СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ (по рассказам Л. Н. ТОЛСТОГО «Кавказский пленник» и В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ (по рассказам Л. Н. ТОЛСТОГО «Кавказский пленник» и В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)»



СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ (по рассказам Л. Н. ТОЛСТОГО «Кавказский пленник» и В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)



Учитель - прежде всего человек, обладающий своим личностным комплектом знаний, умений, навыков и желания преподавать. В новой образовательной ситуации важно, чтобы педагог перестал быть только донором, сообщающим ученику новое "объективное" знание. Его главной задачей становится научиться вместе с учениками, самостоятельно определяя и восполняя свои проблемные "образовательные зоны". Вследствие этого он будет способен мотивировать учащихся на проявление инициативной самостоятельности. При этом педагог должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый из них мог бы реализовать свои способности и интересы. Другими словами, он должен создать условия для развивающей среды, в которой становится возможной выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных, творческих и физических способностей. И, что очень важно, эта деятельность должна происходить в процессе совместной реализации индивидуально-личностных и коллективных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя личной ответственности за коллективный результат. В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:

* осуществляя системно-деятельностный подход, планировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

*осуществляя индивидуально-личностный подход и принципы дифференцированного обучения, подмечать склонности учащихся и в соответствии с ними определять наиболее подходящий учебный материал и деятельность;

* владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею;

* владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею;

*использовать систему оценивания , позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;

* уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;

* уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои соображения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута критике.



ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:

- оценивать поступки героев (людей);

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки героев как хорошие или плохие;

эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать (эмпатия);

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

- научиться воспринимать красоту окружающей природы, бережно относиться ко всему живому;

- чувствовать красоту художественного слова;

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- воспитывать в себе любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- развивать интерес к чтению, к ведению диалога с автором произведения, испытывать потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, своих и поступков окружающих людей;

- развивать этические чувства: совести, вины, стыда как регуляторы морального поведения.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебников, критические статьи - обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному (технология продуктивного чтения).



СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

"Формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств - возможно лишь в деятельности" (Л. С. Выготский)

На уроках литературы главным объектом деятельности является художественный текст. Поэтому, как научатся учащиеся работать с текстом, смогут ли они правильно оценивать поступки героев, понимать их характеры, какие сформируются у них личностные качества под влиянием прочитанного, полностью зависит от учителя. На уроках литературы в 5 классе, анализируя художественные тексты, использую такой алгоритм работы: ЭПИЗОД – ПОСТУПОК - ХАРАКТЕР. В своем анализе текста ребята часто сбиваются на пересказ, не умея правильно характеризовать образ героя, не понимают, с какой целью автор испытывает своего героя, сталкивая его с трудностями, знакомит с другими персонажами, сравнивая их, ставит перед героем различные преграды в достижении цели. Алгоритм анализа: ЭПИЗОД – ПОСТУПОК - ХАРАКТЕР помогает решить эти проблемы.

Перед составлением таблицы проводим следующую работу:

  1. для пятиклассника выделить эпизоды довольно сложно, поэтому в ходе чтения составляем план рассказа, частично в классе в коллективном диалоге, а заканчивают эту работу они самостоятельно в качестве домашнего задания;

  2. на следующем уроке для проверки используем такой вид деятельности , как работа в парах ( сильный - слабый): один называет эпизод, другой рассказывает о поступках.

Чтобы понять, чем же отличаются характеры Жилина и Костылина (по рассказу Л. Н. Толстого "Кавказский пленник"), составляем подробную сравнительную таблицу: "Как ведут себя герои в одинаковых ситуациях"

Эпизод

Жилин

Костылин

Характер

I.При захвате в плен



«Не дамся же живой!».

Вывод: Жилин сопротивлялся, но вырваться из рук врагов было невозможно.


«…Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Костылин смалодушничал, испугался


Жилин смелый, решительный; Костылин малодушный, трусливый

II.В эпизоде написания письма о выкупе

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал,- чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»

Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя.

«…Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют».

Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома.

Жилин самостоятельный, уверенный; Костылин не надеется на себя

III.Первый месяц в плену

«…Высматривает, выпытывает, как ему бежать»

Жилин надеется только на побег и все делает для этого

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»


Жилин деятельный, инициативный;

Костылин безвольный, безразличный к окружающему, пассивный

IV.В эпизоде первого побега

«…Вставай, садись на закорки - снесу, коли уж идти не можешь».

Вывод: не бросает

товарища в беде

«…Изрезал все ноги…отстает».

«Не могу, сил моих нет».

«Рассолодел» - ослабел, устал.»

Вывод: Костылин не желает и не умеет бороться,

Жилин верный товарищ, упорный;

Костылин, покорный судьбе и обстоятельствам

V.Перед вторым побегом

«Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу».

Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе.

«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет ? ».

Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагов.

Жилин целеустремленный, любит жизнь и свободу;

Костылин не верит в себя, слабый



Общий вывод: Жилин борется с судьбой, не сдается и побеждает, а Костылин не умеет и не желает сопротивляться обстоятельствам, оказывается безвольным и пассивным, и вот результат: «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».


Казалось бы, после такой работы ребятам легко ответить на письменные вопросы: "Что помогло Жилину бежать из плена?" и "В чем не хотите походить на Костылина?" Надо любить жизнь, уметь бороться с трудностями, нельзя раскисать - такие выводы делают для себя пятиклассники (сочинения прилагаются). Но не все так просто в их личностных оценках… Кто-то неуверен в себе и ему срочно требуется поддержка, а другой и вообще не считает Жилина героем, у него уже своя собственная оценка поступков, а главное, не надо бороться с обстоятельствами, зачем, когда и так все будет хорошо, без его вмешательства…

1) Жилин вел активный образ жизни, много работал, двигался, осмотрел местность, подружился с Диной, благодаря этому и выжил. Костылин с первых дней вел пассивный образ жизни, ожидал деньги и спал. Поэтому выжил чудом. Надо стремиться к тому, чтобы быть как Жилин. Надо любить жизнь…

2) Жилин борется с судьбой, не сдается и побеждает, а Костылин не умеет и не желает сопротивляться обстоятельствам, оказывается безвольным и пассивным….Но я не смогу, как Жилин. Он все умеет делать, много знает… Я буду как Костылин… Ждать

3)…

Вот такие получились личностные результаты! Значит одному надо помогать изживать неуверенность в себе, другому найти верное решение, выход, третьему помочь сформировать позитивное отношение к жизни, показать положительное в активной позиции….

Учитель способствует формированию личностных качеств ребенка, поэтому цель следующего урока изменить мнение ученика. Перед изучением рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» проводим опрос. Максим Воеводин, ученик 8 «А» класса, берет интервью у пятиклассников: как бы они повели себя в трудной ситуации. Из опрошенных где-то 20% ребят все-таки остаются сторонниками пассивной позиции: зачем что- то делать, рваться и метаться, когда и так спасут. Всех спасают! ( интервью с пятиклассниками)

О характере Васютки (по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") мы говорим, используя тот же алгоритм работы: ЭПИЗОД – ПОСТУПОК - ХАРАКТЕР. Сначала с большой активностью в коллективном диалоге по эпизодам составляем кластер:

Озеро с проточной водой



«..трава растёт вблизи водоёма…»





ВАСЮТКА Кедровые орехи



«Тайга хлипких не любит» Затеси Глухарь



Затем составление синквейна* на образе Васютки:

  1. Васютка, тринадцатилетний школьник;

  2. Трудолюбивый, знающий тайгу;

  3. Охотится, блуждает, борется с трудностями;

  4. Не должен страдать из-за своей горячности;

  5. «Васюткино» озеро

Ребята отмечают упорство героя, его целеустремленность, внимательность и наблюдательность, умение взять себя в руки. Каждый увидел ошибки мальчика: сначала увлекся глухарем, а потом запаниковал. И каждый примерял эту ситуацию на себе, что очень важно в формировании личностных качеств.

*- Синквейн. Происходит от французского слова «cing»- пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.





Правила написания синквейна:

  1. (первая строка) тема стихотворения, ОДНО слово, обычно имя существительное;

  2. (вторая строка) описание темы, ДВА слова, как правило, имена прилагательные;

  3. (третья строка) описание действия по теме, ТРИ слова, обычно глаголы;

  4. (четвертая строка) отношение автора к теме, фраза из НЕСКОЛЬКИХ слов;

  5. (пятая строка) эмоциональное или философское обобщение темы, ОДНО слово, близкое первому.

Васютка в том же возрасте, что и пятиклассники, и ситуация, в которую попал подросток, тоже им ближе, чем в рассказе «Кавказский пленник». Трудно, конечно, городским детям сравниться с мальчиком, выросшим в тайге. Но все умения и знания Васютки понятны учащимся и реальны в исполнении. Поэтому и сравнить себя с героем рассказа, поставить себя на его место ребятам гораздо легче.

"Какие черты характера Васютки помогли ему выбраться из тайги?" - на такой вопрос отвечали пятиклассники после всей работы. Конечно, были еще пересказы текста, описания всех бед главного героя, но было много работ, где ребята говорили о самостоятельности мальчика, твердости характера. Ребята рассуждали, как они поведут себя в подобной ситуации: растеряются или останутся спокойными, найдут ли выход. Но главное, была понятна их личностная позиция: нельзя ждать и надеяться – надо действовать и верить в лучшее!

1) Если бы я оказалась в такой ситуации, я не смогла бы сохранять спокойствие и уверенность. Этот рассказ научил меня многому, когда оказываешься в такой ситуации не надо паниковать, а надо быть спокойным и уверенным в себе, и все получится. Быть осторожным и бесстрашным.

2) Этот мальчик почти мой ровесник, но я не уверен, что проявил бы такую же решительность и находчивость, если бы заблудился в лесу. У Васютки можно поучиться смелости ,умению преодолевать растерянность и страх. Никогда нельзя опускать руки и терять надежду.

3) Я не знаю, как бы я повел себя на месте Васютки. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только смелости и силы воли, но и многих знаний и умений. Теперь я точно знаю, что любой может оказаться в положении, где пригодятся те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь преодолевать жизненные трудности.

Вывод: если сравнивать эти сочинения с выступлениями ребят в интервью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!