СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках развития речи"»

Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках по развитию речи.   Сусловская СОШ филиал МКОУ «Островновская СОШ» Ерофеева Ольга Александровна- учитель начальных классов.

Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках по развитию речи.

Сусловская СОШ филиал МКОУ «Островновская СОШ» Ерофеева Ольга Александровна- учитель начальных классов.

Речь ребенка – показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах .

Речь ребенка – показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах .

Развивать речь детей – значит постоянно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли . Речь – сложнейшая творческая деятельность человека, которая включает в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Выучивается говорить тот, кому есть что сказать. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Развивать речь детей – значит постоянно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли .

Речь – сложнейшая творческая деятельность человека, которая включает в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

Выучивается говорить тот, кому есть что сказать. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.

Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

1. Упражнения для развития фонематического слуха.   1.«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д. 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д. 3. «Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д. шуруп сироп холоп палка полка

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

1.«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

шуруп

сироп

холоп

палка

полка

«Играем со словом»   «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».   «Кружок» Задание:  «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?  «Длиннее - короче» Задание:  «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают». Слова для сравнения:  стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея-  змейка, червяк - червячок.  

«Играем со словом» «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

«Кружок»

Задание:  «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

«Длиннее - короче»

Задание:  «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают».

Слова для сравнения:  стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея-  змейка, червяк - червячок.

 

 «Кто? Что?»  (Составление предложений по разным моделям)  «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:  Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)  Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)  Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»    «Закончи предложение» Задание:  «Попробуй угадать конец фразы». Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

«Кто? Что?» (Составление предложений по разным моделям) «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.) Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.) Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

«Закончи предложение»

Задание:  «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

 «Добавь слова»  (Распространение предложений)  Задание:  «Сейчас я скажу предложение. Например: « Мама шьет платье ». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»  «Составь фразу» (Образование предложений из слов) Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок                                      полная корзина  «Пропавшие слова»   «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие». Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

«Добавь слова» (Распространение предложений) Задание:  «Сейчас я скажу предложение. Например: « Мама шьет платье ». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

«Составь фразу»

(Образование предложений из слов)

Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                                      полная корзина

«Пропавшие слова»

  «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

 «Найди ошибку»  Задание:   «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».  Зимой в саду расцвели яблони.  В ответ я киваю ему рукой.  Самолет сюда , чтобы помочь людям.  После грибов будут дожди.  «Правильно или нет?» Задание:  «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ» Мама ставит вазу с цветами в стол. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.    «Подбери рифму» Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:  каша, вой, сок, снег, подушка, бочка Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова . Каша – чаша, Глаша, пропажа. Казбек – ночлег, побег.

«Найди ошибку» Задание:   «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно». Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда , чтобы помочь людям. После грибов будут дожди.

«Правильно или нет?»

Задание:  «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ»

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

 

«Подбери рифму»

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:  каша, вой, сок, снег, подушка, бочка

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова .

Каша – чаша, Глаша, пропажа.

Казбек – ночлег, побег.

 Четыре ответа - одно предложение .  Учитель называет предмет, например, пароход. 1 ученик отвечает на вопрос: Какой он? 2 ученик: Что он делает? 3 ученик: Как происходит действие? 4 ученик: Где происходит действие?  Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.  Изменённый вариант игры: каждому ученику задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.    «Признаки» 1.«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.) 2.«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон). 3.«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».  

Четыре ответа - одно предложение . Учитель называет предмет, например, пароход. 1 ученик отвечает на вопрос: Какой он? 2 ученик: Что он делает? 3 ученик: Как происходит действие? 4 ученик: Где происходит действие? Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке. Изменённый вариант игры: каждому ученику задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.

«Признаки»

1.«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

2.«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

3.«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

 

 «Слова – приятели» 1.«Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?» 2.«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?» 3.«Какое слово лишнее? Почему?» Грустный, печальный, унылый, глубокий   «Объяснялки» «Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

«Слова – приятели»

1.«Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»

2.«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

3.«Какое слово лишнее? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

 

«Объяснялки»

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

"Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и отработка произношения звуков.   Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". и т.д.

«Грамматические» раскраски»

«Грамматические» раскраски»

    «Любопытный»  .  Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».  Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?»,  «С кем?», «Куда?», «Зачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.  С - Света – с Серёжей – на спектакль - смотреть    «Может быть -  не может быть» После каждого названного действия (класс отвечает: »может быть» или «не может быть») Пример: Звучит звонок. Начался урок. Дети сидят… пишут… прыгают… шалят… играют. думают… ищут… толкаются… кусаются… рисуют. ..

«Любопытный» . Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным». Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «Зачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант. С - Света – с Серёжей – на спектакль - смотреть

«Может быть -  не может быть»

После каждого названного действия (класс отвечает: »может быть» или «не может быть»)

Пример: Звучит звонок. Начался урок. Дети сидят… пишут… прыгают… шалят… играют.

думают… ищут… толкаются… кусаются…

рисуют. ..

               Игра в акронимы.   Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв ). Например, МТП может означать

Игра в акронимы. Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв ). Например, МТП может означать "мягкая теплая подушка". Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним. ЗГД – «зелёная гладкая доска »; ВБД – «высокая белая дверь» «Голохвостики» Играющие 2 пары по очереди произносят цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова  служил началом следующего  ( зимашинарод ). Побеждает та, которая последней назовет слово. ( белкадушкапуста)

               «Профессии»  К игре надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).  Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.  — Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)  — А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)  — Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)  — Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом  Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)  — Служит дорогой отчизне  Старший брат.  Охраняет наши жизни.    Он... (солдат).   

«Профессии» К игре надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат). Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. — Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.) — А кто хлеб выпекает? (Пекарь.) — Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.) — Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.) — Служит дорогой отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни.   Он... (солдат).  

«Неправильно Правильно» Вперёд всех  побежал Вова.  Быстрее всех (первым)  побежал Вова. На стройке работают  штукатурщики . На стройке работают  штукатуры . Он пришёл без  пальта . Он пришёл без  пальто . Коле  выдали  благодарность. Коле  объявили  благодарность. Ихняя  мама купила торт.  Их  мама купила торт. Они  хочут  играть в футбол. Они  хотят  играть в футбол. Миша съел  два  супа. Миша съел  две тарелки  супа. Замените слово и запишите получившееся предложение. 1 . Осенью деревья  покрываются  жёлтыми листьями. (Осенью деревья  покрыты  желтыми листьями. или Осенью деревья  оделись в золотой наряд ). 2. Животные  строят  себе на зиму берлоги, норки. (Животные  делают  себе на зиму берлоги, норки). 3. Пошёл  дождь. ( Полил  дождь).

«Неправильно Правильно»

Вперёд всех  побежал Вова.  Быстрее всех (первым)  побежал Вова.

На стройке работают  штукатурщики . На стройке работают  штукатуры .

Он пришёл без  пальта . Он пришёл без  пальто .

Коле  выдали  благодарность. Коле  объявили  благодарность.

Ихняя  мама купила торт.  Их  мама купила торт.

Они  хочут  играть в футбол. Они  хотят  играть в футбол.

Миша съел  два  супа. Миша съел  две тарелки  супа.

Замените слово и запишите получившееся предложение.

1 . Осенью деревья  покрываются  жёлтыми листьями.

(Осенью деревья  покрыты  желтыми листьями.

или Осенью деревья  оделись в золотой наряд ).

2. Животные  строят  себе на зиму берлоги, норки.

(Животные  делают  себе на зиму берлоги, норки).

3. Пошёл  дождь.

( Полил  дождь).

Игра со словами Уберите невыразительные слова, обозначающие голоса птиц; найдите другие слова – для каждой птицы особенное слово. Если нужно, перестройте или даже разделите предложение. В лесу  поют и кричат всякие птицы: скворцы, кукушка, ворона. (В лесу  свистят и щелкают скворцы. Вот   каркнула ворона. Вдали   кукует кукушка) . Все наоборот. Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Сок ежевики-… (ежевичный сок) Варенье из черники- … (черничное варенье ) и т.п.

Игра со словами

Уберите невыразительные слова, обозначающие голоса птиц; найдите другие слова – для каждой птицы особенное слово. Если нужно, перестройте или даже разделите предложение.

В лесу  поют и кричат всякие птицы: скворцы, кукушка, ворона.

(В лесу  свистят и щелкают скворцы. Вот   каркнула ворона. Вдали   кукует кукушка) .

Все наоборот.

Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Сок ежевики-… (ежевичный сок)

Варенье из черники- … (черничное варенье ) и т.п.

Роль сказки

Роль сказки

Творческие работы   Мои проекты Мои сказки  1890-1896 г.р. Вятская губерния.  Работал зав. маслозавода.  Ушел на фронт 1941 г. Пропал без вести.  Брак с Ульяной Ивановной . Семибратова Арина Старикова Ульяна Ивановна 1896г.р. с. Островное.  Работала на разных работах в  колхозе.  Умерла 1982 г.  Место погребения с. Суслово. Жил-был кот,  Ездил взад- да вперёд.  Лошадей своих погонял  И на полпути  упал.  Хотели услышать сказку про кота,  А не начать ли нам её с конца ?

Творческие работы

Мои проекты

Мои сказки

  • 1890-1896 г.р. Вятская губерния.
  • Работал зав. маслозавода.
  • Ушел на фронт
  • 1941 г. Пропал без вести.
  • Брак с Ульяной Ивановной .

Семибратова Арина

  • Старикова Ульяна Ивановна
  • 1896г.р. с. Островное.
  • Работала на разных работах в

колхозе.

  • Умерла 1982 г.
  • Место погребения с. Суслово.

Жил-был кот, Ездил взад- да вперёд. Лошадей своих погонял И на полпути  упал. Хотели услышать сказку про кота, А не начать ли нам её с конца ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!