Тема: Решение задач при помощи систем уравнений.(9 класс)
Цели и задачи: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме «системы уравнений с двумя переменными». Рассмотреть различные способы решения текстовых задач практического содержания.
План урока:
1. Организационный момент (беседа о применении алгебраических навыков при решении геометрических, физических, химических, экономических и бытовых задач)
2.Устная работа (фронтальная)
3.Решение задач геометрического содержания при помощи системы ур-й двумя способами.(графический и подстановка)
4.Решение задач на движение (способ сложения)
5. Решение задач на смеси и сплавы.
6.Обобщение материала урока.
7. тест со взаимопроверкой.
8.Дом. задание.
Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийная установка)
Материалы к уроку: Презентация, карточки с тестами в 2 вариантах по количеству учащихся. Учащимся необходимы циркули, линейка, карандаш.
I Устная работа.
1.Выразите одну переменную через другую (слайд3)
у-2х=2
х-3у+1=0
ху=6
3х+2у=5
2.Какую фигуру задаёт уравнение ?
у=0,5х²+1
х²+у²=4
ху+1=0
ху+1=0
2х+3у=4
(х-2)²+(у+3)²=49
3.Перечислите способы решения систем уравнений
4.Каким из способов лучше решить систему?
II Применение систем уравнений при решении геометрических задач
Диагональ прямоугольника 10 см., а одна из сторон на 2 см.больше другой. Найдите стороны прямоугольника.
Применение систем уравнений при решении задач на «движение»
Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,
навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.
С какой скоростью шёл каждый пешеход?
1 случай | v | t | S |
I пешеход | | | |
IIпешеход | | | |
2случай | v | t | S |
I пешеход | | | |
IIпешеход | | | |
Применение систем уравнений при решении задач на « смеси и сплавы»
Имеется два сплава . I сплав содержит 10% никеля, а II – 30% никеля. Из этих сплавов получили третий сплав массой 20 кг., содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса I сплава меньше массы II сплава?
| m сплава | % содержание никеля | m никеля в сплаве |
I сплав | | | |
IIсплав | | | |
IIIсплав | | | |
III Тест в двух вариантах на 5-7 минут. Затем взаимопроверка по слайду на доске.
Вариант I_______________________________________________________
1.Выразите переменную у через х:
а) 2х+у=7 у=_______________
б) 2у-6х²=4 у=_______________
2.Схематически изобразите графики и укажите количество решений.
У =х²+1
х²+у²=4
Ответ:________________
3.Составьте систему уравнений по условию задачи:
Площадь прямоугольника 28 см², а его периметр 22 см.
Найдите стороны прямоугольника.
Вариант II_______________________________________________________
1.Выразите переменную у через х:
а) -3х+у=8 у=_______________
б) 2у+6х²=10 у=_______________
2.Схематически изобразите графики и укажите количество решений.
У =х³
ху=8
Ответ:________________
3.Составьте систему уравнений по условию задачи:
Площадь прямоугольника 36 см², а его периметр 26 см.
Найдите стороны прямоугольника.
Ключи к тесту
I вариант II вариант
1.а) у=-2х+7 1. а) у=3х+8
б) у=3х²+2 б) у=-3х²+5
2 . 2.
Два решения
Два решения
Подводятся итоги урока: Что повторили, способы решения систем, достоинства и недостатки каждого способа. Итоги теста.
Домашнее задание:
№474, №448(б) №452