СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы повышения эффективности учета индивидуальных достижений обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио как действенный способ повышения эффективности учёта индивидуальных достижений обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Способы повышения эффективности учета индивидуальных достижений обучающихся»









Способы повышение эффективности учета индивидуальных достижений обучающихся























Санкт – Петербург

2019


Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания.

Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе.

Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.

В.А. Сухомлинский


В процессе организации воспитательной работы в условиях многокультурной среды нередко возникает вопрос о разработке индивидуального профиля достижений обучающихся. В связи с этим, на мой взгляд, интересной и продуктивной формой работы представляется работа над портфолио. Именно портфолио является продуктивным способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период. В процессе работы обозначили портфолио как коллекцию работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом, студентом и родителем. Несмотря на различные подходы в определении, можно с уверенностью сказать, что портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. В то же самое время данная форма работы позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного подхода.

Уже сегодня портфолио наших обучающихся содержит в себе творческие работы, грамоты, дипломы, свидетельства спортивных достижений, проекты, исследовательские работы, отзывы и рецензии. И хотелось бы, чтобы студенты знали, что портфолио не просто «маленькая книжка», а большой билет в будущее, который в ближайшее время станет не менее ценным, чем диплом.

Конечно, все это нельзя считать чем-то оригинальным, но именно не раз проверенные временем методики помогают нам не только работать с такими разными и удивительными обучающимися, но и комфортно с ними общаться.

Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Сам же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации образования.

Работа по составлению портфолио требует взаимодействия преподавателей, родителей и обучающихся. Преподаватель должен как можно полнее и конкретнее информировать студента и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п.

На сегодняшний день существует огромный разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями, суть которого заключается в элементарном непонимании важности, сущности и особенностей процесса формирования портфолио, как для родителей, так и для обучающихся и преподавателей. Большинство участников данного процесса подходят к нему в основном с формальной точки зрения, но никак не с практической или научной. Задача педагогического сообщества на данном этапе добиться путем применения различных средств и методов педагогической практики именно понимания самой сути процесса, показать всем участникам его важность и перспективность.

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Педагогическая философия данной технологии предполагает:

  • смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • перенос акцента педагогической деятельности с оценки на самооценку, таким образом, эта форма относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирована не только на процесс оценивания себя, но и самооценивания.

  • профилактику предвзятого отношения к студенту со стороны педагогов, определенная гарантия объективной оценки его успехов.

Таким образом, портфолио является современным и достаточно эффективным способом оценки деятельности обучающихся, помогающим решать важнейшие педагогические задачи:

1.Постоянно поддерживать высокую мотивацию обучающихся;

2.Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

  1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и коммуникативную деятельность;

4.Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

  1. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Основными принципами оценки качества внеучебных достижений обучающегося являются:

  • единые процедура и технология;

  • достоверность используемых данных;

  • соблюдение морально-этических норм при сборе информации.

Показатели качества внеучебных достижений обучающегося

и критерии их оценки

Система учета внеучебных достижений обучающихся включает:

  • достижения в области личностного развития;

  • достижения в области социального развития;

  • достижения в области общекультурного развития;

  • достижения в области интеллектуального развития;

  • достижения в области коммуникативного развития.

Качество внеучебных достижений обучающегося выявляется через ключевые компетенции:

  • познавательно-информационную: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности;

  • социально-трудовую: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;

  • коммуникативную: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми;

  • в сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.

Достижения фиксируются в портфолио ученика.

Структура портфолио

«Портфолио документов»

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта


Диплом

Грамота Свидетельство и другие документы подтверждающие достижения студента

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.


«Портфолио работ»

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта


Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору

Творческая книжка с приложением работ

Электронные документы

Видеозаписи

Модели, проекты, исследовательские работы

Отчеты о социальных практиках

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много студентов, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» в его образовательной карьере.


«Портфолио отзывов»

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

Ограничения варианта


Тексты заключений;

Рецензии;

Отзывы;

Резюме;

Эссе;

Рекомендательные письма;

Другое.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки , что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Сложность формализации и учета собранной информации.

Сведения о владельце портфолио

Место

для

фотографии

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Адрес постоянного места жительства



Место учебы

Дата выдачи 20__ г.

Директор: / / М.П.

Сведения об участии в мероприятиях (запись выполняется классным руководителем)



Сведения о спортивных достижениях

Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих Достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую запись)

Дата

Подпись лица, сделавшего запись

Сведения об участии в олимпиадах



Предметные олимпиады (предмет, уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую пометку)

Дата

Подпись лица, сделавшего запись

Сведения о творческих работах и участии в выставках



Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую запись)

Дата

Подпись лица, сделавшего запись


Ранжирование результатов, помещенных в портфолио.

  1. блок. Результаты олимпиад

Этапы олимпиады

Рейтинговая оценка

Заключительный этап всероссийской олимпиады

от 65 до 100 баллов

Региональная олимпиада

1 место

65 баллов

2 место

55 баллов

3 место

45 баллов

участие

до 40 баллов

Районная олимпиада

1 место

35 баллов

2 место

25 баллов

3 место

20 баллов

участие

до 15 баллов

Олимпиада техникума

1 место

10 баллов

2 место

7 баллов

3 место

5 баллов

участие

до 3 баллов


*Примечание:

  • решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

  • в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

  • в данном разделе допускаются копии документов.

  1. блок. Конкурсные мероприятия (мероприятия, выставки, концерты, соревнования и конкурсы творческих работ, технического творчества).

Уровень

Рейтинговая оценка

Всероссийский

от 80 до 120 баллов

Региональный

1 место

60 баллов

2 место

50 баллов

3 место

40 баллов

участие

до35 баллов

Районный

1 место

25 баллов

2 место

20 баллов

3 место

15 баллов

участие

до 10 баллов

Школьный

1 место

8 баллов

2 место

6 баллов

3 место

5 баллов

участие

до 3 баллов

*Примечание:

  • решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

  • в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

  • в данном разделе допускаются копии документов.



  1. блок. Интеллектуальные игры - конкурсы

Уровень

Рейтинговая оценка

всероссийский,

1-200 места

60 - 100 баллов

региональный

1-100 места

35 - 50 баллов

районный

1-10 места

15 - 25 балла


образовательного учреждения

1-3 места

1- 10 баллов

* Примечание:

  • решение о выставлении итогового балла принимается комиссией.

  • в качестве рейтинговой оценки принимается оценка, полученная за максимальное достижение обучающегося.

  • в данном разделе допускаются копии документов.



  1. блок. Результаты исследовательской деятельности

Проектные, исследовательские работы и рефераты (представляются рецензии научного руководителя, дипломы лауреатов и т. д.)

Уровень

Рейтинговая оценка

Всероссийский

от 80 до 100 баллов

Региональный

1 место

60 баллов

2 место

50 баллов

3 место

40 баллов

участие

до35 баллов

Районный

1 место

25 баллов

2 место

20 баллов

3 место

15 баллов

участие

до 10 баллов

Школьный

1 место

8 баллов

2 место

6 баллов

3 место

5 баллов

участие

до 3 баллов

*Примечание:

  • решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.

  • в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

  • в данном разделе допускаются копии документов.



  1. блок. Изучение программ дополнительного образования

(участие обучающихся в работе студий, кружков, объединений и т. д.)

Изучал программу дополнительного

образования

5 балл


Изучал программу дополнительного

образования и выполнил проект, изготовил изделие, подготовился к участию в конкурсах, выставках, концертах,

соревнованиях и т. д.

до 10 баллов


Всероссийский

1-3 места

До 100 баллов



участие

до 90 баллов


Региональный

1-3 места

До 60 баллов



лауреат

до 45 баллов



участие

40 баллов


Районный

1-3 места

до 30 баллов



участие

до 20 баллов


Образовательного учреждения

1-3 места

до 10 баллов

Примечание:

  • в качестве рейтинговой оценки принимается сумма баллов, полученных обучающимся за изучение всех программ дополнительного образования и балла, полученного за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;

  • документом, подтверждающим прохождение программ дополнительного образования, является свидетельство, заверенное администрацией общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения, в котором изучалась данная программа.

  1. блок. Опубликование печатных работ в СМИ.

Количество печатных работ опубликованных в СМИ (уровень)

Международый

до 40 баллов за статью

Всероссийский

до 30 балла за статью

Региональный

до 20 баллов за статью

Районный

до 10 баллов за статью



  1. блок. Примерный перечень действий участника внеурочной деятельности, влекущих снижение баллов при подсчете рейтинга

Нарушение Правил поведения обучающихся

До 5 баллов

Нарушение Устава техникума

До 10 баллов

Постановка на внутренний учет и (или) на учет в КДН, ПДН

До 15 баллов

8. Итоговый балл рейтинга внеучебной деятельности студента

Итоговый балл образовательного рейтинга обучающегося складывается из суммы баллов 1-7 блоков и вносится в сводную итоговую ведомость портфолио.

Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения обучающегося.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования и воспитания обучающегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. В то же самое время описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося.

Таким образом, введение портфолио может повысить активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения обучающихся более достоверным и ответственным.

Опыт реализации представленной модели

  1. Обучающий семинар для кураторов «Портфолио обучающихся как педагогический проект в воспитательной работе».

  2. Мастер-классы, проведенные для обучающихся 1-х курсов.

  3. Статья в сборник «Инфоурок» - «Механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся»



Преподаватель ___________________Ю.Л. Соколова

12