СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО на тему Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»

3






Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Развитие в детях способностей и качеств творческой личности в процессе обучения английскому языку посредством создания обучающей и творческой среды становится одной из важнейших задач современной школы.

Создание обучающей и творческой среды стимулирует умственное развитие способностей детей и оказывает им эмоциональную поддержку. Чем богаче творческая обучающая среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого учащегося, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ребенка, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учащимся, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности.

На уроках английского языка для развития и самореализации ребенка создаю такую творческую обучающую среду, которая включает в себя:

  • организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);

  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

  • постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

  • организацию занятий на основе диалога, ролевых игр, тренингов учебного общения.

В декабре прошла декада английского языка, которая как нельзя лучше показывает замечательные условия создания творческой атмосферы во время уроков.

Первое условие успешного создания творческой обучающей среды развития способностей детей — раннее начало. Уже на начальном этапе обучения английскому языку создаем условия для развития творческого потенциала детей и формирования положительной мотивации к изучению иноязычной культуры.

Во вторых классах прошли мероприятия посвященные английскому алфавиту. Наибольшей популярностью у детей пользуются групповые формы работы, когда даже слабые школьники включаются в процесс обучения.

В третьем классе состоялась «Своя игра» посвященная английским праздникам. Ребята, зная тему урока, заранее по собственному желанию подготовили дополнительный материал и вставляли свои комментарии и дополнения по тому или иному вопросу.

В среднем звене проходили викторины и игры связанные с традициями, достопримечательностями, литературой и известными людьми страны изучаемого языка.

Эти мероприятия способствуют становлению творческой личности учащихся, интереса к изучению иностранных языков и приобщению их к культуре народа, язык которого они изучают. Формирование этнокультуроведческих знаний школьников, способствует их адекватному и целостному представлению о зарубежной культуре, обогащает их знания и помогает им быстрее адаптироваться в языковой и культурной среде.

В 8 классе традиционно провожу игру Активити на закрепление и повторение лексики. Сильные ученики всегда стараются объяснять заданные слова устно с помощью предложений и фраз, ученики послабее используют рисунки или жесты. Участники команды должны как можно скорее отгадать слово. Пока они перечисляют всевозможные варианты, вспоминают огромное количество лексики, которая могла уже позабыться.

Второе важное условие — заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Для реализации этого условия наиболее актуальным становится применение проектной деятельности и решение творческих задач с созданием продуктов собственного творчества. Старшеклассники участвуют в научно-практических конференциях, сочиняют собственные литературные произведения (небольшие истории на 200 слов) на английском языке.

Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Активное участие в олимпиадах различного уровня, международных конкурсах, проведение викторин, конкурсов, решение сложных творческих задач, реализация проектов помогает ученикам максимально развивать свои способности.

Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы. В своей деятельности стараюсь, чтобы учащиеся самостоятельно определяли проблему и находили собственные пути ее решения. Таким образом, ребята не ограничены в выборе форм и содержания в условиях заявленной темы, а также способов представления.

Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь учителя и эмоциональный комфорт на уроке — пятое условие успешного создания обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку. Эмоционально окрашенные моменты обучения способствуют эффективному усвоению учебного материала, вызывают неизменным интерес к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников зарубежных стран и развитию творческого потенциала детей. Эмоциональная открытость, толерантность, способность к во­площению в другого — дар, который легко утратить. Не дать ему погаснуть, по­стоянно развивать его — важная задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, артистизм учителя и правильная организация обучающей и творческой деятельности учащихся.

Создаваемая таким образом в процессе обучения английскому языку обучающая и творческая среда способствуют наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к изучению иностранного языка, максимальной творческой самостоятельности и активности.