Тема: «Способы эффективной организации научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках истории и обществознания, как метапредметная образовательная технология в рамках реализации ФГОС».
Тумасян Кристина Ивановна,
зам. Директора по ВР
Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности
- Федеральный государственный образовательный стандарт одним из приоритетных направлений выделяет обеспечение достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
- ФГОС ориентируют ученика и учителя на проверку уровня развития ключевых компетенций.
- Основным способом развития ключевых компетенций является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных технологий в деятельности учителя среди которых: проектно - исследовательская деятельность.
В результате применения данной технологии у учащихся формируется личность:
- положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения;
- вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
- вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний;
-умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их;
- умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.
- Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему;
- согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.
- Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение.
- С 2018 года, в связи с переходом на ФГОС СОО, каждый учащийся 10-11 класса выполняет обязательный индивидуальный проект.
- Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Цель выполнения ИП:
продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Задачи выполнения ИП:
обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
формирование и развитие навыков публичного выступления.
формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам:
подготовительный
основной
заключительный
Защита проекта
1. Защита проекта происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты.
2. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
3. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.
4. Школьная аттестационная комиссия оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
5. Защита индивидуального проекта осуществляется в два этапа: в марте – предзащита проекта; в мае - защита проекта в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов.
6. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.
Заключение
В проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Он имеет большие преимущества:
развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
развивает творческие способности и самостоятельность;
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Спасибо за внимание.