УРОК «СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК. МЕЙОЗ»
Тема урока: способы деления клеток. Мейоз
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепления и применения знаний на разном уровне сложности
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели по содержанию:
Образовательные цели: сформировать представление о мейотическом делении клетки, о стадиях мейоза и процессах, происходящих на этих стадиях, об изменении качества и количества наследственного материала во время мейоза, способствовать пониманию закономерностей мейоза
Развивающие цели: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; развивать умения творческого поиска, умения обобщать, делать выводы и применять знания в нестандартных ситуациях
Воспитательные цели: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитанию культуры эффективного общения в группах
Основные методы: частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая
Средства обучения: учебник, дополнительная литература, дидактическая материалы, презентация
Оформление доски: фотографии животных с детёнышами и семейные фотографии
ХОД УРОКА
Организационный момент: учитель приветствует учащихся и создает доброжелательную атмосферу в классе.
Мотивация и целеполагание:
Какое свойство живого отражают эти фотографии? (размножение)
Какие типы размножения вам известны? (бесполое и половое)
Чем отличается половое размножение от бесполого? (участвуют два организма, происходит при помощи гамет, потомство генетически разнообразно)
Почему при половом размножении у потомства наблюдается разнообразие признаков?
Что необходимо знать для ответа на этот вопрос? (какой способ деления клеток лежит в основе образования гамет, на каких стадиях образования гамет происходит перекомбинирование наследственного материала)
Учитель предлагает сформулировать тему урока и определить цели урока (тема урока: Способы деления клеток. Мейоз. Цель урока: изучить закономерности мейотического деления и выяснить почему при половом размножении у потомства наблюдается большое разнообразие признаков).
Актуализация: учитель разделяет класс на 4-5 групп.
Распределение на группы.
Обучающимся выдаются карточки, на которых написаны названия фаз митоза, процессы, происходящие во время этих фаз. (Приложение 1)
Предлагается всем про себя прочитать, встать, перемещаясь по классу и обмениваясь информацией найти партнёров по группе.
Объединиться в группу.
По очереди объяснить причины на основании которых произошло объединение в группу.
Определяют название своей группы.
1 группа - интерфаза
2 группа - профаза
3 группа - метафаза
4 группа - анафаза
5 группа - телофаза
Такой способ разделения на группы позволяет:
актуализировать знания необходимые для изучения нового материала;
развивать способность обучающихся взаимодействовать между собой, адекватно интерпретировать информацию, приходить к единому решению;
является своеобразной физкультминуткой (в среднем звене).
Изучение нового материала: организуется работа в группах. Каждой группе выдается свое задание, которое включает следующие элементы:
прочитать текст учебника: §40, с.212-218
подготовить рассказ по тексту параграфа о стадии мейоза, указанной в задании, и найти ответ на вопрос о причинах возникновения генетического разнообразия потомства
заполнить таблицу (таблица о стадии мейоза, указанной в задании)
Стадия мейоза | Характеристика мейоза I | Характеристика мейоза II |
| | |
сконструировать репродуктивные вопросы по теме с целью взаимопроверки базовых знаний
сконструировать проблемные вопросы по теме
подготовить выступление перед классом о стадии мейоза с использованием дополнительной литературы
выбрать 2 «лучших» проблемных вопроса, которые следует задать классу /примерные вопросы в Приложении 2/
Выступление представителя от каждой группы перед классом. При этом следует особо подчеркнуть где на данной стадии мейоза возникает рекомбинация наследственного материла.
Учащиеся заполняют таблицу по ходу выступления докладчиков и отвечают на вопросы.
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самоконтроль
Учитель просит вспомнить поставленные цели урока и сделать вывод по уроку:
мейоз - это способ деления эукариотических клеток, при котором образуются клетки с гаплоидным набором хромосом, генетически разнообразные
механизмы возникновения генетического разнообразия: конъюгация и кроссинговер (профаза I); независимое расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки (анафазаI); независимое расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки (анафаза II); вероятностный характер оплодотворения
Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем /Приложение 3/ и заполняют листы самооценки
Лист самооценки уровня понимания темы «Мейоз – понятие, механизм, значение»
Вопросы и понятия темы | Всё понял (ла) | Понял (ла), но не совсем, затрудняюсь объяснить | Не понял (ла). Мне трудно |
Знаю, что такое мейоз? | | | |
Знаю фазы мейоза и смысл каждой из них | | | |
Могу распределить изображения хромосом в соответствии с фазами мейоза | | | |
Могу объяснить причины рекомбинации наследственного материала | | | |
Знаю значение мейоза | | | |
Лист самооценки работы в группе
№ | Критерий | Баллы |
1 | Я выполнил(а) данное (выбранное) мне задание | 1 |
2 | Я участвовал(а) в обсуждении общего задания данного группе | 1 |
3 | Я участвовал(а) в устном отчёте группы | 2 |
4 | Я выполнил (а) не только своё задание, но и помогал(а) другим | 1 |
| Итого | 5 |
Вопрос для обсуждения: Сравните героев популярных мультфильмов «Барбоскины» и «Три кота». В каком из мультфильмов авторами допущена биологическая ошибка?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки для деления на группы
2n2c →2n4c | репликация | синтез РНК, АТФ, белков | удвоение центриолей |
Спирализация хроматина | Разрушение ядрышка | Разрушение ядерной мембраны | |
| Миграция двухроматидных хромосом | Образование веретена деления | Метафазная пластинка |
4n4c | | Сокращение нитей веретена деления | Хроматида → хромосома |
Образуются ядрышки | Хромосомы деконденсируются | 2n2c в каждой клетке | |
Вопросы, которые учащиеся могут задать друг другу
Какое деление мейоза называется редукционным? Почему?
Что такое бивалент и сколько молекул ДНК он содержит?
Как определить число бивалентов в клетке?
Как называется процесс, при котором нарушается положение генов в хромосоме?
Какие процессы, происходящие в мейозе I, характерны только для этого типа деления и не встречаются в митозе?
Что такое интеркинез, конъюгация, кроссинговер?
Как влияет нарушение сцепления генов на число типов гамет?
Как определить число типов гамет, образующихся у одного организма?
Чем метафаза I мейоза отличается от метафазы митоза?
Чем анафаза I мейоза отличается от анафазы митоза?
Чем телофаза I мейоза отличается от телофазы митоза?
Какое деление мейоза называется эквационным?
Почему половому размножению предшествует мейоз?
Практические задания для учащихся на отработку знаний
Сравните митоз и мейоз. По предложенному ниже рисунку определите тип деления клеток, обозначенных цифрами I и II, количество и качество хромосом в дочерних клетках (I – 1,2; II – 3-8). Перерисуйте в тетрадь и закончите схему. Какие наборы хромосом образуются в клетках в результате деления?
2. На рисунках А-Д представлены хромосомы, извлечённые из клеток диплоидного организма в како-то фазе их деления. Напишите для каждого рисунка:
1) хромосомную формулу
2) стадии на которых в клетке мог быть такой хромосомный набор. Гомологичные хромосомы, полученные организмом от матери и отца, указаны разным цветом.