СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы фиксации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыто содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий: ценность, эмоции. Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Способы фиксации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальных классов.»

УДК 378.014.3


СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНИКАХ

ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Г.А. Баранова


Раскрыто содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий: ценность, эмоции. Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.

Ключевые слова: эмоционально-ценностный компонент начального образования, ценность, эмоции, дидактические показатели, учебный материал, текст, вопросы, задания.


Современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться на приобщение учащихся к общественно значимым ценностям, развитие их эмоциональной сферы.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру имеет особенную структуру и функции. Как компонент содержания образования он представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. В структуру данного опыта включены следующие элементы: ценностные ориентации, эмоционально-чувственную сферу и волевые качества личности; все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Раскрывая содержание опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру следует подчеркнуть, что воспитание ребенка на реально функционирующих в обществе ценностях является основной целью образования. Важнейшим средством передачи школьникам значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Ценности могут быть усвоены только в результате их эмоционального признания. Эмоции всегда связаны с ценностями. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему.

Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании аффективной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от ценностных ориентаций личности, обладающей этими волевыми качествами. Без развития волевых качеств ценностные ориентации личности не проявляются в нужной степени. Чем выше уровень усвоения ценности, тем большие волевые усилия предпринимает человек для ее реализации. Существует тесная взаимосвязь между эмоциями и волей, волевая и эмоциональная сферы регулируют поведение ребенка.

Задача школы заключается в формировании у школьников адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой - необходимо учитывать; что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей и т.д.

В процессе исследования были разработаны дидактические показатели по отбору базисных ценностей, включаемых в содержание образования: общечеловеческий характер отбираемых ценностей; их гуманистическая направленность, обеспечение самореализации личности; соответствие специфике предметного цикла и др.

Анализ исследований в области аксиологии позволил нам выделить следующие группы базисных ценностей: нравственные; интеллектуальные; социальные; материальные; физиологические и др. Разумеется, этот перечень может быть продолжен.

В целом отметим, что при отборе содержания образования на уровне учебника должна учитываться необходимость формирования у личности общечеловеческих, вечных, непреходящих ценностей, которые войдут в центр её ценностной системы. Важно предусмотреть возможность ознакомления личности с многообразием существующих в мире ценностей.

Ценностные отношения людей несравненно более многообразны, чем приведенная выше классификация. Всякая общая теория ценностей именно потому, что она общая, не может исчерпать все бесконечное многообразие ценностных отношений, возникающих в человеческой жизни. Но данная классификация важна для педагогической практики при моделировании содержания образования и процесса обучения. Эти группы ценностей мы называем базисными, они включают в себя множество конкретных реальных ценностей[2].

Однако содержание образования должно включать не только информацию о ценностях, но и создать условия для их оценки, переживания, а также давать учащимся возможность руководствоваться ценностями в своих действиях. Эту функцию выполняют эмоции. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему.

Изучение различных форм проявления эмоций и их функций требует классификации эмоций. В настоящее время психология располагает целым рядом независимых или частично пересекающихся классификаций эмоциональных явлений. В результате анализа классификаций эмоциональных явлений и учитывая научные взгляды многих исследователей о том, что эмоции имеют направленность на ценностные объекты и связаны с их реализацией, мы предложили следующую классификацию эмоций, основанием которой является выражение ценностей. Это: моральные; социальные; религиозные; гностические; эстетические; праксические; романтические; физиологические и др.

Важным элементом опыта эмоционально-ценностного отношения к миру является волевая сфера личности, включающая следующие волевые качества: инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, мужество и смелость и др. Система этих качеств и степень их развития определяют уровень волевого развития человека. В зависимости от вида деятельности эти качества могут конкретизироваться.

Рассмотрев содержание опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, в рамках нашего исследования, были определены способы фиксации данного опыта в содержании учебников для начальных классов.

Следует отметить, что учебник – главное средство обучения в школе. Только воплотившись в конкретный учебник, педагогические идеи и содержание образования смогут найти осуществление в учебном процессе. Учебник представляет собой основную форму отражения, воплощения, фиксации содержания образования на уровне учебного материала. Под учебным материалом понимается дидактическая конструкция, заключающая в себе проект деятельности преподавания и деятельности учения в единстве их содержательных и процессуальных характеристик. В учебниках они находят отражение в различных его структурных элементах.

Однако анализ учебников для начальной школы показал, что в их содержании недостаточно эмоционально-ценностно-ориентированного материала, он не систематизирован, однообразен и поэтому не в полной мере способствует реализации в учебном процессе воспитательно-развивающей дидактической функции.

В процессе нашего исследования мы попытались выявить средства реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования и способы их фиксации в учебниках для начальных классов. В качестве средств реализации выступают: различные виды текстов, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки. Для определения способов фиксации данных средств были разработаны дидактические показатели представления эмоционально-ценностно-ориентированного материала в учебниках:

1. Тексты в учебниках должны иметь ценностно-ориентированную направленность, мотивирующий характер и содействовать реализации развивающе-воспитательной дидактической функции. Тексты должны содержать оценки, выражать определённые чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль.

В текстах ценностно-ориентированный материал фиксируется через определенные способы:

Условное отражение ценности. Ценности могут быть отражены при моделировании содержания, когда автор включает в учебники и учебные пособия ценностно-ориентированный материал, основываясь на его дидактической ценности.

Прямое отражение ценности, когда автор учебника или учебного пособия показывает свое отношение к изучаемому объекту оценочными суждениями.

Косвенное отражение ценности, когда автор формирует отношение к ценности через пробуждение адекватных эмоций.

Опосредованное отражение ценности, когда оценивается не отношение к реальным личностям, событиям, явлениям, а отношение к образам как к чему-то общему, типичному, существенному.

Деятельностное отражение ценности, когда пробуждается ценностное отношение к объекту через организуемую практическую и творческую деятельность.

По объему ценностно-ориентированные тексты могут быть представлены в виде макро- и микротекстов, имеющих свои характерные особенности. Главное, что все типы текстов должны быть направлены на выявление разнообразных ценностных аспектов (ценности могут быть показаны в них прямо или косвенно).

Отметим, что все рассмотренные выше типы текстов должны отвечать ещё одному важному условию – быть эмоционально насыщенными. Ибо необходимым условием влияния текстов на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у учащихся переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью. Содержание таких текстов может быть использовано для развития у младших школьников нравственных и эстетических чувств. Это прежде всего тексты, пробуждающие в детях нравственные чувства: гуман­ность, патриотизм, чувство долга, совести, сострадания; негодование по поводу несправедливости, жестокости; чувство товарищества; чувство дружбы (как привязанность к товарищу, потребность видеть его, общаться с ним, делиться с ним своими мыслями и чувствами); сочувствие (к товарищу, к больному, к пострадавшему); эстетические, среди которых можно выделить чувство очарования, восхищения, любования; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, душевной мягкости, растроганности; чувство волнующего драматизма и т.д.

Кроме того, нами был исследован текстовой материал учебников, который может служить основой для развития интеллектуальных чувств. По своему объёму он может быть незначителен, но тем не менее способен вызывать целую гамму эмоций: стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления; интерес; любознательность; любопытство; чувство удивления или недоумения; сомнения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины и т.д.

С точки зрения анализа литературно-языковых средств ценностно-ориентированные и эмоциогенные тексты приобретают эмоциогенность за счёт образности, лаконизма изложения, динамичности повествования, сюжетной напряжённости, композиционной простоты. Эмоционально-ценностно-ориентированные тексты отличает обилие олицетворений, метафорических эпитетов, сравнений, эмоционально насыщенных метафорических глаголов.

Нужно отметить, что эмоционально-ценностно-ориентированные тексты могут иметь проблемный характер. Они призваны развивать творческое мышление. В таких текстах знания даны не в полной мере, а с некоторыми пробелами. Пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи.

Такие учебные тексты задаются проблемным или частично-поисковым методами, которому отвечает текст в виде системы вопросов и заданий, ведущих к поиску вывода. Наиболее адекватная частично-поисковому методу форма текста в начальных классах представляет собой такой способ общения с учащимися, который близок к беседе, т.е. форма свободной беседы (может выступать как форма учебного текста).

Следующая подсистема, включающая средства реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике - это «Внетекстовые компоненты». Данная подсистема еще более неоднородна, чем тексты учебника. Тщательный анализ различных типологических групп учебников, а также исследований: О.А. Нильсона, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона, Л.М. Фридмана, М.И. Ипполитова, А.И. Умана, В.С. Цетлин и др. позволили нам раскрыть содержание подсистемы «Внетекстовые компоненты». Подсистема включает следующие элементы: аппарат организации усвоения (АОУ); иллюстративный материал (ИМ); аппарат ориентировки (АО).

Уточним, что состав аппарата организации усвоения включает: вопросы-задания разного назначения и видов; упражнения для организации тренировочных и самостоятельных работ, необходимых в усвоении учебного материала и формировании умений, развивающих мышление; инструктивно-методические материалы, включающие инструктивно-методические предисловия к учебному изданию и его крупным частям (разделам и главам); инструктивно-методические заключения; подписи к иллюстрациям и др.

Реализация данных форм аппарата организации усвоения в современных учебниках предполагает:

1. Учебный материал должен содействовать стимулированию и организации различных видов деятельности учащихся, необходимых им для усвоения содержания учебного предмета. В рамках нашего исследования - это должны быть следующие виды деятельности: ценностно-ориентационная - содержанием которой может быть определение нравственных, интеллектуальных, эстетических ценностей; эмоционально-волевая - включающая в себя восприятие чувств, сопереживание, выражение чувств; познавательная - расширяет кругозор школьника, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; коммуникативная - осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью; художественная - содержанием которой является процесс приобщения к эстетическим ценностям, формирование отношений к искусству и прекрасному в жизни, эстетических вкусов, потребностей, идеалов, опыта восприятия и оценки художественных произведений.

2. Вопросы-задания, упражнения – самый распространенный элемент АОУ. Он является тем механизмом, который заставляет непрерывно работать и целенаправленно взаимодействовать все другие структурные компоненты. Вопросы-задания, упражнения должны иметь определённую структуру, в которую входят импульс к деятельности (вопрос, требование, инструкция), деятельность, осуществляемая на том или ином содержании. Внешне эта структура не всегда выявлена. Может быть выражен только импульс – инструкция к заданию, упражнению, а содержание, на котором развёртывается деятельность, может быть дано ранее (например, в виде учебного текста), оно может предполагаться известным из опыта учащихся. Во многих заданиях, упражнениях даётся и предписание, и материал (в виде отдельных предложений или текста, в виде изобразительного материала).

Выше, мы обозначили, что одной из главных целей аппарата организации усвоения является стимулирование и организация различных видов деятельности учащихся. Это возможно при условии программирования учебником продуктивной самостоятельной деятельности учащихся. Также учебник должен рассказывать о приёмах и способах работы. Вопросы-задания, упражнения, должны быть построены таким образом, чтобы целенаправленно и эффективно формировали у школьников интерес и рациональные способы работы, чтобы ставили учащихся в необходимость повторного обращения к материалам текстов, тем самым способствуя творческому восприятию и пониманию прочитанного.

В организации учебником самостоятельной работы возможна и необходима большая изобретательность. Чем оригинальнее форма вопросов-заданий, упражнений, чем больше они ориентируют на творческую работу, на преодоление посильных трудностей, чем привлекательнее они для учащихся, тем эффективнее плоды самостоятельной работы. Поэтому самостоятельные работы должны носить продуктивный характер (т.е. быть творческими, исследовательскими, поисково-познавательными, проблемными, частично-поисковыми, когда часть творческого задания выполняется учителем или даётся в учебниках, а другая часть – учащимися).

Вопросы-задания должны систематически требовать от учащихся применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, т.е. включать более и менее сложные мыслительные задачи. Обычно такие вопросы-задания начинаются словами «Как?», «Почему?», «Как вы думаете?», «Как вы догадались?», «Подумайте…» и др.

Для того чтобы сформировать у учащихся умение осуществлять творческую деятельность, вопросы-задания должны быть направлены на обучение детей рефлексии, т.е. умениям обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ибо рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности.

Кроме этого, вопросы-задания, упражнения могут быть связаны с развитием следующих специфических личностных качеств: воображения, фантазии, образного мышления.

Следует отметить, что необходимым условием влияния вопросов-заданий, упражнений на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у учащихся переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью. Они должны быть направлены на развитие способностей ребёнка понимать, сочувствовать, сопереживать, т.е. чувствовать настроение героев произведений, улавливать отношение автора к ним и к описываемым событиям; связаны с формированием умений различать эмоциональные состояния человека в различных ситуациях, в его поступках; определять отношение человека к окружающему миру и соотносить со своим; размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

В процессе исследования перед нами встал вопрос о значении, структуре и формах реализации в учебниках для начальных классов иллюстративного материала, способствующего формированию опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.

Приняв за основу исследования В.И. Рывчина, под иллюстративным материалом мы понимаем комплекс изображений и элементов, непосредственно связанных с изображением, помещенных в учебнике для реализации содержания образования. Из этого следует, что способ создания изображения или форма репродуцирования изображения не может быть той принципиальной характеристикой, которая определяет сущность иллюстративного материала учебника. Иллюстративный материал включает: собственно изображение, словесное сопровождение, включенное непосредственно в изображение, и в этом смысле – подпись к иллюстрации. Кроме того, можно считать особо тесно связанной с иллюстративным материалом всю систему ссылок на иллюстрации в текстовом отделе учебника, а также в специальном указателе или списке иллюстраций.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем иллюстративный материал не просто как наглядное пособие, а одно из важных форм отражения ценностей и развития эмоциональной сферы личности ребенка. В этом аспекте иллюстративный материал несет в себе содержательное начало, обусловленное принципами формирования личности и эстетическими особенностями. В иллюстрациях должно проявляться художественно концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии. В учебниках и учебных пособиях для начальных классов иллюстрации должны отличаться художественно-образными свойствами, влияя на формирование чувств и эстетических представлений младших школьников. Важно, учитывая возрастные особенности развития детей, акцентировать их внимание на эмоциональной выразительности общей колористической тональности иллюстрации, учить чувствовать и понимать особенности художественных средств ее выражения.

Следующим важным компонентом структуры современных учебников и учебных пособий для начальных классов является аппарат ориентировкисамый молодой элемент в структуре учебника. В процессе исследования был определен состав аппарата ориентировки, его функции, место и роль в системе учебника и главное возможности использования аппарата ориентировки по формированию опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру. Аппарат ориентировки - средство помогающее учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современного учебника, методично формирует у школьников способность к ориентировке в потоках разнообразной информации, умение работать как с учебной, так и другими видами литературы. В самом общем виде состав аппарата ориентировки включает следующие элементы: ориентирующее предисловие, оглавление, рубрикация, сигналы-символы, указатели, библиография, колонтитул.

В процессе формирования опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру аппарат ориентировки учебника играет весомую роль. Он выполняет функцию стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их эмоционального развития и ценностного ориентирования. Аппарат ориентировки помогает ученикам в проявлении оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.


Список литературы

  1. Заславская О.В. Воспитательные функции обучения // Современные проблемы образования; Сост. И.К. Журавлев, С.И. Маслов. Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого, 1997. С. 55 - 62.

2. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. Тула: Издательство Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого, 1999. 130с.


1. O.V. Zaslavskaya. Educational functions of training // Modern problems of educational; Cons. I.K. Zhuravlev, S.I. Maslov. Tula: Tul. state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, 1997. p. 55-62.

2. S.I. Maslov. Emotionally valuable education of junior pupils. Tula: Tul. state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, 1999. 130 p.



THE METHODS OF INTRODUCING OF EMOTIONALLY VALUABLE COMPONENT OF EDUCATION CONTENTS IN ELEMENTARY SCHOOL TEXTBOOKS


G.A. Baranova

It reveals the emotionally valuable component of elementary education and such essencial notions as value and emotions. The methods of introducing of emotionally valuable component of education contents in elementary school textbooks are also shown.

Key words: emotionally valuable component of elementary education, value, emotions, educational figures, material, text, questions, tasks.



Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, baranova@tula.net, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»


Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, baranova@tula.net, Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!