План-конспект занятия №___
Дата «__»_____________года
Группа 3, третий год обучения |
Объединение: студия «Узелковая фантазия» |
Педагог: Комолова Анна Владимировна |
|
Тема занятия: Способы соединения кружева и ткани. Выполнение кармана «Лакомник» с кружевом (1-ое занятие) |
Цель: познакомить с технологией декоративного оформления изделия из ткани кружевными элементами |
Задачи: образовательная – познакомить с технологией соединения кружева и ткани в процессе выполнения кармана «Лакомник» развивающая – расширять знания учащихся о русском народном костюме и его элементах; продолжать формировать эстетический вкус; воспитательная – воспитывать уважение к народным традициям и ремеслам. |
|
Тип занятия: комбинированное |
Вид занятия: проект |
Форма организации: индивидуальная |
|
Оборудование, дидактический материал |
- наглядный материал: кроссворд «Лакомник», фотоматериал из интернета по теме «Карман-сумочка «Лакомник», карточки «Технология выполнения швов для соединения кружева и ткани», карта-инструкция для индивидуального проекта (каждому учащемуся); |
- оборудование и инструменты: шаблоны-выкройки «Карман «Лакомник», ножницы, иглы, булавки портняжные; |
- материалы для работы: фетр или плотная ткань разных цветов, кружевные элементы выполненные заранее или купленные, тесьма, мулине и швейные нити разных цветов. |
|
План занятия
Организационная часть
Актуализация опорных знаний
Изучение теоретических сведений
Практическая часть
Повторение и закрепление изученного материала
Подведение итогов
Ход занятия:
1. Организационная часть
Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм
2. Повторение пройденного материала.
Разгадывание кроссворда «Лакомник» (приложение 1)
3.1 Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.
Педагог. Центральным словом кроссворда является «Лакомник». Дети, а знаете ли вы его значение и что это?
Учащиеся. Предлагают варианты ответов.
Педагог. В ходе рассказа выкладывает на столе фотографию русского народного костюма молодой девушки и увеличенный фрагмент с карманом-лакомник (приложение 2). Лакомник – это элемент русского народного костюма, является женским поясным подвесным карманом. В разных губерниях России в прошлом этим словом обозначали разные сумки:
- Пермская губерния – сума, котомка, в которой крестьяне носят пищу в поле?
-Архангельская губерния – выражение «Идти по лакомке» обозначает погулять и полакомиться.
Второе название этой сумочки-кармана – гаман.
Женщины шили для себя гаманы из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Гаман, как правило прикрепляли к поясу, завязывающемуся на талии, или подшивали к внутренней стороне юбки.
Педагог добавляет фотографии с лакомниками выполненными в разной традиционных техниках: вышитые золотым шитьем, крестом, тамбурным швом и с вышивкой саженье по бели, лоскутные, тканные (приложение 3).
Праздничные гаманы богато украшались. Многие из них орнаментировались вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, украшались бисером, лентами, позументом, цветными пуговками.
Девушки и молодые женщины старались сделать для себя праздничный гаман особенно нарядным, клали в него платочек, гребень, зеркальце, гостинцы, сладости, лакомства.
С.В Горожанкина и Л. М. Зайцева в своей книге «Русский народный свадебный костюм», описывают карман - лакомник как замечательное дополнение к поясу и костюму в целом.
Лакомник расшивался яркой шерстью, шился из бархата и темного холста.
В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.
Загашник – еще одно название кармана, потому, что прикрепляли его к гашнику или агашнику- плетеному поясу.
Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, класть туда платочек, когда шла в другую деревню на праздник или угощение, полученное от парня, деньги, мелкие предметы. Старушка могла держать в кармане гостинец для внуков. Пожилые, из осторожности, часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Если вспомнить, что пояс-шнур, на котором держалась юбка-понька, называется «гашник», то выясняется прямой смысл откладывания денег в «загашник», то есть в карман, спрятанный под одеждой.
Современный кошелек отличается от нашего гамана или кошеля для денег, да и карман претерпел много изменений, но они «одного поля ягодки». Сумочки- кисеты тоже «стоят в одном ряду» с нашим лакомником.
В наше время такой аксессуар на шнуре или лямке предпочитает множество женщин, дополняя ним современную одежду, используют для хранения денег, документов и сотовых телефонов. Не потерял актуальности карман-лакомник и в своем первоначальном виде: он по-прежнему прекрасно дополняет народный и сценический костюм.
Кстати говоря, подобные "поясные мешочки" широко бытовали в Норвегии и Ирландии. в Ирландии они были преимущественно вязанные крючком, и частенько в технике того самого Ирландского кружева... назывались они, если я не ошибаюсь, мешочки для монет.
Сегодня мы будем учиться технологии пришивания кружева, но для того чтоб наша работа имела значение выполним для себя или в подарок близким карман-лакомник.
3.2 Теоретическая часть.
Педагог. Наша работа будет выполняться как мини-проект, потому, что каждая из вас разработает свой дизайн лакомника с кружевом. Берите карту-инструкцию (приложение 2) и начнем её заполнять, отбирая необходимые элементы и способы выполнения изделия.
В процессе работы по заполнению карты-инструкции каждый учащийся определяется с:
- названием изделия;
- формой изделия (в соответствии с видом шаблона-выкройки или разрабатывает свой);
- видом материала, его цветом для выполнения изделия;
- элементами кружевной отделки;
- способом соединения кружева и ткани (используя карточки «Технология выполнения швов для соединения кружева и ткани»), учащиеся обсуждают соединительные швы и выбирают подходящий для них;
- последовательность выполнения технологических операций.
Педагог. Предлагаю выполнить не просто карман-лакомник, а с определенным орнаментом. Вспомним основные символы русского орнамента и их значение. Их мы изучали в роспись яичной скорлупы и вышивке.
Учащиеся. Отвечают по очереди с опорой на фотоматериалы приложения 3.
Квадрат и ромб – женский символ поля. Если в центре фигуры изображен крест или точка – это засеянное поле. Плодородие и удача в денежных делах.
Круг, цветок на 8 лепестков – символ солнца, тепла и света.
Птица, петух – символ божественной воли, защита дома.
Берегиня – символ, защищающий семью.
Вазон, букет – символ семьи, образ дерева жизни.
Мельничка, крест – символ удачи, единения семьи, древнее изображение огня.
Рыба – символ здоровья.
4. Практическая часть
Самостоятельное выполнение изделия учащимися:
- вырезание заготовок;
- выкладывание узоров кружевными элементами;
- пришивание фрагментов выбранным способом.
Педагог помогает отстающим и в сложных ситуациях. В процессе работы может дополнятся и изменятся конструкция, все изменения фиксируют в карте-инструкции.
5. Повторение и закрепление нового материала.
Педагог. Эта часть работы подошла к завершению. Наследующем занятии мы закончим ваши изделия. А сейчас поиграем в «Дополни предложение». Напоминаю, играем двумя командами: сидящие справа команда …, сидящие слева - … Команды отвечают на вопросы по очереди, а неправильный ответ – потеря вопроса. На него отвечают соперники.
Предложения:
1, В Архангельской губернии «Идти по лакомке» обозначает…
2. Кармана, потому, что прикрепляли его к гашнику или агашнику- плетеному поясу называли…
3. Старушки могли держать в кармане….
4. Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, класть туда…
5. Лакомник расшивался…
6. В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для…
6. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
Педагог. Вы все потрудились на славу. Теперь определимся с чего начнем работу в следующий раз, а что можно доделать дома.
Каждый учащийся в карте-инструкции отмечает, что успел сделать, а потом показывает работу и говорит всем. Педагог вносит предложения, что можно доделать или нужно переделать дома.
Список использованной литературы и источников информации:
Курбатская Н.С. Фриволите: Новые идеи и новые схемы. – М.: «Культура и традиции», 2002. – С.30
Марилиза Эдони. Кружево фриволите: Искусство плетения челноком
http://www.liveinternet.ru/users/los-ku-tik/post276877619
Лакомник от Ирины Ткачевой
http://rtrclub.ru/library.php?id=139
Лакомник – сумочка-карман для мелочей. Сударушка. Клуб русского традиционного рукоделия.
http://alovchany.blogspot.co.uk/2013/10/russian-pocket-history.html
Уют своими руками: из истории карманов. Блог Марии Новоселовой
Приложение 1
Кроссворд «Лакомник»
| | | 1 | и | г | Л | а | | | | | |
| | | | 2 | н | А | с | т | и | л | | |
| 2 | ш | т | о | п | К | а | | | | | |
| 3 | ф | е | с | т | О | н | ч | а | т | ы | й |
| | | 4 | т | а | М | б | у | р | н | ы | й |
5 | ш | а | б | л | о | Н | | | | | | |
| | | 6 | б | р | И | д | а | | | | |
7 | с | к | о | л | о | К | | | | | | |
Инструмент для выполнения шов.
Шов выполняемый пропуском нитей основы: над иголкой, под иголкой
Используется для заполнения фигур в кружеве тенерифе.
Процесс заполнения прорехи в ткани, выполняемый швом настил.
Шов, выполняемый обводом нити в форме петли вокруг выходящего конца иглы.
Стежок для украшения одежды вышивкой.
Приспособление для плетения кружева тенерифе.
Натянутая нить от края к краю и обвитая швом кардоне (используется в вышивке Ришелье и румынском кружеве).
Подготовленный на ткани или картоне рисунок для выполнения игольного кружева.
Приложение 2

Приложение 3





Приложение 4
Карта-инструкция для индивидуального проекта
Фамилия, имя учащегося | |
Название изделия | |
Конструкторские особенности изделия: - форма изделия - вид материала, его цветовое решение; - элементы кружевной отделки; - способом соединения кружева и ткани - основные детали | планируемые | фактические |
| |
4. Последовательность выполнения технологических операций: | | |
5.Оценка выполненной работы: |
критерии оценки | самооценка | оценка педагога |
Все получилось хорошо | | |
Что можно улучшить | | |
Подбор материала | | |
Прочность и качество выполненной работы | | |
Аккуратность работы | | |
Оригинальность оформления изделия узором | | |
Рекомендации других учащихся: