Повторение и систематизация теоретических сведений по теме урока (9 мин) Углубление знаний учащихся по теме урока (9 мин) (4 мин) (6 мин) (5 мин) | - Какие способы передачи чужой речи вы знаете? - Что такое прямая речь? - Что такое косвенная речь? -Что такое цитата? - Опираясь на полученные ранее знания и материал таблицы, составьте развёрнутое лингвистическое высказывание на тему «Способы передачи чужой речи» Способы оформления чужой речи | Пример | Прямая речь | А: «П». А: «П!» А:«П?» Вольтер однажды метко сказал: «Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке» «П»,— а. «П!» — а. «П?» —а. «Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке»,— заметил Вольтер, | «П,— а,— п». «Словарь,— однажды заметил Вольтер,— это Вселенная в алфавитном порядке». «П,—а.— П». «П? — а.— П». «П! — а.— П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости,— сказал Вольтер.— Ни воздержание, ни излишества не дают счастьям. | Косвенная речь (что, чтобы, ли, который) | Вольтер однажды сказал, что словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. | Цитирование | 1) как прямая речь 2) путем косвенной речи Вольтер однажды сказал, что «словарь — это Вселенная в алфавитном порядке». 3) использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал По словам Вольтера,«словарь — это Вселенная в алфавитном порядке». | - Спишите, отредактировав предложение, к которому мы обращались в начале урока Ответ: «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даете билетов?» Более подробно я бы хотела обратить ваше внимание на способы цитирования, обратимся к листам «Цитирование» для ваших справочников (Приложение 2) Цитирование Способы цитирования 1. Предложениями с прямой речью. Условие | Пример | Правило | 1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью | Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». | Знаки препинания как в предложениях с прямой речью | 2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине) | Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев | в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы). | 2. Предложениями с косвенной речью. Пример | Правило | 1) Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». 2) А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою». 3) «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). 4) В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...». Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!». | Цитата пишется с маленькой буквы в кавычках. Если приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие 3-й пример представляет собой изолированный компонент текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка. | 3. Предложениями с вводными словами. Условие | Пример | Правило | как говорил, по словам, как писал, как считал | По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей». | После вводных слов ставится запятая, цитата заключается в кавычки | Цитирование стихотворного текста Пример | Правило | Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса... | Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка. | Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами: ...И всего выше И нос, и плечи поднимал Вошедший с нею генерал, – муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). | Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки | Эпиграф обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа. Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. М. Е. Салтыков-Щедрин Практическая работа с языковым материалом (мультимедийная презентация). Задание 1. Перестройте предложения так, чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте: а) прямую речь, б) косвенную речь, в) вводные слова или предложения (устно). Последнее предложение запишите, включив слова автора в середину предложения. Произведите его синтаксический разбор Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей (Н. Макиавелли). Нет уз святее товарищества (Н. Гоголь). Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство (И. Гончаров). - Проверьте себя по образцу и оцените свою работу в листе самооценки (задание №1) Задание 2. Предлагаемые высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Поместите авторские слова вместо знака //. 1)Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, // будущее выстрелит в тебя из пушки (А Гафуров). 2) // Лишь та любовь — любовь, которая чуждается расчёта (У. Шекспир). 3) А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы» То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. - Проверьте себя по образцу и оцените свою работу в листе самооценки (задание №2) 3) ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи» 1. Предложение с косвенной речью представляют собой: 1) простое предложение; 2) сложносочинённое предложение; 3) сложноподчинённое предложение; 4) простое осложнённое предложение. 2. Укажите способ передачи чужой речи в предложении По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 1) Предложение с прямой речью; 2) предложение с косвенной речью; 3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения; 4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. 3. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить: 1) союз что; 2) союз-частицу ли; 3) союз чтобы. 4. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью. 1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель. 2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват 3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. 5. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью: Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды. 1) «П»,— а. 2) «П,— а.— П». 3) «П,— а,— п». 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» 2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку». 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел. 4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов. 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея. 3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела». 4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. 8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! 2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней. 3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы». 4) И боец сказал: «Понятно!» 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «За все ответите!» — грозно сказала мать. 2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?» 3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет». 4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка. 10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «Ура!» — кричали люди на площади. 2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется». 3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!» 4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.» - Проверьте себя по образцу и оцените свою работу в листе самооценки (Ключи к тесту) | Отвечают на вопросы учителя Анализ таблицы. Составление развернутого высказывания на основе таблицы. Редактирование предложения Работа с листом справочника «Цитирование»: построение умозаключений, заполнение пустых граф таблицы Построение предложений с прямой и косвенной речью, синтаксический разбор Самоконтроль, коррекция, самооценка Оформление предложений с цитатами Самоконтроль, коррекция, самооценка Выполнение теста Самоконтроль, коррекция, самооценка |