СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы разрешения конфликта и стратегии поведения личности. Избегание

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы разрешения конфликта и стратегии поведения личности. Избегание»

Содержание

  1. Понятие «Конфликт». Стратегии поведения Р.Блейк и Дж. Моутон.

  2. Избегание. Методы избегания конфликтов.

  3. Статья.

  4. Специальные приемы общения

  5. Плюсы и минусы стратегии «Избегание». Основные действия человека при стратегии «Избегание»






  1. Понятие «Конфликт»

  • Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

  • Каждый конфликт – это столкновение, но не каждое столкновение – это конфликт. Конфликт возникает при отрицательных эмоциях, когда человек перестает управлять собой.

Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта (самих участников) и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Естественно, что сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения. Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

  1. сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

  2. компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;

  3. избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

  4. приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

  1. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона).

Американские психологи Р.Блейк и Дж. Моутон описали модель поведения в условиях конфликта. Согласно этой модели существует два независимых параметра поведения людей в конфликте:

  1. ориентация на достижение собственных интересов и целей и

  2. ориентация на интересы другого, на учет его потребностей и желаний.

Комбинация и сила выраженности этих двух показателей дает 5 стратегий поведения в конфликте 

Кооперативность (ориент. на интересы другого)

 

Высок приспособление сотрудничество

к омпромисс

средн

и збегание соперничество

 низк

Напористость (ориент. на свои интересы)

Н изк средн высок

Показанные на схеме стратегии предполагают:

• соперничество— прямое столкновение и использование сило­вых методов разрешения конфликта;

• избежание — уход от борьбы, попытку представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе;

• приспособление — признание поражения ради сохранения отно­шений;

• компромисс — обмен уступками для достижения приемлемого соглашения;

• сотрудничество — совместную работу сторон для обоюдного удовлетворения интересов.

Избегание (уход от решения ситуации) выскальзывание из конфликта, блокировка

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Требует высокой изщренности.










  1. Избегание

  • Уход из ситуации конфликта (психический или физический) . Определяется неуверенностью человека в своих возможностях победы. При этом в его сознании происходит концентрация на возможных потерях в случае неудачного развития конфликта, и оценка негативности этих потерь слишком высоко.

  • Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если:

    • считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по

    • сравнению с другими более важными задачами;

    • знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;

    • обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

    • хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

    • считает, что решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

    • подчиненные могут сами урегулировать конфликт;

    • решение проблемы может ухудшить здоровье;

    • в конфликте участвуют трудные в общении люди – грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или это не те взаимоотношения, которые вам необходимо поддерживать.

Методы управления конфликтами:

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;

4) переговоры;

5) ответные агрессивные действия.



  1. Также избегание может выглядеть в виде прерывания контакта вообще. То есть при любом обострении конфликта , когда возникает необходимость конфронтировать, человек предпочитает выйти из отношений совсем, резко прекратить их, или начать игнорировать, саботировать, значительно увеличив психологическую дистанцию. 

Такой  способ поведения в конфликте чреват тем, что интересы, потребности все же не удовлетворяются ни свои , ни чужие. Если в паре у обоих супругов развита стратегия, то часто годами люди не разговаривают и не пытаются пойти навстречу друг другу и внешне могут даже выглядеть благополучной парой, при этом напряжение будет довольно сильным и в какой то момент это может разорвать отношения совсем. 

Избегание конфликтов, а вернее конфронтаций несомненно является результатом воспитания, когда еще в детстве внушали мысль, что конфликтовать это однозначно плохо.

Часто избегание конфликтов приводит человека к изоляции, точнее к самоизоляции. В свете сегодняшних событий такой человек вводит сам себе карантин от любых контактов , так как все контакты могут привести к конфликтам. Даже звонок по телефону для него вызывает большие затруднения. 

Если же человек с паттерном избегающего поведения все же контактирует, то у него может появиться психологические феномены , такие как дереализации или деперсонализация. То есть человек как бы не сам участвует в контакте, а лишь его оболочка.

Впрочем, искусство избегать конфликты имеет и свои плюсы, если это человек делает осознанно. Во-первых , такой человек не втягивается в ненужные ему склоки и ссоры, если это не затрагивает каких-то серьезных для него интересов. Не ведется на различные виды манипуляций, то есть он не склонен к созависимым спасательским отношениям. 

Если уступка делается чаще из страха отвержения, то остальные виды избегания вызваны страхом поглощения, то есть человек избегает прежде всего соответствовать чужой воле. В этом можно увидеть некоторую склонность к контрзависимости.

  1. Специальные приемы общения

Существуют приемы общения и воздействия на собеседника, позволяющие, уловив первые признаки зарождающегося конфликта, снять напряжение ситуации.

«Принцип Маугли». Развитие ролевого конфликта, когда участники взаимодействия не принимают роли друг друга, можно предотвратить простыми приемами. Например, прием, который называют «принцип Маугли» (помните – «мы с тобой одной крови»?): когда оба его участника претендуют на роль «начальника», иногда достаточно сказать: «Вы сами руководитель и, конечно, лучше меня понимаете, что в такой ситуации я не могу поступить иначе».

«Принцип понимания». Для предотвращения эмоционального конфликта, когда очевидно, что человек взволнован и не способен оценить ситуацию и понять собеседника, спокойно и уверенно сказанной фразой типа: «Я понимаю вас. Конечно, это очень неприятно, но что же нам с вами делать? Посудите сами и т. д.» следует направить собеседника в сторону рационализации ситуации, заставляя его задуматься над путями выхода из затруднения. Таким образом, вы превращаете ситуацию из эмоциональной в рациональную, постепенно снижая высоту эмоционального напряжения.



  1. Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом

  • Тактика демонстративного ухода

  • Отказ от применения силовых методов

  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов

  • Отрицание важности и серьёзности конфликта

  • Преднамеренное замедление в принятии решений

  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!