СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках развития речи"»

Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках по развитию речи.


Сусловская СОШ филиал МКОУ «Островновская СОШ» Ерофеева Ольга Александровна- учитель начальных классов.



В основу методики формирования функциональной грамотности положена совместная работа учителя и учеников, которая предполагает последовательное включение учащихся в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей.

Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов  выражения своих мыслей, а также создания ситуаций развития личностного опыта учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы используются уроки по развитию речи. Речь ребенка – показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах. (2сл.)

Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств, свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также и о неумении наблюдать людей, природу.  Развивать речь детей – значит постоянно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. (3сл.)

Поэтому, на мой взгляд, развивать умение мыслить с помощью языка, помогают уроки развития речи        

      На таких уроках мы формируем у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя. Развитие речи – это главная задача уроков русского языка и литературы. Речь – сложнейшая творческая деятельность человека, которая включает в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Выучивается говорить тот, кому есть что сказать. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. (3сл.) В процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.

Поэтому я ставлю перед собой задачу учить детей наблюдать, делать выводы из своих наблюдений, отделять в высказывании главное от второстепенного,

аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника, анализировать и прогнозировать,  оценивать свои и чужие высказывания, отстаивать свою точку зрения. Стараюсь создать на уроках благоприятную среду для формирования функциональной грамотности учеников через  письменные работы разного вида и стиля, вопросы, оформление  разнообразных деловых бумаг. А также отрабатываем  умения находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, Интернет-ресурсов.

Особое внимание уделяю  подготовке и проведению уроков  развития речи при написании сочинений по картине, по заданной теме.  

На таких уроках, на мой взгляд, развивается не просто мышление, а художественное мышление, не просто речь, а речь художественная.

      Надо отметить, что на  уроках по развитию речи царит эмоциональный настрой, произведение искусства потрясают, волнуют учеников, а взволновав, заставляют задуматься. И как  показывает практика, это самое важное условие успеха  урока. Этой цели способствует и  интересный экскурс в мир живописи того или иного художника. И чем он нагляднее и эмоциональнее, тем более этот этап урока будет полезен при написании одной из частей сочинений.

      Также на уроках использую и всевозможные связи с жизнью ребят, с их знаниями, полученными раннее на  уроках русского языка, литературы, окружающего мира и т. д., то есть используем межпредметные связи. Это необходимо: ведь творческое, художественное мышление ассоциативное.


Предлагаем некоторые разработки уроков  по развитию речи.


1. Упражнения для развития фонематического слуха.

1.1. «Назови слова» ( 4 сл.)

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.


1.2. «Хлоп-хлоп»

«Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук [Г] - хлопни 2 раза»


1.3. «Играем со словом» (5сл.)

«Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».


1.4. «Кружок» (5сл.)

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

1.5. «Длиннее - короче» (5сл)

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают».

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея-  змейка, червяк - червячок.


2. Упражнения для развития грамматических навыков

2.1.  «Кто? Что?» (6сл.)

(Составление предложений по разным моделям)

         «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»


2.2. «Закончи предложение» (6сл.)

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

2.3. «Добавь слова» (7 сл.)

(Распространение предложений)

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»


2.4. «Составь фразу»

(Образование предложений из слов)

Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                                      полная корзина


2.5. «Пропавшие слова»

 «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.


2.6. «Найди ошибку» (8 сл.)

Задание:  «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

После грибов будут дожди.


2.7. «Правильно или нет?»

Задание: «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ»

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.


2.8. «Подбери рифму»

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, сок, снег, подушка, бочка

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.


2.9.Четыре ответа - одно предложение (9сл.)

Цель – учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении. Учитель называет предмет, например, пароход. 1 ученик отвечает на вопрос: Какой он? 2 ученик: Что он делает? 3 ученик: Как происходит действие? 4 ученик: Где происходит действие?

Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.

Изменённый вариант игры: каждому ученику задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.


3. Упражнения для развития словарного запаса.


3.1. «Признаки»

1.«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

2.«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

3.«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».


3.2. «Слова – приятели» (10сл.)

(Работа с синонимами)

1.«Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»

2.«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

3.«Какое слово лишнее? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий


3.3. «Объяснялки»

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

  1. Логопедические и фонетические игры

4.1.Найди и назови нужное слово.

Цель: различение на слух пары согласных по глухости и звонкости.

Учитель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

(Пример)

звук "C

Домик над рекою,

Светлой полосою
В окнах огонек,

На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

звук "З"

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.


4.2. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)" (10сл)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и отработка произношения звуков.
  Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". и т.д.


4.3.«Грамматические» раскраски



4.4. Любопытный

Цель – закреплять умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый звук в слове.

Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».

Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «1ачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.

5.Игры для обогащения речи и развития мышления


5.1.«Может быть -  не может быть»

Цель: учить внимательно слушать и обогащать речь синонимами.

После каждого названного действия (класс отвечает: »может быть» или «не может быть»)

Пример: Звучит звонок. Начался урок. Дети сидят…пишут…прыгают…шалят…играют.

думают…ищут…толкаются…кусаются…

рисуют. ..


5.2. Игра в акронимы.

 Развивает фантазию, умение "работать со словами", расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима.

Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать "мягкая теплая подушка". Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.


5.3. «Голохвостики»

Цель: в процессе соревнования совершенствовать словарный запас.

Играющие 2 команды по очереди произносят цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова  служил началом следующего  (зимашинарод). Побеждает та, которая последней назовет слово.


5.4.«Профессии»

Цель: соотносить существительные с глаголом. К игре надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне
Старший брат.
Охраняет наши жизни.
  Он... (солдат).


6.Редактирование предложений и текстов.

6.1.Неправильно Правильно

Мама приготовила рыбий суп. Мама приготовила рыбный суп.

Охотник одел шапку. Охотник надел шапку.

Петя шёл взади. Петя шёл сзади.

Обратно пошёл дождь. Опять пошёл дождь.

Вперёд всех побежал Вова. Быстрее всех (первым) побежал Вова.

На стройке работают штукатурщики. На стройке работают штукатуры.

Он пришёл без пальта. Он пришёл без пальто.

Коле выдали благодарность. Коле объявили благодарность.

Ихняя мама купила торт. Их мама купила торт.

Они хочут играть в футбол. Они хотят играть в футбол.

Миша съел два супа. Миша съел две тарелки супа.



6.2 Замените слово и запишите получившееся предложение.

1.Осенью деревья покрываются жёлтыми листьями.

(Осенью деревья покрыты желтыми листьями.

или Осенью деревья оделись в золотой наряд).

2.Животные строят себе на зиму берлоги, норки.

(Животные делают себе на зиму берлоги, норки).

3.Пошёл дождь.

(Полил дождь).

4. Вдруг стало темно.

(Вдруг стало быстро темнеть

6.3.Игра со словами

1.К словам ромашки, одуванчики подберите слова, передающие окраску этих цветов, подобно синеет мышиный горошек. Слово растут уберите. Запишите получившееся предложение.

На зеленом лугу растут ромашки, одуванчики, синеет мышиный горошек.

(На зеленом лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек).

2. Уберите невыразительные слова, обозначающие голоса птиц; найдите другие слова – для каждой птицы особенное слово. Если нужно, перестройте или даже разделите предложение.

В лесу поют и кричат всякие птицы: скворцы, кукушка, ворона.

(В лесу свистят и щелкают скворцы. Вот каркнула ворона. Вдали кукует кукушка).

6.4. Все наоборот.

Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Сок яблока-… (яблочный сок)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье) и т.п.

6.5.Роль сказки

При повторении правила, дети дома придумывают сказки.

Например: 1. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя 2 сына: I спряжение и II спряжение. Сыновья любили отца Глагола и помогали ему в правлении.

2. На уроке окружающего мира я использовала сказку, для того чтобы дети почувствовали свою ответственность за тех кого приручили.

Однажды в деревню пришёл человек и стал дорого покупать всех кошек. Люди охотно продавали своих питомцев. Но в одном доме хозяйки не было, а дверь открыл мальчик. Он отказался продавать свою Мурку. Старик упрашивал его, говорил, что мама узнает, будет ругаться, но мальчик был не приклонен. В крайнем доме деревни жила глухая старушка, у которой был кот Васька. Но старик не мог ей достучаться. Вечером с работы пришла мать, узнав от соседей про старика, который скупал коше. Она долго ругалась, на сына ведь дома не было даже крошки хлеба. Ночью, то в дверь, то в окно кто-то скрёбся. Мурка шипела, щетинилась, подбегала к окну, то к двери. Утром всё стихло. Мать пошла к соседке, чтобы занять молока. Вернулась она очень быстро, на ней не было лица, испуганная, взъерошенная. Мать рассказала, что в деревне нет людей, остались только они, да глухая бабка Лукерья с котом Васькой. Как известно кошки не любят нечистого в доме. Вот так нечистый обманул всю деревню.

Эта сказка вызвала бурю эмоций, в классе была долгая дискуссия. И все ученики либо продолжили сказку, либо сочинили свою.

6.6. Творческие работы

Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. В нашем классе у каждого ребенка есть тетрадь для творческих работ: сочинений, стихотворений. Два ученика в нашем классе издали сборники стихов с помощью родителей. Мы создали общие сборники сказок, книжек с загадками, сборники стихотворений, оформлением занималась группа детей.

6.7. Создание викторины, тестов.

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать вопросы (участвуют все желающие). Такие викторины и тесты дети с удовольствием готовят сами и проверяют сами, подводят итоги.

6.8.Работа с вопросником

Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Такую работу я провожу как в устной, так и в письменной форме.

6.9.Свободные ассоциации

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить); б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации) в) «Фантастический банан» г) «Сочини сказку»



Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся

6.10. Договори фразу

 -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… ( здравствуйте). -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день) . -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо). -Когда нас бранят за шалости , говори…(простите , пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками

6.11. Мой проект

Проекты способствуют не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!