3
Общая информация
Учебный предмет: химия.
8 класс.
Тема «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
Задание аналитического уровня
Цель задания С позиции учителя
Включить обучающихся в активную групповую деятельность, связанную с осознанием роли смесей в природе и жизни человека, а также практического значения разнообразных способов их разделения, основанных на рассмотренных в курсе химии свойствах веществ.
С позиции ученика
Систематизировать информацию, полученную при разгадывании кроссворда:
1) составить список смесей и способов их разделения, разгадывая кроссворд;
2) провести классификацию изучаемых смесей и способов их разделения по существенному признаку;
3) конкретизировать составленные схемы классификации своими примерами;
4) продемонстрировать понимание значения применения смесей и знаний о способах их разделения в химии и повседневной жизни;
а также провести анализ работы и презентацию результата.
Трудоёмкость Трудоёмкость для цели 3.0 (аналитический уровень)
45 минут
Аннотация для ученика
Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.
Оноре де Бальзак
Введение
Выполняя задание, вы систематизируете информацию о чистых веществах и смесях:
составите список смесей и способов их разделения, демонстрируя знание изучаемых в курсе химии понятий и примеров, связанных с темой «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей», а также продемонстрируете умение использовать в учебной деятельности знания, полученные по другим предметам и из повседневной жизни;
проведёте классификацию изучаемых смесей и способов их разделения по существенному признаку;
конкретизируете составленные схемы классификации своими примерами;
продемонстрируете понимание значения применения смесей и знания о способах их разделения в химии и повседневной жизни.
Предварительная подготовка
Ваша группа должна систематизировать информацию, полученную при разгадывании интерактивного кроссворда. Вы можете выбрать одного человека, который будет заполнять сетку кроссворда, и одного человека, который будет выписывать названия смесей и способов их разделения, или установить очерёдность этой работы.
В процессе разгадывания кроссворда каждому из вас необходимо самостоятельно заполнить «Лист самооценки» (приложение 3).
При разгадывании кроссворда вам может потребоваться смартфон, на котором установлено приложение для работы с qr-кодами.
Выполнение задания
Откройте страницу интерактивного кроссворда, для этого перейдите по ссылке0 https://onlinetestpad.com/f6k73egskgn2o.
Слова в кроссворде можно отгадывать в любой последовательности. Впишите слова, которые можете отгадать. Время на работу с кроссвордом на этом этапе – 15 минут.
Если вы не смогли отгадать все слова, то получите у учителя практико-ориентированный вариант заданий к той же сетке кроссворда (см. приложение 2). Впишите в кроссворд те слова, которые вы можете отгадать. При необходимости вы можете посмотреть подсказку в виде иллюстрации, используя qr-код. Время на работу кроссвордом на этом этапе – 10 минут.
После завершения разгадывания кроссворда нажмите кнопку «Завершить». Проанализируйте и обсудите слова, которые вы не смогли отгадать.
Отправьте отчёт о кроссворде учителю на электронную почту … (вписать почту учителя).
На листе формата А4 составьте классификацию смесей, указанных в кроссворде, и классификацию способов их разделения по существенному признаку (выберите его самостоятельно).
Конкретизируйте составленные схемы классификации своими примерами (подберите не менее двух примеров к каждой группе).
Обсудите вопрос: «На чём основаны все способы разделения и очистки смесей?».
Каждый из вас должен заполнить «Лист самооценки» (см. приложение 3) и сдать учителю.
Презентация результата
Проведите презентацию своей работы.
Наглядные материалы
текст задания (см. Аннотация, соответствующая цели 3.0 (аналитический уровень));
практико-ориентированный вариант заданий к кроссворду, дополненный информацией в виде иллюстраций, закодированной в виде qr-кодов (см. приложение 2);
лист самооценки (см. приложение 3);
таблица перевода баллов отметку (приложение 4).
Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Предварительная подготовка |
Знакомятся с заданием, принимают учебную задачу; распределяют роли, вырабатывая групповое решение; знакомятся с листом самооценки; проверяют наличие на смартфоне приложения для работы с qr-кодами | Создаёт игровую ситуацию; сообщает учебные цели и критерии успешной деятельности; вовлекает обучающихся в обсуждение учебной задачи; раздаёт дидактический материал; осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью обучающихся |
Выполнение задания |
Разгадывают интерактивный кроссворд, используя при необходимости подсказки в виде иллюстраций; анализируют и обсуждают слова, которые не смогли отгадать; проводят классификацию смесей и способов их разделения по самостоятельно выбранному признаку; конкретизируют составленные схемы классификации; обсуждают вопрос: «На чём основаны все способы разделения и очистки смесей?»; заполняют «Лист самооценки» | Курирует групповую и индивидуальную деятельностью обучающихся: создаёт элементы состязания, проведение дискуссий; обучает по мере необходимости умениям и навыкам, которые востребованы при выполнении задания; обеспечивает положительные эмоции обучающимся |
Презентация результата |
Проводят презентацию группового решения задания; участвуют в обсуждении и оценке выполнения задания другими группами | Организует взаимооценку обучающихся в соответствии с определёнными критериями |
Форма предоставления результата (ответ на вопрос, продукт, схема, текст и пр.).
Отправление результата решения кроссворда учителю по электронной почте (эта функция имеется на сайте Online Test Pad);
схема классификации смесей;
схема классификации способов разделения смесей;
заполненные «Листы самооценки» (см. приложение 3).
Рубрикатор
Лист самооценки (3.0)
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы* |
0 | 1 | 2 |
1 | Количество отгаданных слов (22―30 слов ― 3 балла; 18―21 слово ― 2 балла; 0―17 слов ― 0 баллов) | | | |
2 | Правильно составлена классификация смесей по существенному признаку | | | |
3 | Составлена классификация способов разделения смесей по существенному признаку | | | |
4 | Конкретизирована классификация смесей (приведено по 2 примера к каждой группе) | | | |
5 | Конкретизирована классификация способов разделения смесей (приведено по 2 примера к каждой группе) | | | |
6 | Соблюдены сроки выполнения задания | | | |
7 | Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации | | | |
8 | Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации | | | |
9 | Команда активно и ответственно выполняла задание | | | |
10 | Я активно и ответственно выполнял(а) задание | | | |
СУММА БАЛЛОВ: | |
ОТМЕТКА** | |
* Баллы:
0 – работа группы не удовлетворяет данному критерию;
1 – работа группы частично удовлетворяет данному критерию;
2 – работа группы в полной мере удовлетворяет данному критерию
** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 4).
Названия универсальных компетентностей, развитию которых способствуют предлагаемые задания
Компетентность | Комментарий |
«Исследую мир» | Задание способствует осознанию значения применения смесей и знаний о способах их разделения в химии и повседневной жизни, так как текстовые определения к сетке кроссворда предлагаются обучающимся в двух вариантах: 1) теоретическом (в виде определений понятий и характеристики смесей веществ или чистых веществ, входящих в состав известных учащимся смесей); 2) практико-ориентированном (содержит описание применения рассматриваемых веществ, смесей, процессов в промышленности и быту, этимологию слов, этот вариант дополнен информацией в виде иллюстраций, закодированной в виде qr-кодов). Самостоятельный выбор основания для классификации смесей и способов их разделения позволяет систематизировать изученный материал, осуществить внутрипредметные и межпредметные связи |
«Открываю новое» | В кроссворд включены понятия и примеры, которые не рассматриваются в курсе химии 8 класса: термит, вымораживание, экстрагирование, ректификация, просеивание, декантация, центрифугирование, хроматография. Это позволяет расширять кругозор обучающихся, так как формулировки 2-го варианта текстовых определений к кроссворду, построенные на междисциплинарном и практико-ориентированном подходах, дают возможность отгадать эти слова. Такая организация учебного процесса повышает мотивацию обучающихся к изучению химии, увеличивает познавательный интерес, создавая эмоциональный подъём, вызывая чувство ожидания, удивления, озарения, интеллектуальной догадки |
«Решаю проблемы (задачи)» | При разгадывании кроссворда создаётся проблемная ситуация ─ ситуация нехватки знаний, применения знаний в новых условиях. Проводя классификацию смесей и способов их разделения, обучающиеся решают эвристическую, или частично-поисковую, задачу, которая предполагает самостоятельный поиск решения способа выполнения задания, не имеющего единственно верного варианта выполнения |
«Действую в команде» | Обучающиеся выполняют задание в группе, состоящей из 2─4 человек. Они планируют совместную деятельность, распределяют обязанности по заполнению сетки кроссворда, ведению отчётной документации, проводят обсуждение каждого слова, способов классификации смесей и способов их разделения, конкретизацию составленных схем примерами |
«Понимаю других» | Обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию мнения других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения |
«Понимаю себя» | При выполнении задания обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения. Заполняя «Лист самооценки», обучающиеся анализируют и осознают основные компоненты своей деятельности, её смысл, способы, проблемы, полученные результаты |
«Управляю собой» | Обучающие в группе самостоятельно организуют свою деятельность, используя предложенные учителем рекомендации |
Приложения Приложение 2. Практико-ориентированный вариант заданий к той же сетке кроссворда
По вертикали |
Текстовые определения | Иллюстрация |
1. Смесь, которую, согласно образному выражению, выбивают из-под ног, когда хотят помешать человеку в каком-либо деле или лишить его уверенности в успехе. | |
2. Один из лабораторных методов исследования, применяемый для выявления заболеваний и других проблем со здоровьем. | |
4. Аппарат, используемый для очистки молока или отделения сливок. | |
5. Природная смесь, необходимая для дыхания. | |
6. Способ разделения смесей, состоящих из жидких и твёрдых компонентов с разными плотностями, при помощи специальных аппаратов (центрифуг). | |
7. Слово, однокоренное слову «фильтр». | |
10. Физический процесс, протекающий при получении дистиллированной воды. | |
13. Способ разделения смеси растительных пигментов при пропускании её через слой бесцветного сорбента на индивидуальные вещества, которые располагаются в виде отдельных окрашенных зон. | |
14. Способ получения воды, практически не содержащей примесей. | |
15. Способ разделения смеси, состоящей из воды и глины. | |
18. Способ разделения смесей, для осуществления которого используется ректификационная колонна (применяется для переработки нефти, получения кислорода, азота, благородных газов из воздуха). | |
19. Природная жидкая смесь, используемая для вскармливания детёнышей | |
21. Вещество, используемое в аппаратах, применяемых для поддержания дыхания. | |
24. Один из компонентов моющих и очищающих средств | |
25. Предмет (аппарат), используемый для очистки воды от примесей. | |
27. Составная часть воздуха, используемая для создания инертной среды при проведении многих технологических процессов, упаковки пищевых продуктов. | |
По горизонтали: |
Текстовые определения | Иллюстрация |
1. Перспективные синтетические и искусственные конструкционные материалы, используемые как материал для изготовления различных изделий. | |
3. Рыхлая осадочная горная порода, используемая в качестве фильтра, например, для очистки воды в бассейне. | |
8. Жидкая смесь, используемая при засолке овощей. | |
9. Способ очистки муки от примесей. | |
11. Свойство веществ, на котором основано разделение смеси бензина и воды. | |
12. Природная смесь, используемая как для получения топлива, так и в качестве химического сырья. | |
16. Омоним слова, обозначающего «белого муравья», питающегося главным образом древесиной. | |
17. Способ получения экстрактов – вытяжек (спиртовых, водных) из растений, например, кондитерских вкусоароматических добавок, фармацевтических препаратов из корней и листьев растений. | |
20. Способ разделения смесей, используемый для получения концентрированных соков и молока, соусов. | |
22. Способ разделения смесей, используемый, например, в пылесосах. | |
23. Жидкая смесь, которую используют для варки варенья, пропитки коржей, приготовления напитков. | |
26. Способ, используемый для концентрирования растворов (например, морской воды) путём частичного удаления из них растворителя в виде льда. | |
28. Способ разделения смесей, название которого происходит от французского слова decanter ─ сцеживать, сливать. | |
29. Горная порода, с которой сравнивают науку в известном выражении, обозначающем прилежную, старательную учёбу. | |
Приложение 3. Лист самооценки
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы* |
0 | 1 | 2 |
1 | Количество отгаданных слов (22―30 слов ― 3 балла; 18―21 слово ― 2 балла; 0―17 слов ― 0 баллов) | | | |
2 | Правильно составлена классификация смесей по существенному признаку | | | |
3 | Составлена классификация способов разделения смесей по существенному признаку | | | |
4 | Конкретизирована классификация смесей (приведено по 2 примера к каждой группе) | | | |
5 | Конкретизирована классификация способов разделения смесей (приведено по 2 примера к каждой группе) | | | |
6 | Соблюдены сроки выполнения задания | | | |
7 | Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации | | | |
8 | Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации | | | |
9 | Команда активно и ответственно выполняла задание | | | |
10 | Я активно и ответственно выполнял(а) задание | | | |
СУММА БАЛЛОВ: | |
ОТМЕТКА** | |
* Баллы:
0 – работа группы не удовлетворяет данному критерию;
1 – работа группы частично удовлетворяет данному критерию;
2 – работа группы в полной мере удовлетворяет данному критерию
** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 4).
Приложение 4. Перевод баллов в отметку
Баллы | Отметка | Уровень освоения |
14―20 | 5 | Высокий |
10―13 | 4 | Оптимальный |
6―9 | 3 | Удовлетворительный |
Меньше 6 | 2 | Неудовлетворительный |
0 Для удобства использования, ссылка на кроссворд может быть указана, например, в электронном дневнике.