СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы деления клеток. Мейоз.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы деления клеток. Мейоз.»

УРОК «СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК. МЕЙОЗ»

Тема урока: способы деления клеток. Мейоз

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепления и применения знаний на разном уровне сложности

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели по содержанию:

Образовательные цели: сформировать представление о мейотическом делении клетки, о стадиях мейоза и процессах, происходящих на этих стадиях, об изменении качества и количества наследственного материала во время мейоза, способствовать пониманию закономерностей мейоза

Развивающие цели: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; развивать умения творческого поиска, умения обобщать, делать выводы и применять знания в нестандартных ситуациях

Воспитательные цели: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитанию культуры эффективного общения в группах

Основные методы: частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая

Средства обучения: учебник, дополнительная литература, дидактическая материалы, презентация

Оформление доски: фотографии животных с детёнышами и семейные фотографии



ХОД УРОКА

Организационный момент: учитель приветствует учащихся и создает доброжелательную атмосферу в классе.

Мотивация и целеполагание:



Какое свойство живого отражают эти фотографии? (размножение)

Какие типы размножения вам известны? (бесполое и половое)

Чем отличается половое размножение от бесполого? (участвуют два организма, происходит при помощи гамет, потомство генетически разнообразно)

Почему при половом размножении у потомства наблюдается разнообразие признаков?

Что необходимо знать для ответа на этот вопрос? (какой способ деления клеток лежит в основе образования гамет, на каких стадиях образования гамет происходит перекомбинирование наследственного материала)

Учитель предлагает сформулировать тему урока и определить цели урока (тема урока: Способы деления клеток. Мейоз. Цель урока: изучить закономерности мейотического деления и выяснить почему при половом размножении у потомства наблюдается большое разнообразие признаков).

Актуализация: учитель разделяет класс на 4-5 групп.

Распределение на группы.

  1. Обучающимся выдаются карточки, на которых написаны названия фаз митоза, процессы, происходящие во время этих фаз. (Приложение 1)

  2. Предлагается всем про себя прочитать, встать, перемещаясь по классу и обмениваясь информацией найти партнёров по группе.

  3. Объединиться в группу.

  4. По очереди объяснить причины на основании которых произошло объединение в группу.

  5. Определяют название своей группы.

1 группа - интерфаза

2 группа - профаза

3 группа - метафаза

4 группа - анафаза

5 группа - телофаза


Такой способ разделения на группы позволяет:

  • актуализировать знания необходимые для изучения нового материала;

  • развивать способность обучающихся взаимодействовать между собой, адекватно интерпретировать информацию, приходить к единому решению;

  • является своеобразной физкультминуткой (в среднем звене).


Изучение нового материала: организуется работа в группах. Каждой группе выдается свое задание, которое включает следующие элементы:

  1. прочитать текст учебника: §40, с.212-218

  2. подготовить рассказ по тексту параграфа о стадии мейоза, указанной в задании, и найти ответ на вопрос о причинах возникновения генетического разнообразия потомства

  3. заполнить таблицу (таблица о стадии мейоза, указанной в задании)

Стадия мейоза

Характеристика мейоза I

Характеристика мейоза II









  1. сконструировать репродуктивные вопросы по теме с целью взаимопроверки базовых знаний

  2. сконструировать проблемные вопросы по теме

  3. подготовить выступление перед классом о стадии мейоза с использованием дополнительной литературы

  4. выбрать 2 «лучших» проблемных вопроса, которые следует задать классу /примерные вопросы в Приложении 2/

Выступление представителя от каждой группы перед классом. При этом следует особо подчеркнуть где на данной стадии мейоза возникает рекомбинация наследственного материла.

Учащиеся заполняют таблицу по ходу выступления докладчиков и отвечают на вопросы.

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самоконтроль

Учитель просит вспомнить поставленные цели урока и сделать вывод по уроку:

  1. мейоз - это способ деления эукариотических клеток, при котором образуются клетки с гаплоидным набором хромосом, генетически разнообразные

  2. механизмы возникновения генетического разнообразия: конъюгация и кроссинговер (профаза I); независимое расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки (анафазаI); независимое расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки (анафаза II); вероятностный характер оплодотворения

Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем /Приложение 3/ и заполняют листы самооценки




Лист самооценки уровня понимания темы «Мейоз – понятие, механизм, значение»

Вопросы и понятия темы

Всё понял (ла)

Понял (ла), но не совсем, затрудняюсь объяснить

Не понял (ла). Мне трудно

Знаю, что такое мейоз?




Знаю фазы мейоза и смысл каждой из них




Могу распределить изображения хромосом в соответствии с фазами мейоза




Могу объяснить причины рекомбинации наследственного материала




Знаю значение мейоза






Лист самооценки работы в группе

Критерий

Баллы

1

Я выполнил(а) данное (выбранное) мне задание

1

2

Я участвовал(а) в обсуждении общего задания данного группе

1

3

Я участвовал(а) в устном отчёте группы

2

4

Я выполнил (а) не только своё задание, но и помогал(а) другим

1



Итого


5


Вопрос для обсуждения: Сравните героев популярных мультфильмов «Барбоскины» и «Три кота». В каком из мультфильмов авторами допущена биологическая ошибка?

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Карточки для деления на группы

2n2c →2n4c

репликация

синтез РНК, АТФ, белков

удвоение центриолей

Спирализация хроматина

Разрушение ядрышка

Разрушение ядерной мембраны

Миграция двухроматидных хромосом

Образование веретена деления

Метафазная пластинка


4n4c

Сокращение нитей веретена деления


Хроматида → хромосома


Образуются ядрышки

Хромосомы деконденсируются

2n2c в каждой клетке




  1. Вопросы, которые учащиеся могут задать друг другу

Какое деление мейоза называется редукционным? Почему?

Что такое бивалент и сколько молекул ДНК он содержит?

Как определить число бивалентов в клетке?

Как называется процесс, при котором нарушается положение генов в хромосоме?

Какие процессы, происходящие в мейозе I, характерны только для этого типа деления и не встречаются в митозе?

Что такое интеркинез, конъюгация, кроссинговер?

Как влияет нарушение сцепления генов на число типов гамет?

Как определить число типов гамет, образующихся у одного организма?

Чем метафаза I мейоза отличается от метафазы митоза?

Чем анафаза I мейоза отличается от анафазы митоза?

Чем телофаза I мейоза отличается от телофазы митоза?

Какое деление мейоза называется эквационным?

Почему половому размножению предшествует мейоз?


  1. Практические задания для учащихся на отработку знаний


  1. Сравните митоз и мейоз. По предложенному ниже рисунку определите тип деления клеток, обозначенных цифрами I и II, количество и качество хромосом в дочерних клетках (I – 1,2; II – 3-8). Перерисуйте в тетрадь и закончите схему. Какие наборы хромосом образуются в клетках в результате деления?

2. На рисунках А-Д представлены хромосомы, извлечённые из клеток диплоидного организма в како-то фазе их деления. Напишите для каждого рисунка:

1) хромосомную формулу

2) стадии на которых в клетке мог быть такой хромосомный набор. Гомологичные хромосомы, полученные организмом от матери и отца, указаны разным цветом.