей.
- Под способностями понимают такие психические особенности, которые обуславливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накоплению знаний, умений и навыков, но к последним не сводятся
- Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей).
- задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
- Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.
Поэтому важную роль в развитии способностей играют временные связи в коре мозга . Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.
соотношение между врожденным и приобретенным
- на очень ранних этапах антропогенеза человеческого общества индивиды стали рождаться с такими врожденными возможностями, которые с одной стороны, этого индивида ни к чему не привязывают, а с другой стороны, индивид готов к встрече с предметной средой, которая его окружает с момента рождения.
- Такая конструкция врожденного говорит о том, что задатки у индивида многогранные. На основе одних и тех же задатков может проявиться успешное овладение многими видами деятельности. Иначе говоря, между врожденными задатками и приобретенными способностями не может существовать жесткая зависимость.
- Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Социальные условия
ТАЛАНТ
ОДАРЕННОСТЬ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ОБЩИЕ
Уровни развития способностей
СПОСОБНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Познавательная, трудовая, социальная активность личности
ЗАДАТКИ
- Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:
- общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
- сложные — способности к труду, учебе, общению.
Выделяют три типа способностей :
- художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
- мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
- промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.
- Основы способностей заложены генетически — в виде задатков . В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении
- Основы способностей заложены генетически — в виде задатков .
- В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей.
- В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении
Конус способностей
- Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость , внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
- Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
- Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных
- Одаренным присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые сложные задачи (Д. Б. Богоявленская)
- Профессиональные способности – способности , сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться и ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности.
- В проявлении способностей могут также выделяться уровни ‑ репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое).
Талант Гениальность
- Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом .
- О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону
- Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит
- гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26 .
тиды одаренности
- интеллектуальный тип одаренности. называют «умными», «толковыми», сообразительными.
- «академическая» - высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению, прежде всего умеют блестяще усваивать.
- это художественный тип- высокие достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
- Креативный тип- нестандартность мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем».
- лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.
ДИССИНХРОНИя детской одаренности
- Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Ж.-Ш. Террасье, П. Мерш и др.
- Диссинхрония проявяется на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем.
- Симптоматика внешней, социальной, диссинхронии выражен этот вид диссинхронии в часто отмечаемом разрыве между одаренным ребенком и его окружением.
- внутренняя диссинхрония , которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированное развитие отдельных способностей.
определение интеллекта
- "рабочее" определение интеллекта как глобальную способность индивида рационально действовать и правильно мыслить. (Векслер)
- Недостаточно удачной оказалась попытка свести интеллект к мышлению.
Интеллект
- Продуктивность познавательной деятельности личности определяется уровнем ее интеллекта. Эта зависимость простая и очевидная, так как латинское слово "intellektus" переводится, как "познание, понимание". Несмотря на эту простую зависимость, природа и сущность интеллекта остается неопределенной и загадочной.
- В истории психологии известен смешной случай, когда председатель был вынужден закрыть научное заседание, поскольку ни докладчик, ни присутствующие не смогли ответить на вопрос: "Что такое интеллект?" Этот случай произошел в 90-х годах XIX в. А в 60-х годах XX в. известный исследователь интеллекта Д. Векслер, психолог с мировым именем, в своей книге "Измерение и оценка интеллекта взрослых" рассматривал интеллект как "сущность, которую нельзя познать" и которой нельзя дать определения
- Бине ввел количественную меру интеллекта IQ (коэффициент интеллекта).
- Дальнейшее использование тестов привело других психологов к выводу, что коэффициенты интеллекта измеряют не уровень самого интеллекта, а уровень осведомленности, знаний и опыта, или уровень независимых способностей, которые имеет данный субъект на момент тестирования. Поэтому тестовый подход к измерению интеллекта на сегодняшний день остается объектом критики
В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта
- Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации"
- Педагогическая трактовка:"способность к обучению, обучаемость"
- Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
- счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
- вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
- вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
- пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
- память;
- способность к рассуждению;
- быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Интеллект В отечественной психологии Б. М. Теплов .
- рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)
- способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.
- способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.
- способности не тождественны ЗУН.
Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру
- Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);
- Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход)
- Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход)
- Интеллект как продукт целенаправленного обучения
- Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
- Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход)
- Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход)
- Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход)
Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.
- Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.
- Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.
- Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками.
- Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
- Распределение имеет вид нормальной кривой Гаусса.
- Распределение показателей IQ в человеческой популяции по стандартизированному тесту Стенфорда-Бине.
- За среднестатистическую норму принят IQ= 100 баллов, а стандартное отклонение с = ± 20 баллов. Из рисунка видно, что в диапазоне 80
- Вправо в диапазоне 120 140 баллов считаются умственно одаренными. На противоположной стороне (слева) в диапазоне 60
- Индивиды с IQ
2
А
Компоненты стиля человека
3
–
Стиль жизни
4
"идущий ко дну"
Социальный характер
+
5
неудачник
"плывущий по течению"
–
безропотный исполнитель
"покачивающийся на волнах"
–
7
8
+
"любитель теплого течения"
себялюбец
"соревнующийся с течением"
–
+
деятель
соперничающий
"вовлекающийся в водоворот"
–
+
работяга
"наперекор течению"
+
непризнанный гений
"плывущий вольным стилем"
самоактуализирующийся
индивидуальный стиль деятельности
- 1– никогда не знает, чего именно хочет, тратит много сил впустую, неадекватно оценивает себя и окружающих;
- 2 – добивается признаваемых другими результатов, которые при этом совсем не обязательно соответствуют собственным желаниям; к тому же физиологическая стоимость результатов слишком высока и не оправдывается;
- 3 – стремится найти себе тихое место, озабочен только исполнением своих желаний, следит за тем, чтобы не потратить лишних сил, не стремится к успеху ("Главное – чтобы меня не трогали"), равнодушен к порицанию или одобрению;
- 4 – готов использовать любые средства, чтобы добиться выполнения своих желаний, пусть даже идущих вразрез с имеющимися способностями;
- 5 – делает все по-своему, даже назло своим желаниям, однако умеет находить оптимальные пути для достижения успеха;
- 6 – не вступает в противоречие с групповыми нормами, выбирает сферу деятельности в соответствии с собственными желаниями, но, как правило, не достигает успеха и тратит впустую много сил;
- 7 – выраженная форма социальной дезадаптации сочетается с умением правильно расходовать свои силы, верно определять цели (но не находить адекватных способов их достижения);
- 8 – отличается гармоничной структурой стиля, сочетающейся с адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменениям, поиску новых, более оптимальных способов достижения намеченных целей.
-
Мудрость
- Мудрость ‑ это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам.
- Мудрость обладает пятью основными свойствами.
- Во-первых, она связана с решением важных, смысложизненных вопросов.
- Во-вторых, уровень используемых знаний очень высок.
- В-третьих, эти знания сбалансированы и мо гут использоваться в особых ситуациях.
- В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель и может использоваться как для блага отдельного человека, так и для человечества в целом.
- В-пятых, мудрость легко распознается другими людьми.
Структура мудрости как формы интеллекта по П.Бальтесу
МУДРОСТЬ
Фактуальные знания о практической стороне жизни
Процедурные знания практической стороны жизни
Знания, учитывающие относительность ценностей жизни
Знания, учитывающие неопределенность жизни
Знание контекста жизни и общественных перемен
работоспособности полушарий головного мозга