Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов
Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье.
Психорегуляция включает в себя:
Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:
"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".
Ну а если учитель испытал стресс?
Как помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:
Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".
Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
Задержать дыхание на 10-20 секунд;
Посчитать до десяти;
Перебрать бумаги на столе;
Посмотреть в окно или в сторону открытой двери;
Несколько минут подержать руки под прохладной водой.
Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...
Перейти как можно в более удалённое место (другой кабинет, улица) от «зоны конфликта»;
Поговорить с коллегами на отвлечённую тему;
Арт-терапия (слушание музыки, поход в театр, живопись…)
По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.
Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.
Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".
Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
При совладании со стрессом появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности.