СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП. Повторение. 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному

Средства                   связи                   в сложноподчинённом предложении.

Знаки  препинания   в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными.                    Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним и несколькими придаточными

Просмотр содержимого документа
«СПП. Повторение. 11 класс»

ТЕМА: Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному

Средства связи в сложноподчинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним и несколькими придаточными.

Ход урока

  1. Сегодня мы продолжаем подготовку к ЕРЭ. Нам предстоит вспомнить сложноподчиненные предложения и их типы. Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся). Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать виды СПП и виды придаточных предложений; усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения; различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова)

  2. Расставить ударение в словах:

Лгала, клала, пролила, порвала, на торте, премировать, сверлишь, намерение, принявший, звонишь, поняв, начала, включим, принялась, черпать, заняла.

 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с пятидесятью рублями

2) оденьтесь теплее

3) высохла

4) спелых абрикосов



  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Потребляя небольшое количество топлива,

  1. 1) сберегаются энергоресурсы.

  2. 2)машина может развивать высокую скорость.

  3. 3) решается задача энергосбережения.

  4. 4) одно из достоинств машины – экономичность.



  1. Повторим орфографию.

- От чего зависит выбор безударной гласной в личных окончаниях глаголов? (от спряжения);

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий? (от спряжения или инфинитива глаголов).

деревья руш..тся (А) движ..щаяся артиллерия (У)

звуки слыш..тся (А) щекоч..щий лицо ветер (У)

молнии блещ..т (У)

колыш..щиеся ветки (У)

листья держ..тся (А)

трепещ..щие от восторга (У)



  1. Перепишите предложение и расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения:

Пригреваемый весенним солнцем (1), князь Андрей сидел в коляске (2), поглядывая на первую траву (3), первые листья берёзы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков(6), разбегавшихся по яркой синеве неба.

  1. - Приступим к повторению теоретического материала о СПП. С помощью информационных кнопок отвечаем на вопросы. У вас есть распечатанные таблицы, которые помогут вам в течение урока.



  1. Что такое СПП?

  2. Из чего состоит СПП?

  3. На какие три группы делятся все придаточные?

  4. Назовите обстоятельственные придаточные.

  5. С помощью каких средств связи соединяются придаточные предложения с главным?

- Вспомним, как отличить союзные слова от союзов. (таблица)

Союзы:

  • не являются членами предложения;

  • можно заменить другим союзом;

  • можно опустить

Союзные слова:

  • являются членами предложения;

  • возможна замена знаменательной частью речи;

  • нельзя убрать

- Кроме союзных слов и союзов есть ещё и указательные слова, которые тоже являются средством синтаксической связи в СПП. Расскажите о них.

(В главном предложении употребляются указательные слова, а в придаточном – союзы и союзные слова)

1.Заполните «слепую» таблицу

Определитель-

ные

?

Обстоятель-

ственные

?

Падежные вопросы

?



2.Тест «Подчинительные союзы и союзные слова» (раздаточный материал)

Проверяется с помощью смарт-доски



Выберите правильный ответ (можно пользоваться таблицей):

1. Подчинительные союзы бывают:

  1. изъяснительные

  2. определительные

  3. обстоятельственные места

2. Всегда присоединяются союзными словами придаточные предложения:

1) изъяснительные

2) определительные

3) обстоятельственные

3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных

1) пусть, пускай

2) хотя

3) несмотря на то что

4) с тем чтобы

4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:

1) В то время как

2) Потому что, ввиду того что

3) Если, раз, если-то

4) Чем-тем

5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:

1) так что

2) для того чтобы, чтобы

3) вследствие того что, потому что, так как

4) пока, с тех пор как

- А теперь составьте алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы;

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения;

3) поставить вопрос от главного к придаточному;

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

5) по вопросу определить вид придаточного.

Тренировочные упражнения



1.Синтаксический разбор предложения:

Он не слыхал, как подымался жадный вал, ему подошвы подмывая, как дождь ему в лицо хлестал, как ветер, буйно завывая, с него и шляпу вдруг сорвал.



2.Определить правильную характеристику СПП (провести соответствие): (работа в парах)

1. Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть

1. обстоятельств. сравнения

2. Все трясогузки помчались за ним, как комары несутся к добыче.

2.обстоятельств. уступки

3.Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

3.обстоятельств. цели

4.С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вставали вместе с нами.

4.определительное

5.Утром, когда солнце взошло, я увидел одуванчики, раскрывшие свои «ладошки».

5.обстоятельств. времени

6.Сколько я ни ходил, встретить медведя мне в этот раз так и не удалось.

6. обстоятельств. причины

3.Найти соответствия



1. Сегодня в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация, так что весь муравейник вылез наверх.

Образ действия и степени

2. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зелёные сосны, поднялся орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился.

Обстоятельственное места

3.Работа шла так бойко, что дятлы на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Изъяснительное

4.Многие думают, будто встретить медведя легко

Обстоятельственное следствия

4. Тестовое задание.

1. Укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3) Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.

2. Укажите номер СПП с придаточным определительным.

1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2) Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

3) Когда я впервые увидел море, оно взволновало и поразило меня.



3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1) Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2) Нет истины, где нет любви.

3) Недаром говорится, что дело мастера боится.

4. Укажите СПП с указательным словом.

1) Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило его.

2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3) Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.

5.Укажите номер СПП с союзным словом.

1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3) Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.



5. Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё жилище.

2) Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

3) Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

4) Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

2. Укажите номер СПП в1-м задании, выпишите его и определите тип придаточного.

1) 2) 3) 4)

______________________________________



3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.



2) Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.

3) АДРЕСАТ должен сам прийти на почту за письмом.

4) Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

4. Укажите номер СПП в 3-м задании, выпишите его и определите вид придаточного.

1) 2) 3) 4)

______________________________________



Ключ: 1-3; 2-1, изъяснительное; 3-2; 4-4, изъяснительное.



Вариант 2

1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре заочно.

2) Защита ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.

3) На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М.Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

4) Посещение дельфинария помогает получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии.

2. Укажите номер СПП в 1-м задании, выпишите его и укажите вид придаточного предложения.

1) 2) 3) 4)

______________________________________



3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

2) При раскатывании теста необходимо СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.

3) Главной, ЕДИНИЧНОЙ его страстью была любовь к наукам.

4) После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о его вручении.

4. Укажите номер СПП в 3-м задании, выпишите его и определите вид придаточного.

1) 2) 3) 4)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!