Гурко Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный»
СПОСОБЫ И ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ
Аннотация: статья посвящена вопросу выбора темы перед началом проектной деятельности. Автор знакомит читателя с эффективными способами и правилами, которые помогают учащимся выбирать увлекательные темы проектных работ.
Ключевые слова: проектная деятельность, выбор темы, способы выбора, правила выбора.
Одной из основополагающих характеристик современного человека является его способность к проективной деятельности, поэтому выпускник каждой школы должен обладать не только знаниями по основным предметам, но также владеть практическими навыками и умениями. Для достижения такого результата работники образования используют инновационные средства обучения, одним из которых является проектная деятельность.
Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из основных современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике. В процессе работы над проектом происходит приобретение учеником собственного знания, а не изложенных учителем абстрактных научных фактов. Учащиеся оказываются в такой ситуации, где они овладевая теоретические знания, должны объяснять каким образом они получили данный результат.
По мнению Н.В. Матяш, начальным этапом вхождения в проектную деятельность является младший школьный возраст, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею, а это способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет и оказывает влияние на познавательную сферу.
Одним из важнейших этапов в проектной деятельности является выбор темы проекта. От правильного выбора темы зависит успех всей работы. Очень часто многие учащиеся имеют затруднения с выбором темы. Как же можно помочь школьникам решить эту проблему?
Существует несколько способов выбора темы: из жизненных ситуаций, в которых у ребёнка возникают вопросы; из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.; из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности). Давайте рассмотрим самые эффективные, которые я успешно реализую в своей практике.
Один из самых результативных способ, который я использую при выборе темы – анкетирование, оно помогает выявить направленность интересов учащихся. Каждый вопрос анкеты начинается со слов: "Нравится ли тебе ..."
1. Слушать или читать рассказы о природе;
2. Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;
3. Рисовать;
4. Посещать уроки физкультуры, спортивные секции;
5. Играть в коллективные игры;
6. Слушать или читать книги о технике, машинах, космических кораблях;
7. Помогать на кухне (мыть посуду, готовить пищу);
8. Наблюдать за природой;
9. Интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10. Музицировать, петь;
11. Участвовать в эстафетах, подвижных играх;
12. Организовывать игры;
13. Решать логические задачи и задачи на сообразительность;
14. Выбирать и покупать в магазине продукты;
15. Ухаживать за животными;
16. Играть в слова (отгадывать загадки, ребусы, кроссворды);
17. Сочинять сказки, стихотворения, истории, рассказы;
18. Делать зарядку по утрам;
19. Общаться с новыми людьми;
20. Играть с техническим конструктором;
21. Содержать в порядке книги, тетради, игрушки и др.;
22. Ухаживать за домашними растениями;
23. Посещать исторические музеи;
24. Заниматься различными видами художественного творчества;
25. Слушать или читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26. Убеждать, доказывать свое мнение;
27. Конструировать или рисовать самолеты, корабли и др.;
28. Помогать в уборке квартиры (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29. Работать в саду, на огороде, выращивать растения;
30. Узнавать о событиях, которые происходят в мире;
31. Участвовать в спектаклях;
32. Участвовать в спортивных соревнованиях;
33. Помогать другим людям;
34. Уроки математики;
35. Шить, вышивать, стирать.
Ответы на вопросы в виде плюсов и минусов фиксируются в таблице.
Бланк ответов
Фамилия, имя_______________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. |
15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. | 21. |
22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. |
29. | 30. | 31. | 32. | 33. | 34. | 35. |
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь направлений:
1. Природа и естествознание.
2. Гуманитарная сфера.
3. Художественная деятельность.
4. Физкультура и спорт.
5. Коммуникативные интересы.
6. Техника и математика.
7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Подсчитывая количество плюсов и минусов в каждом столбике, необходимо взаимно сокращать плюс и минус. Доминирование там, где больше плюсов. Раскрыв интересы детей, педагогу не составит труда помочь ребёнку определиться с темой.
Следующий способ выбора темы для проектной работы – использование игр. Я применяю для этого игру «Задай вопрос Знайке», предлагая детям для обсуждения ситуацию: «Представьте себе, что к нам в гости на урок должен прийти Знайка, который может дать любой ответ на интересующий вас вопрос. О чём бы вы его спросили?» Дети задают вопросы, я их записываю, анализирую и определяю тематику проектной работы. Можно предложить детям игру «Почемучки». Для реализации данной игры мы в классе соорудили почтовый ящик, дети опускают в него письма с вопросами, на их основании выбираются темы для проектов.
И ещё один способ, который использую в практике – наблюдения за детьми. Все вопросы, которые учащиеся задают мне на уроках, после экскурсий, после чтения произведений, после просмотра фильмов, спектаклей, становятся отправной точкой для выбора темы проекта.
При выборе темы мне помогают также правила, которые я для себя сформулировала, учитывая требования к проекту.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Интерес. Тема должна быть интересна ребенку, она должна увлекать его. Проектная работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Актуальность. Тема должна быть актуальной и направленной на решение какой-то проблемы, принести реальную пользу (возможность практического использования, получение новых полезных в жизни знаний, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности), для этого необходимо проанализировать потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы, выяснить общественное мнение (опрос родителей, знакомых, одноклассников, целевой аудитории).
Правило 3. Оригинальность. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 4. Краткосрочность. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младших школьников ограниченна. Здесь также нужно учитывать, что выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Правило 5. Доступность. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Также необходимо учитывать доступность и наличие требуемых средств и материалов, их отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, а это, в свою очередь, мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Выбирая тему проекта, необходимо помнить, любой проект ограничен педагогическими задачами, возрастом, объёмом и временем, которого у современных школьников не так много, поэтому, приступая к руководству проектом ученика, педагог должен заранее продумать, отобрать и проанализировать с точки зрения соответствия требованиям предлагаемые темы, определить ориентиры для дальнейшей работы над проектом. А затем, на заложенной учителем базе проекта, будут корректироваться, обсуждаться, приниматься, отвергаться разнообразнейшие ученические идеи реализации темы.
Список литературы:
Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. // Начальная школа. №10, 2006.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.