СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы разделение смесей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по химии в 7-м классе по теме "Способы разделение смесей".

Просмотр содержимого документа
«Способы разделение смесей»

Урок №6

Тема: Способы разделения смесей.

Цель: изучить способы разделения смесей в лабораторных условиях; ознакомить с методами разделения смесей; развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности; воспитывать отношение к химии, как к одной из фундаментальных наук.

Оборудование: смесь серы и железных опилок, песок, соль, дистиллированная вода, чистый лист бумаги, магнит, спиртовка, лабораторный штатив, стеклянная палочка, химическая посуда (химические стаканы, фарфоровые чашки), фильм «Дистилляция воды», презентация «Способы разделения смесей», мультимедийный проектор и экран.

Ход урока.

I Организация класса.

II Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

На прошлом уроке мы с вами изучили понятия «чистые вещества» и «смеси». Ознакомились с разными смесями. Возникает вопрос: если в природе и в быту чистых веществ очень мало, но огромное количество смесей, как получить из этих смесей чистые вещества. Например, вы все знаете, что сахар получают … Из чего? Правильно, из сахарной свеклы, вернее, из сока сахарной свеклы. Скажите, сахар - это чистое вещество или смесь. Правильно, чистое вещество. А сок сахарной свеклы? Правильно, смесь. А как же выделить из смеси вещество, как разделить смесь на составляющие вещества? Вот это мы сегодня и выясним. (Слайд 1)

III Актуализация опорных знаний.

(Фронтальная беседа).

  1. Что такое «чистое вещество»? Что такое «смесь»?

  2. На какие виды делят смеси?

  3. Какие смеси называются гомогенными? Приведите примеры.

  4. Какие смеси называются гетерогенными? Приведите примеры.

IV Изучение нового материала.

  1. Намагничивание и флотация. Перед вами находятся железные опилки и сера. Возьмите чистый лист бумаги. Насыпьте на лист немного серы, затем железные опилки. Хорошенько смешайте их при помощи стеклянной палочки. Рассмотрите смесь. Можете ли вы различить отдельные частички серы и отдельные опилки железа. К какому виду относится эта смесь? Правильно! Гетерогенная. Как вы думаете можно ли разделить эту смесь отдельно на серу и железо? Золушка для разделения смешенных мачехой круп, перебирала зернышко за зернышком. Мы так поступать не будем! Способы разделения смесей основаны на разнице физических свойств веществ, входящих в состав смеси. Опишите физические свойства железа. Одним из свойств железа вы отметили свойство притягиваться к магниту. Опишите свойства серы. Так, сера магнитом не притягивается. Значит мы можем разделить эту смесь намагничиванием.

Как относится сера к воде? Растворяется ли? Смачивается или нет? Если сера водой не смачивается, она будет плавать на поверхности воды или опустится на дно?

Возьмите пробирку, налейте в нее немного воды. Насыпьте немного серы в пробирку. Что наблюдаете. Правильно! Сера не тонет, т.е. водой не смачивается.

Предложите еще один способ разделения данной смеси. Правильно! Смесь засыпать в стакан с водой. Железные опилки осядут на дно, а сера будет плавать на поверхности. Затем можно собрать серу с поверхности воды, затем аккуратно слить воду и высушить железные опилки. Такой способ разделения смесей называется флотацией.

Проведение Лабораторной работы по инструкции.

Инструкция 1.

Задание 1: возьмите магнит. Накройте смесь серы и железных опилок еще одним листом бумаги. Поднесите сверху магнит, поводите им по верхнему листу. Магнит с верхним листом бумаги и примагниченными к нему железными опилками отделите от нижнего листа с серой. Переверните лист так, чтобы магнит был снизу, а примагниченные опилки – сверху. Аккуратно отделите магнит от бумаги.

Задание 2: Снова смешайте серу и железные опилки. Налейте в химический стакан немного воды. Высыпьте смесь в воду.

  1. Отстаивание и фильтрование.

Проведение лабораторной работы.

Инструкция 2.

Задание 3: налейте в химический стакан немного воды. Насыпьте песок. Размешайте при помощи стеклянной палочки. Какая получилась смесь? Оставьте на несколько минут. Что наблюдаете? Аккуратно слейте воду в специальную емкость. Такой способ разделения смеси называется отстаивание.

Задание 4: снова смешайте песок с водой. Сделайте фильтр из фильтровальной бумаги. Вставьте фильтр в воронку. Смочите немного воронку водой. Аккуратно вылейте смесь в воронку. На фильтре останется песок, а чистая вода пройдет через фильтр в химический стакан. Такой метод называется фильтрацией.

  1. Выпаривание и кристаллизация. (Демонстрация выделения соли из раствора)

  2. Перегонка и дистилляция. (Демонстрация видеоролика. Адрес ролика в youtube - https://www.youtube.com/watch?v=-YP9PN1eb30) https://www.youtube.com/watch?v=Y-gW34yoWuY



V Обобщение и систематизация знаний.

Заполните таблицу:

Состав смеси

Метод разделения смеси

Наблюдения

1.



2.



3.



4.



5.





VI Итог урока.

Мы сегодня с вами рассмотрели понятия «чистые вещества» и «смеси». Выяснили, на какие группы разделяют смеси. Узнали, какие смеси встречаются в природе, и какие используются в быту. Оценки сегодня такие: ……

VII Сообщение домашнего задания.

Вам необходимо выучить опорный конспект к данному уроку.










Скачать

© 2018 1248 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!