Способы повышение эффективности учета индивидуальных достижений обучающихся
Санкт – Петербург
2019
Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания.
Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе.
Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.
В.А. Сухомлинский
В процессе организации воспитательной работы в условиях многокультурной среды нередко возникает вопрос о разработке индивидуального профиля достижений обучающихся. В связи с этим, на мой взгляд, интересной и продуктивной формой работы представляется работа над портфолио. Именно портфолио является продуктивным способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период. В процессе работы обозначили портфолио как коллекцию работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом, студентом и родителем. Несмотря на различные подходы в определении, можно с уверенностью сказать, что портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. В то же самое время данная форма работы позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного подхода.
Уже сегодня портфолио наших обучающихся содержит в себе творческие работы, грамоты, дипломы, свидетельства спортивных достижений, проекты, исследовательские работы, отзывы и рецензии. И хотелось бы, чтобы студенты знали, что портфолио не просто «маленькая книжка», а большой билет в будущее, который в ближайшее время станет не менее ценным, чем диплом.
Конечно, все это нельзя считать чем-то оригинальным, но именно не раз проверенные временем методики помогают нам не только работать с такими разными и удивительными обучающимися, но и комфортно с ними общаться.
Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Сам же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации образования.
Работа по составлению портфолио требует взаимодействия преподавателей, родителей и обучающихся. Преподаватель должен как можно полнее и конкретнее информировать студента и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п.
На сегодняшний день существует огромный разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями, суть которого заключается в элементарном непонимании важности, сущности и особенностей процесса формирования портфолио, как для родителей, так и для обучающихся и преподавателей. Большинство участников данного процесса подходят к нему в основном с формальной точки зрения, но никак не с практической или научной. Задача педагогического сообщества на данном этапе добиться путем применения различных средств и методов педагогической практики именно понимания самой сути процесса, показать всем участникам его важность и перспективность.
Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».
Педагогическая философия данной технологии предполагает:
смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос акцента педагогической деятельности с оценки на самооценку, таким образом, эта форма относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирована не только на процесс оценивания себя, но и самооценивания.
профилактику предвзятого отношения к студенту со стороны педагогов, определенная гарантия объективной оценки его успехов.
Таким образом, портфолио является современным и достаточно эффективным способом оценки деятельности обучающихся, помогающим решать важнейшие педагогические задачи:
1.Постоянно поддерживать высокую мотивацию обучающихся;
2.Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3.Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и коммуникативную деятельность;
4.Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Основными принципами оценки качества внеучебных достижений обучающегося являются:
единые процедура и технология;
достоверность используемых данных;
соблюдение морально-этических норм при сборе информации.
Показатели качества внеучебных достижений обучающегося
и критерии их оценки
Система учета внеучебных достижений обучающихся включает:
достижения в области личностного развития;
достижения в области социального развития;
достижения в области общекультурного развития;
достижения в области интеллектуального развития;
достижения в области коммуникативного развития.
Качество внеучебных достижений обучающегося выявляется через ключевые компетенции:
познавательно-информационную: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности;
социально-трудовую: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
коммуникативную: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми;
в сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Достижения фиксируются в портфолио ученика.
Структура портфолио
«Портфолио документов»
№ | Материалы, включенные в данный вариант | Преимущества данного варианта | Ограничения данного варианта |
| Диплом Грамота Свидетельство и другие документы подтверждающие достижения студента | Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). | Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. |
«Портфолио работ»
№ | Материалы, включенные в данный вариант | Преимущества данного варианта | Ограничения данного варианта |
| Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору Творческая книжка с приложением работ Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты, исследовательские работы Отчеты о социальных практиках | Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. | Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много студентов, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» в его образовательной карьере. |
«Портфолио отзывов»
№ | Материалы, включенные в данный тип | Преимущества варианта | Ограничения варианта |
| Тексты заключений; Рецензии; Отзывы; Резюме; Эссе; Рекомендательные письма; Другое. | Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки , что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. | Сложность формализации и учета собранной информации. |
Сведения о владельце портфолио
Место для фотографии | Фамилия Имя Отчество Дата рождения |
Адрес постоянного места жительства
Место учебы
Дата выдачи 20__ г.
Директор: / / М.П.
Сведения об участии в мероприятиях (запись выполняется классным руководителем)
Сведения о спортивных достижениях
№ | Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих Достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую запись) | Дата | Подпись лица, сделавшего запись |
Сведения об участии в олимпиадах |
№ | Предметные олимпиады (предмет, уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую пометку) | Дата | Подпись лица, сделавшего запись |
Сведения о творческих работах и участии в выставках | |
№ | Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих достижение (грамоты, диплома), сделать соответствующую запись) | Дата | Подпись лица, сделавшего запись |
Ранжирование результатов, помещенных в портфолио.
блок. Результаты олимпиад
Этапы олимпиады | Рейтинговая оценка |
Заключительный этап всероссийской олимпиады | от 65 до 100 баллов |
Региональная олимпиада | 1 место | 65 баллов |
2 место | 55 баллов |
3 место | 45 баллов |
участие | до 40 баллов |
Районная олимпиада | 1 место | 35 баллов |
2 место | 25 баллов |
3 место | 20 баллов |
участие | до 15 баллов |
Олимпиада техникума | 1 место | 10 баллов |
2 место | 7 баллов |
3 место | 5 баллов |
участие | до 3 баллов |
*Примечание:
решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией.
в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;
в данном разделе допускаются копии документов.
блок. Конкурсные мероприятия (мероприятия, выставки, концерты, соревнования и конкурсы творческих работ, технического творчества).
Уровень | Рейтинговая оценка |
Всероссийский | от 80 до 120 баллов |
Региональный | 1 место | 60 баллов |
2 место | 50 баллов |
3 место | 40 баллов |
участие | до35 баллов |
Районный | 1 место | 25 баллов |
2 место | 20 баллов |
3 место | 15 баллов |
участие | до 10 баллов |
Школьный | 1 место | 8 баллов |
2 место | 6 баллов |
3 место | 5 баллов |
участие | до 3 баллов |
*Примечание: решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией. в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению; в данном разделе допускаются копии документов. |
блок. Интеллектуальные игры - конкурсы
Уровень | Рейтинговая оценка |
всероссийский, | 1-200 места | 60 - 100 баллов |
региональный | 1-100 места | 35 - 50 баллов |
районный | 1-10 места | 15 - 25 балла |
образовательного учреждения | 1-3 места | 1- 10 баллов |
* Примечание: решение о выставлении итогового балла принимается комиссией. в качестве рейтинговой оценки принимается оценка, полученная за максимальное достижение обучающегося. в данном разделе допускаются копии документов. |
блок. Результаты исследовательской деятельности
Проектные, исследовательские работы и рефераты (представляются рецензии научного руководителя, дипломы лауреатов и т. д.)
Уровень | Рейтинговая оценка |
Всероссийский | от 80 до 100 баллов |
Региональный | 1 место | 60 баллов |
2 место | 50 баллов |
3 место | 40 баллов |
участие | до35 баллов |
Районный | 1 место | 25 баллов |
2 место | 20 баллов |
3 место | 15 баллов |
участие | до 10 баллов |
Школьный | 1 место | 8 баллов |
2 место | 6 баллов |
3 место | 5 баллов |
участие | до 3 баллов |
*Примечание: решение о выставлении итогового балла «за участие» принимается комиссией. в качестве рейтинговой оценки принимается сумма оценок, полученных за максимальное достижение обучающегося по одному направлению; в данном разделе допускаются копии документов. |
блок. Изучение программ дополнительного образования
(участие обучающихся в работе студий, кружков, объединений и т. д.)
Изучал программу дополнительного образования | 5 балл |
Изучал программу дополнительного образования и выполнил проект, изготовил изделие, подготовился к участию в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях и т. д. | до 10 баллов |
| Всероссийский | 1-3 места | До 100 баллов |
| | участие | до 90 баллов |
| Региональный | 1-3 места | До 60 баллов |
| | лауреат | до 45 баллов |
| | участие | 40 баллов |
| Районный | 1-3 места | до 30 баллов |
| | участие | до 20 баллов |
| Образовательного учреждения | 1-3 места | до 10 баллов |
Примечание:
в качестве рейтинговой оценки принимается сумма баллов, полученных обучающимся за изучение всех программ дополнительного образования и балла, полученного за максимальное достижение обучающегося по одному направлению;
документом, подтверждающим прохождение программ дополнительного образования, является свидетельство, заверенное администрацией общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения, в котором изучалась данная программа.
блок. Опубликование печатных работ в СМИ.
Количество печатных работ опубликованных в СМИ (уровень) |
Международый | до 40 баллов за статью |
Всероссийский | до 30 балла за статью |
Региональный | до 20 баллов за статью |
Районный | до 10 баллов за статью |
блок. Примерный перечень действий участника внеурочной деятельности, влекущих снижение баллов при подсчете рейтинга
Нарушение Правил поведения обучающихся | До 5 баллов |
Нарушение Устава техникума | До 10 баллов |
Постановка на внутренний учет и (или) на учет в КДН, ПДН | До 15 баллов |
8. Итоговый балл рейтинга внеучебной деятельности студента
Итоговый балл образовательного рейтинга обучающегося складывается из суммы баллов 1-7 блоков и вносится в сводную итоговую ведомость портфолио.
Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения обучающегося.
Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования и воспитания обучающегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. В то же самое время описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося.
Таким образом, введение портфолио может повысить активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения обучающихся более достоверным и ответственным.
Опыт реализации представленной модели
Обучающий семинар для кураторов «Портфолио обучающихся как педагогический проект в воспитательной работе».
Мастер-классы, проведенные для обучающихся 1-х курсов.
Статья в сборник «Инфоурок» - «Механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся»
Преподаватель ___________________Ю.Л. Соколова
12